- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Развитие детей от 0 до 3 лет
Развитие детей от 0 до 3 лет
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зыкова Н.В. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие детей от 0 до 3 лет.
Возраст
Этапы развития
Методические указания
2 -4 нед.
Ребенок начинает прислушиваться к человеческому голосу и другим звукам.
Разговаривайте с ребенком, напевайте ему песенки.
1 месяц
Успокаивается при приближении взрослого, разговоре с ним. Плачет, когда взрослый удаляется.
Заботьтесь, чтобы ребенок лежа, мог видеть взрослых, слышать их речь.
1-2 мес.
Начинает произносить звуки. Реагирует на речь, обращенную к нему. Появление гуления.
Разговаривайте с ребенком, наклоняясь над ним, глядя ему в лицо. Заботьтесь о тишине, чтобы ребенок мог слышать самого себя.
2 мес.
Радостно оживляется при общении с ним взрослых (двигает ручками, ножками, издает звуки). Проявляет интерес к игрушкам, пытается коснуться их, захватить.
Оказывайте ребенку больше внимания, ласки, постоянно играйте с ним. Передвигайте в поле его зрения яркие шарики, вкладывайте ему в ручки пластмассовые колечки, гремите то справа, то слева от него погремушкой. Остальное время он развлекается сам: рассматривает свои ручки, висящие над ним игрушки, пытается гулить.
2-3 мес.
Ушивается к звукам, ищет их источник (поворачивает голову). Провожает взглядом маму, пытается схватить висящую над грудью игрушку. Лежа на животе, приподнимает не только головку, но и плечи.
Издавайте различные звуки, чтобы ребенок видел их источник. Вкладывайте ему в ручки пластмассовые колечки, удобные для захвата предметы с гладкой или ребристой поверхностью, загибайте его пальчики. Такие упражнения не только стимулируют движения рук, но и способствуют развитию речевых центров головного мозга.
3-5 мес.
Издает больше разнообразных звуков. Ощупывает предмет, если его случайно найдет.
Больше разговаривайте с ребенком. Повторяйте за ним произносимые звуки так, чтобы ребенок видел губы говорящего.
4-5 мес.
Захватывает подвешенную погремушку, размахивает ей, смотрит на нее, прислушивается. Одна из особенностей ребенка этого возраста - интенсивное развитие эмоций. Когда мама играет с ребенком, он отвечает ей радостной улыбкой, движениями ручек и ножек.
Предлагайте ребенку погремушки, которые он мог бы захватить, подвешенные перед ним.
6 мес.
Произносит слоги: ба, ма, па. Может взять игрушку из любого положения. Ребенок умеет поворачиваться со спины на живот. Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи и опирается уже на ладошки. Поддерживает руками бутылочку, из которой его кормят, может взять соску и засунуть ее в рот.
Повторяйте за ребенком произносимые им слоги, говорите новые.
7-8 мес.
Ищет источник звука. Пытается подражать движениям взрослого. Начинается накопление пассивного словаря. В ответ на вопросы: «где часы?», «где лампа?» - находит их взглядом. Ребенок умеет хорошо ползать, уверенно передвигается на четвереньках, ползет за игрушкой, активно размахивает ею, может бросить. Подолгу рассматривает различные предметы, незнакомых людей.
Играйте с ребенком в прятки (прячась, произносите звуки: ау, ку-ку), используйте звучащие игрушки, чтобы ребенок мог искать источник звука. Меняйте интонацию, силу голоса. Поддерживайте слуховое внимание, используя потешки, песенки. Называйте предметы ближайшего окружения, фиксируйте на них внимание малыша.
8-10 мес.
Сочетает услышанное слово с действием: дай ручку, сделай ладушки, до свидания и т.д. знает свое имя и поворачивает голову, если окликнуть. появляется осознанный лепет.
Упражняйте ребенка в этих навыках, играя с ним, повторяйте подобные задания. Играйте в «Ладушки», «Сороку-ворону».
8-12 мес.
Активно ищет контакта со взрослыми, привлекает их внимание. Самостоятельно встает на ножки. Придерживаясь за опору, шагает вдоль нее. Может вложить одну коробочку в другую, хотя не воспринимает объем и может пытаться вставить большую в меньшую. Способен взять мелкий предмет двумя пальцами.
Откликайтесь на его призывы к общению. Показывайте ребенку знакомые предметы, называя их.
9-12 мес.
Начинает понимать и выполнять мелкие поручения; понимать запреты, слова «хорошо», «плохо», «можно»; различать близких взрослых и детей. Ребенок активно стремится овладеть ходьбой, любит, когда его водят за руку. Подолгу сосредоточенно открывает и закрывает матрешку, коробочку, умеет поставить кубик на кубик.
Давайте ему всевозможные поручения, хвалите за выполнение. Можно внести в занятия с игрушками какой-то простой сюжет: покормить собачку, искупать куклу. Все свои действия проговаривайте, объясняйте. Побуждайте его выражать свои желания словами.
10-12 мес.
К концу года речевой запас составляет 10-15 коротких слов. Узнает на картинках знакомые предметы. Выполняет действия со знакомыми предметами.
Давайте ребенку чаще словесные поручения. Читайте ему короткие стихи, показывайте яркие картинки, давайте слушать детские песенки.
1г.-1г.6 мес.
Растет интерес к звукам. Начинает узнавать знакомых животных по их голосам, предметы по их звучанию. Может воспроизвести вопросительную интонацию. Словарь 30-40 слов. Начинает употреблять короткие фразы.
Обращайте внимание ребенка на голоса животных, звуки предметов, предлагайте игры на развитие слухового восприятия. Расширяйте представления об окружающем, отвечайте на его вопросы.
1г.6 мес-2 года
Начинает пользоваться речью как средством общения. Запас слов растет по мере накопления представлений и опыта. Широко пользуется фразой, в тех случаях, когда у него не хватает слов, использует жесты. В общении со взрослыми и детьми употребляет 2-3 словные предложения. Проявляет повышенный интерес ко всему яркому, движущемуся, звучащему. Различает контрастные формы (шар, куб), предметы по величине (большой- маленький). Словарь увеличивается до 200-300 слов. Ребенок начинает воспроизводить сюжет в игре(кормит куклу, укладывает ее спать и т.д.)
Называйте ребенку окружающие его предметы и действия. Проводите игры, основанные на повторении отдельных звуков и слов. Будьте внимательны к тому, что говорит ребенок. Давайте ясные и короткие ответы. Проводите игры на развитие голоса. Читайте ему короткие стихи, показывайте яркие картинки, пойте песенки. Проводите игры, развивающие умственные способности ребенка.
2-3 года
Ребенок различает основные цвета, формы, знает их название и начинает называть некоторые из них. Различает множество разнообразных звуков (хлопанье в ладоши, шуршанье бумаги), по голосу узнает людей. Понимает слова, обозначающие свойства предметов и сам ими иногда пользуется. Начинает ориентироваться в пространстве (на, в, вперед-назад, ближе- дальше и т.д.). имеет представление о понятиях «один-много». Происходит быстрое накопление активного и пассивного словаря. Ребенок усваивает грамматические конструкции, учится употреблять формы склонений, спряжений. Вопросы ребенка становятся более разнообразными по форме и содержанию. Широко пользуется речью как средством общения.
Предлагайте ребенку различные конструкторы, пирамидки, цветные мячики, кубики, кукольную одежду и т.д. проводите игры на развитие слухового восприятия, на закрепление признаков предметов. Обращайте внимание на вкус, цвет, запах предметов. Предлагайте узнавать знакомые предметы. В игре давайте задания, обращайте его внимание на доступные представления, пространственные соотношения. Помогайте ему разобраться в числовых представлениях об окружающих предметах и игрушках. Закрепляйте его представления через слово, беседу, рассказ. Удовлетворяйте потребность ребенка в речевом общении, разговаривайте с ним, вовлекайте в словесные игры.