Урок по развитию речи по теме «Стили речи»

Как давно вы писали настоящее письмо? А хранят ли ваши мамы письма и открытки, подаренные им давным-давно? в чем же прелесть настоящего письма?.... такими или примерно такими словами можно начать этот урок. Данный урок может использоваться для 5-6-тиклассников в системе уроков по развитию речи по теме : «Стили речи». На уроке обучающиеся в игровой форме знакомятся с основными признаками эпистолярного жанра, участвуют в ролевой игре, составляют текст поздравительной открытки. Работа на уроке стро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по развитию речи для 5-6 классов

Автор: Бодрова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, МОУ лицей № 9, Дзержинского района г.Волгограда

ТЕМА: «Я к вам пишу…» Эпистолярный жанр: вчера и сегодня.

ЦЕЛИ:- узнать, что такое эпистолярный жанр и каковы его признаки;

- учиться находить признаки данного жанра в тексте;

- развивать устную и письменную речь;

- воспитывать бережное отношение к слову.

ПЛАН УРОКА.

  1. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

  2. «Слушай и учись!»теневой театр: письмо Ваньки Жукова дедушке (отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька»).

  3. Работа с текстом (лексика), запись определения и признаков.

  4. «Читай и исправляй!». Редактирование (ролевая игра). Работа с отрывком из повести Э. Успенского «Трое из Простаквашино»(орфография ).

  5. «Пиши и читай!»СМС- современное мини-письмо(творческая работа).

  6. Рефлексия. Оценки.

  7. Домашнее задание.

КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. Мне очень жаль, что последнее время люди все реже пишут письма. В наше время, когда можно легко связаться по мобильному телефону с любым человеком. Независимо от того, где он находиться, мало кто обращается к белому листу бумаги, чтобы передать свои мысли и чувства другому человеку таким «устаревшим» способом. А раньше письмо было единственным средством общения на расстоянии. Многие писатели обращались к эпистолярному жанру для создания целых романов в письмах.

- Вам знаком этот термин? Что такое эпистолярный жанр?

Итак, тема нашего урока (см. на доску)СЛАЙД 1.

- Как мы можем сформулировать цели сегодняшнего урока?

(СЛАЙД 2)

  1. На 1 этапе нашего урока ( я назвала его «Слушай и учись!») послушаем отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька». Перед нами главный герой.

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР.

Оборудование: белая ширма, настольная лампа для подсветки, свеча, гусиное перо.

АВТОР: Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой помятый лист бумаги, стал писать. Бумага лежала на скамье, сам он стоял перед скамьей на коленях.

ВАНЬКА: Милый дедушка, Константин Макарыч!

И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

АВТОР: Ванька вздохнул и продолжал писать.

ВАНЬКА: А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня на двор т отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.(пауза)

А на неделе хозяйка мне велела почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.(плачет)

А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях… Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой в деревню, нету никакой моей возможности…

Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…

Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай!

АВТОР: Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: «На деревню, дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу.



  1. Работа с текстом.

- Перед вами текст письма. Скажите, как начинается и чем заканчивается письмо?

- Обратите внимание на обращения. Прочтите, как обращается мальчик к адресату своего письма?

(Предаются чувства мальчика, уважение, отчаянная просьба..)

- Какое незнакомое слово нам встретилось?

(Шпандырь - профессионализм0 Обращаемся к Чехову.)

- Какие просторечные слова использует автор письма? Для чего их вводит автор? ( речевая характеристика героя)

-Какие события из своей жизни описывает в письме мальчик?

Итак, что же такое эпистолярный жанр? К какому роду литературы он относится? Сформулируем его признаки

(СЛАЙД 3.)

Эпистолярный жанр ( от греч. Эпистола = послание) - один из лирических жанров. Может быть в стихах и прозе. Основные признаки:

1)монологическая речь;

2)содержит рассказ о событиях;

3)передается от первого лица;

4) есть обращения;

5) выражаются чувства и мысли.



  1. «Читай и исправляй!». Редактирование (ролевая игра).

- Эпистолярный жанр вам, безусловно, знаком. Вы встретите его не только в книгах, но даже в любимых вами мультипликационных фильмах. Ну-ка вспомните, в каком мультфильме герой пишет письмо.

(МУЛЬТФИЛЬМ «Трое из Простаквашино»).

Переходим на второй этап ( на доске «Читай и исправляй!»)

Я предлагаю вам поиграть… в редакторов. Итак (пауза), уважаемые редакторы, нам необходимо в кратчайшие сроки исправить поступившее в нашу редакцию письмо так, чтобы оно уже не вызывало паники у папы и мамы. Прежде сверимся с заданием ( см. СЛАЙД 3) Так.

-Скажите, речь в письме монологическая или это диалог?

- О каких событиях идет речь?

- Есть обращения? Назовите.

- Выражены чувства? В каком предложении?

- От чьего лица ведется рассказ? (ага, вот и выяснили, в чем причина. Нарушен принцип эпистолярного жанра! Срочно исправить! Убрать все нарушения и ошибки!)

К ДОСКЕ! Остальные - в группах.

Мои папа и мама!

Я живу хорошо, просто зомечательно! У меня все есть. Есть свой дом, он теплый. В нем одна комнота и кухня.

Я без вас очень скучаю.

А здоровъе мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливаеться.

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплеться, хоть в дом не зоходи. Зато новая ростет чистая и шелковистая. Так что лахматость у меня павысилась!

Досвидания.

Ваш сын, Дядя шарик.

(Слушаем исправленные варианты, убеждаемся, что признак эпистолярного жанра восстановлен, что все ошибки исправлены).

- Так, уважаемые редакторы, с заданием справились. Теперь данный текст выстроен в соответствии со всеми признаками эпистолярного жанра. Но… что-то мы потеряли. Что? Письмо перестало быть смешным. Автор специально изменил принципам построения послания, чтобы создать комический эффект. Так, возьмем на заметку!

5. Переходим к третьему этапу нашего урока. «Пиши и читай!»

- В нашей современной жизни все же осталась возможность написать письмо. Правда, оно настолько сократилось, и называют его…?

Я считаю, что к написанию даже такой маленькой эпистолы нужно подходить ответственно. Неграмотно написанная электронная записка может испортить вашу репутацию. А ведь даже в таком небольшом по объему письме можно выразить свое отношение к человеку, передать свои чувства. Сегодня мы потренируемся в составлении оригинальных поздравительных СМС. Какой праздник близится? Но… сегодня у нас День гуманитарных наук. А еще именно сегодня в нашем лицее состоится торжественное открытие Центра Культуры речи. Я предлагаю вам поздравить своих друзей, родных, президента с Днем русского языка, который празднуется октября. Помните, вы ограничены 3-4 предложениями.

(слушаем готовые, находим по одному признаку эпистолярного жанра).

  1. РЕФЛЕКИЯ.

Что ж урок подходит к концу. Мне важно услышать ваше мнение о нем. Давайте сделаем это, закончив предложения.

(СЛАЙД 4) Достигнуты цели урока, которые мы поставили в начале? Вы сегодня были замечательными помощниками, спасибо.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Я ведь не только учитель русского языка. Но и литературы. Мне хочется, чтобы вы как можно больше читали, учились бережно относиться к слову. Я предлагаю вам вот такое домашнее задание (СЛАЙД 5)

Мне будет очень интересен выбор вашего адресата.

ОБЪЯВЛЯЕМ КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ СОЧИНЕНИЕ!





© 2010-2022