Развитие детей от 0 до 3 лет

Этапы развития детей от 0 до 3 лет.В работе приведены примерные сроки развития детей первых трех лет жизни. Развитие сенсорных, моторных и речевых функций. Описаны действия родителей для развития ребенка. Кратко даны игровые упражнения, направленные на вызывание у ребенка интереса к взаимодействию со взрослым, включение в игровую ситуацию. Кратко даны предполагаемые реакции ребенка, сроки формирования понятий о цвете, величине, форме. Предложены к использованию различные игрушки, детские стихотв...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие детей от 0 до 3 лет.

Возраст

Этапы развития

Методические указания

2 -4 нед.

Ребенок начинает прислушиваться к человеческому голосу и другим звукам.

Разговаривайте с ребенком, напевайте ему песенки.

1 месяц

Успокаивается при приближении взрослого, разговоре с ним. Плачет, когда взрослый удаляется.

Заботьтесь, чтобы ребенок лежа, мог видеть взрослых, слышать их речь.

1-2 мес.

Начинает произносить звуки. Реагирует на речь, обращенную к нему. Появление гуления.

Разговаривайте с ребенком, наклоняясь над ним, глядя ему в лицо. Заботьтесь о тишине, чтобы ребенок мог слышать самого себя.

2 мес.

Радостно оживляется при общении с ним взрослых (двигает ручками, ножками, издает звуки). Проявляет интерес к игрушкам, пытается коснуться их, захватить.

Оказывайте ребенку больше внимания, ласки, постоянно играйте с ним. Передвигайте в поле его зрения яркие шарики, вкладывайте ему в ручки пластмассовые колечки, гремите то справа, то слева от него погремушкой. Остальное время он развлекается сам: рассматривает свои ручки, висящие над ним игрушки, пытается гулить.

2-3 мес.

Ушивается к звукам, ищет их источник (поворачивает голову). Провожает взглядом маму, пытается схватить висящую над грудью игрушку. Лежа на животе, приподнимает не только головку, но и плечи.

Издавайте различные звуки, чтобы ребенок видел их источник. Вкладывайте ему в ручки пластмассовые колечки, удобные для захвата предметы с гладкой или ребристой поверхностью, загибайте его пальчики. Такие упражнения не только стимулируют движения рук, но и способствуют развитию речевых центров головного мозга.

3-5 мес.

Издает больше разнообразных звуков. Ощупывает предмет, если его случайно найдет.

Больше разговаривайте с ребенком. Повторяйте за ним произносимые звуки так, чтобы ребенок видел губы говорящего.

4-5 мес.

Захватывает подвешенную погремушку, размахивает ей, смотрит на нее, прислушивается. Одна из особенностей ребенка этого возраста - интенсивное развитие эмоций. Когда мама играет с ребенком, он отвечает ей радостной улыбкой, движениями ручек и ножек.

Предлагайте ребенку погремушки, которые он мог бы захватить, подвешенные перед ним.

6 мес.

Произносит слоги: ба, ма, па. Может взять игрушку из любого положения. Ребенок умеет поворачиваться со спины на живот. Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи и опирается уже на ладошки. Поддерживает руками бутылочку, из которой его кормят, может взять соску и засунуть ее в рот.

Повторяйте за ребенком произносимые им слоги, говорите новые.

7-8 мес.

Ищет источник звука. Пытается подражать движениям взрослого. Начинается накопление пассивного словаря. В ответ на вопросы: «где часы?», «где лампа?» - находит их взглядом. Ребенок умеет хорошо ползать, уверенно передвигается на четвереньках, ползет за игрушкой, активно размахивает ею, может бросить. Подолгу рассматривает различные предметы, незнакомых людей.

Играйте с ребенком в прятки (прячась, произносите звуки: ау, ку-ку), используйте звучащие игрушки, чтобы ребенок мог искать источник звука. Меняйте интонацию, силу голоса. Поддерживайте слуховое внимание, используя потешки, песенки. Называйте предметы ближайшего окружения, фиксируйте на них внимание малыша.

8-10 мес.

Сочетает услышанное слово с действием: дай ручку, сделай ладушки, до свидания и т.д. знает свое имя и поворачивает голову, если окликнуть. появляется осознанный лепет.

Упражняйте ребенка в этих навыках, играя с ним, повторяйте подобные задания. Играйте в «Ладушки», «Сороку-ворону».

8-12 мес.

Активно ищет контакта со взрослыми, привлекает их внимание. Самостоятельно встает на ножки. Придерживаясь за опору, шагает вдоль нее. Может вложить одну коробочку в другую, хотя не воспринимает объем и может пытаться вставить большую в меньшую. Способен взять мелкий предмет двумя пальцами.

Откликайтесь на его призывы к общению. Показывайте ребенку знакомые предметы, называя их.

9-12 мес.

Начинает понимать и выполнять мелкие поручения; понимать запреты, слова «хорошо», «плохо», «можно»; различать близких взрослых и детей. Ребенок активно стремится овладеть ходьбой, любит, когда его водят за руку. Подолгу сосредоточенно открывает и закрывает матрешку, коробочку, умеет поставить кубик на кубик.

Давайте ему всевозможные поручения, хвалите за выполнение. Можно внести в занятия с игрушками какой-то простой сюжет: покормить собачку, искупать куклу. Все свои действия проговаривайте, объясняйте. Побуждайте его выражать свои желания словами.

10-12 мес.

К концу года речевой запас составляет 10-15 коротких слов. Узнает на картинках знакомые предметы. Выполняет действия со знакомыми предметами.

Давайте ребенку чаще словесные поручения. Читайте ему короткие стихи, показывайте яркие картинки, давайте слушать детские песенки.

1г.-1г.6 мес.

Растет интерес к звукам. Начинает узнавать знакомых животных по их голосам, предметы по их звучанию. Может воспроизвести вопросительную интонацию. Словарь 30-40 слов. Начинает употреблять короткие фразы.

Обращайте внимание ребенка на голоса животных, звуки предметов, предлагайте игры на развитие слухового восприятия. Расширяйте представления об окружающем, отвечайте на его вопросы.

1г.6 мес-2 года

Начинает пользоваться речью как средством общения. Запас слов растет по мере накопления представлений и опыта. Широко пользуется фразой, в тех случаях, когда у него не хватает слов, использует жесты. В общении со взрослыми и детьми употребляет 2-3 словные предложения. Проявляет повышенный интерес ко всему яркому, движущемуся, звучащему. Различает контрастные формы (шар, куб), предметы по величине (большой- маленький). Словарь увеличивается до 200-300 слов. Ребенок начинает воспроизводить сюжет в игре(кормит куклу, укладывает ее спать и т.д.)

Называйте ребенку окружающие его предметы и действия. Проводите игры, основанные на повторении отдельных звуков и слов. Будьте внимательны к тому, что говорит ребенок. Давайте ясные и короткие ответы. Проводите игры на развитие голоса. Читайте ему короткие стихи, показывайте яркие картинки, пойте песенки. Проводите игры, развивающие умственные способности ребенка.

2-3 года

Ребенок различает основные цвета, формы, знает их название и начинает называть некоторые из них. Различает множество разнообразных звуков (хлопанье в ладоши, шуршанье бумаги), по голосу узнает людей. Понимает слова, обозначающие свойства предметов и сам ими иногда пользуется. Начинает ориентироваться в пространстве (на, в, вперед-назад, ближе- дальше и т.д.). имеет представление о понятиях «один-много». Происходит быстрое накопление активного и пассивного словаря. Ребенок усваивает грамматические конструкции, учится употреблять формы склонений, спряжений. Вопросы ребенка становятся более разнообразными по форме и содержанию. Широко пользуется речью как средством общения.

Предлагайте ребенку различные конструкторы, пирамидки, цветные мячики, кубики, кукольную одежду и т.д. проводите игры на развитие слухового восприятия, на закрепление признаков предметов. Обращайте внимание на вкус, цвет, запах предметов. Предлагайте узнавать знакомые предметы. В игре давайте задания, обращайте его внимание на доступные представления, пространственные соотношения. Помогайте ему разобраться в числовых представлениях об окружающих предметах и игрушках. Закрепляйте его представления через слово, беседу, рассказ. Удовлетворяйте потребность ребенка в речевом общении, разговаривайте с ним, вовлекайте в словесные игры.



© 2010-2022