- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока литературы по теме Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказах Чехова (7 класс)
Технологическая карта урока литературы по теме Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказах Чехова (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сироткина Л.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон»
Цель:
1.Расширить углубить представление учащихся о личности и творчестве русского писателя А. П. Чехова.
Научить учащихся на примере анализа рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» выделять в художественном тексте средства создания юмора.
Задачи:
обучающие - формирование умения анализировать текст произведения, определять авторскую позицию и средства ее выражения, формирование навыков выразительного чтения.
развивающие - развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания.
воспитывающие - воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, нетерпимости к проявлениям угодничества, чинопочитания, самоуправства.
Опережающие задания: прочитать рассказ А.П.Чехова «Хамелеон», нарисовать к нему иллюстрации. Инд. задание: подготовить информацию о значениях слова «хамелеон» по толковым словарям разных авторов.
Оборудование:
-
Компьютер, экран
-
Мультимедийный проектор
-
Презентация «А. П. Чехов»
-
Карточки, рисунки, опорная схема к рассказу «Хамелеон».
-
Выставка разных изданий произведений А.П.Чехова.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;
понимать: тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;
уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и к поступкам других.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивационный
Сегодня у нас в гостях известный вам писатель. Попробуйте угадать его фамилию по псевдонимам: Анче; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; . Лаэрт; Прозаический поэт; Рувер; Рувер и Ревур; Улисс; Человек без селезёнки.
Как вы понимаете смысл эпиграфа:
«В человеке все должно быть прекрасно»?
Ученики угадывают имя А.П.Чехова.
Оформление тетрадей.
-
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
Беседа по вопросам:
1.Какими произведениями А. П. Чехова вы знакомы?
2.Что связывает творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и
А. П. Чехова?
История создания рассказа «Хамелеон» (1884г.)
1.Рассказы «Каштанка», «Ванька Жуков», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.
2.Оба писателя являются сатириками. А. П. Чехов продолжает традиции Салтыкова-Щедрина: продолжает беспощадное обличение российской действительности, использует прием «говорящие» фамилии, контрастное изображение событий и характеров, роль смеха (сатирического).
Рассказ создавался в 80е гг. - «эпоха безвременья», реакции после убийства Александра II, цензурный комитет закрывает «Отечественные записки» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3.Этап выявления места и причины затруднения
Просмотр презентации «А. П. Чехов».
Какие качества, черты характера А. П. Чехова помогли ему стать великим русским писателем?
Трудолюбие, талант, артистичность, доброта, любовь к людям.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Работа по карточкам
Обсуждение в парах.
5. Этап реализации построенного проекта
Проверка ответов. Работа по опорной схеме к рассказу «Хамелеон»
Что разоблачает А. П. Чехов в современной ему действительности, какие человеческие пороки высмеивает,
с какой целью?
Работа в группах
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Выразительное чтение фрагмента рассказа
- Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении).
Языковедческая работа с текстом.
1. Что кажется смешным в рассказе «Хамелеон»?
2. А что вызывает грусть при чтении рассказа?
3. Какие новые слова узнаем?
а) Работа группы чтецов (с обоснованием чтения роли).
б) Оценка иллюстраций.
1) Юмор - изображение смешного в жизни людей и общества.
2) Деталь - мелочь, черточка. Художественная деталь - смысл слова расширяется, социально значима, имеет композиционно - структурное значение (через весь рассказ проходит образ «шинели»).
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Сочинение - миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».
Проверка сочинения и его оценивание.
А. П. Чехов - это…
У А. П. Чехова я учусь…
Рассказ «Хамелеон» научил меня…
Смех в произведении помогает писателю бороться с…
В наши дни рассказ Чехова «Хамелеон»…
8.Этап включения в систему знаний и повторения
-
1.Какой смысл заключен в названии рассказа?
-
2. Одинок ли Очумелов в своих «превращениях»?
-
3.В чем суть «хамелеонства» как социального явления?
1.Очумелов 6 раз меняет свою точку зрения
2. Хрюкин и толпа
1. Страшное общественное явление в силу своей распространенности, всеобщности, будничности;
2. Символ беззакония, «власти сильных».
9.Этап рефлексии
а) закончить предложения:
1. Я сегодня задумался (лась) о …
2. Мне сегодня понравилось …
3. Я изменил (а) мнение о …
4. Я научился (лась)…
б)оценки за урок
Домашнее задание. Инструктаж по выполнению.
1. Подготовка устного рассказа «Чехов в воспоминаниях современников». 2.Прочитать рассказ «Злоумышленник» (краткий пересказ + выразительное чтение). 3.Подготовить связный рассказ «Над чем мы смеемся и грустим, читая рассказы Чехова?»
Опорная схема
к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Жанр
произведения
Тема
произведения
Автор высмеивает
человеческие
пороки (недостатки)
Сюжет
произведения (одним предложением)
1.Комическая
сценка
2.Рассказ
1.О человеке- «хамелеоне» и судьбе
собаки - «слабого существа»
2. О «хамелеонстве» как социальном явлении
1. Трусость;
2. Угодничество;
3.Чинопочитание;
4.Самоуправство
«Полицейский надзиратель Очумелов решает судьбу несчастной собаки, постоянно меняя свою точку зрения».
Средства создания комического
1. «Говорящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин)
2. Художественные детали (шинель Очумелова; узелок, корзина с конфискованным крыжовником, окровавленный палец Хрюкина).
3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); вульгаризмы (просторечные слова).
4. Смех (юмористический и сатирический; веселый и грустный).
Литература:
-
Литература 7класс. В. Я. Коровина. Москва, «Просвещение», 2014г.
-
А. П. Чехов (биография писателя). А. П. Чудаков. Москва, «Просвещение», 1987г.
-
Литература в 7 классе. Урок за уроком. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. Москва, «Русское слово», 2008г.