Технологическая карта урока литературы по теме Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказах Чехова (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон»

Цель:

1.Расширить углубить представление учащихся о личности и творчестве русского писателя А. П. Чехова.

Научить учащихся на примере анализа рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» выделять в художественном тексте средства создания юмора.

Задачи:

обучающие - формирование умения анализировать текст произведения, определять авторскую позицию и средства ее выражения, формирование навыков выразительного чтения.

развивающие - развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания.

воспитывающие - воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, нетерпимости к проявлениям угодничества, чинопочитания, самоуправства.

Опережающие задания: прочитать рассказ А.П.Чехова «Хамелеон», нарисовать к нему иллюстрации. Инд. задание: подготовить информацию о значениях слова «хамелеон» по толковым словарям разных авторов.

Оборудование:

  1. Компьютер, экран

  2. Мультимедийный проектор

  3. Презентация «А. П. Чехов»

  4. Карточки, рисунки, опорная схема к рассказу «Хамелеон».

  5. Выставка разных изданий произведений А.П.Чехова.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;

понимать: тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;

уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и к поступкам других.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный

Сегодня у нас в гостях известный вам писатель. Попробуйте угадать его фамилию по псевдонимам: Анче; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; . Лаэрт; Прозаический поэт; Рувер; Рувер и Ревур; Улисс; Человек без селезёнки.

Как вы понимаете смысл эпиграфа:

«В человеке все должно быть прекрасно»?

Ученики угадывают имя А.П.Чехова.

Оформление тетрадей.


  1. 2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Беседа по вопросам:

1.Какими произведениями А. П. Чехова вы знакомы?

2.Что связывает творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и

А. П. Чехова?

История создания рассказа «Хамелеон» (1884г.)

1.Рассказы «Каштанка», «Ванька Жуков», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.

2.Оба писателя являются сатириками. А. П. Чехов продолжает традиции Салтыкова-Щедрина: продолжает беспощадное обличение российской действительности, использует прием «говорящие» фамилии, контрастное изображение событий и характеров, роль смеха (сатирического).

Рассказ создавался в 80е гг. - «эпоха безвременья», реакции после убийства Александра II, цензурный комитет закрывает «Отечественные записки» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

3.Этап выявления места и причины затруднения

Просмотр презентации «А. П. Чехов».

Какие качества, черты характера А. П. Чехова помогли ему стать великим русским писателем?

Трудолюбие, талант, артистичность, доброта, любовь к людям.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Работа по карточкам

Обсуждение в парах.

5. Этап реализации построенного проекта

Проверка ответов. Работа по опорной схеме к рассказу «Хамелеон»

Что разоблачает А. П. Чехов в современной ему действительности, какие человеческие пороки высмеивает,

с какой целью?

Работа в группах

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выразительное чтение фрагмента рассказа

- Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении).

Языковедческая работа с текстом.

1. Что кажется смешным в рассказе «Хамелеон»?

2. А что вызывает грусть при чтении рассказа?

3. Какие новые слова узнаем?

а) Работа группы чтецов (с обоснованием чтения роли).

б) Оценка иллюстраций.

1) Юмор - изображение смешного в жизни людей и общества.

2) Деталь - мелочь, черточка. Художественная деталь - смысл слова расширяется, социально значима, имеет композиционно - структурное значение (через весь рассказ проходит образ «шинели»).

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Сочинение - миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».

Проверка сочинения и его оценивание.

А. П. Чехов - это…

У А. П. Чехова я учусь…

Рассказ «Хамелеон» научил меня…

Смех в произведении помогает писателю бороться с…

В наши дни рассказ Чехова «Хамелеон»…

8.Этап включения в систему знаний и повторения

  • 1.Какой смысл заключен в названии рассказа?

  • 2. Одинок ли Очумелов в своих «превращениях»?

  • 3.В чем суть «хамелеонства» как социального явления?

1.Очумелов 6 раз меняет свою точку зрения

2. Хрюкин и толпа

1. Страшное общественное явление в силу своей распространенности, всеобщности, будничности;

2. Символ беззакония, «власти сильных».

9.Этап рефлексии

а) закончить предложения:

1. Я сегодня задумался (лась) о …

2. Мне сегодня понравилось …

3. Я изменил (а) мнение о …

4. Я научился (лась)…

б)оценки за урок

Домашнее задание. Инструктаж по выполнению.

1. Подготовка устного рассказа «Чехов в воспоминаниях современников». 2.Прочитать рассказ «Злоумышленник» (краткий пересказ + выразительное чтение). 3.Подготовить связный рассказ «Над чем мы смеемся и грустим, читая рассказы Чехова?»





Опорная схема
к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»



Жанр

произведения


Тема

произведения

Автор высмеивает

человеческие

пороки (недостатки)

Сюжет

произведения (одним предложением)

1.Комическая

сценка

2.Рассказ


1.О человеке- «хамелеоне» и судьбе

собаки - «слабого существа»

2. О «хамелеонстве» как социальном явлении

1. Трусость;

2. Угодничество;

3.Чинопочитание;

4.Самоуправство

«Полицейский надзиратель Очумелов решает судьбу несчастной собаки, постоянно меняя свою точку зрения».





Средства создания комического

1. «Говорящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин)

2. Художественные детали (шинель Очумелова; узелок, корзина с конфискованным крыжовником, окровавленный палец Хрюкина).

3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); вульгаризмы (просторечные слова).

4. Смех (юмористический и сатирический; веселый и грустный).

Литература:

  1. Литература 7класс. В. Я. Коровина. Москва, «Просвещение», 2014г.

  2. А. П. Чехов (биография писателя). А. П. Чудаков. Москва, «Просвещение», 1987г.

  3. Литература в 7 классе. Урок за уроком. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. Москва, «Русское слово», 2008г.


© 2010-2022