Конспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А. П. Чехова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А.П. ЧеховаКонспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А.П. ЧеховаКонспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А.П. ЧеховаКонспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А.П. ЧеховаКонспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А.П. ЧеховаКонспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А.П. ЧеховаКонспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А.П. ЧеховаКонспект урока по русской литературе Тема маленького человека в творчестве А.П. ЧеховаТема урока: Тема «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова («Смерть чиновника», «Крыжовник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

Тип урока: сообщения и усвоения новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по добыче знаний в рамках темы: «Проявления великого дарования Чехова в ранних юмористических рассказах»; создавать условия для развития умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; чтение и анализ рассказов.

Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь, помочь разобраться в психологии «маленького человека»; развитие логического мышления.

воспитание уважения к себе и другим людям; сочувствие и сострадание к ближнему.

Оборудование: портрет, рассказы, мультфильмы, презентации.

Никто не понимал так ясно и точно,
как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто
до него не умел так беспощадно правдиво
нарисовать людям позорную и тоскливую
картину их жизни

М. Горький


Ход урока.

1.Организационный момент. Оформление записей в тетради (число, тема урока).

2.Объявление цели урока.

3.Вступительное слово преподавателя: Сегодня на уроке мы будем говорить об актуальной проблеме, теме прошлых столетий русской литературы и современности - это тема «маленького человека». Мы проследим, как эта тема раскрывается в творчестве Чехова.

- Но сначала я предлагаю вспомнить теорию литературы и ответить на вопросы: что такое юмор и сатира?


Юмор - это изображение героев в смешном виде. Смех помогает освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмор, в отличие от сатиры, всегда добрый, весёлый.
Сатира - это высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

Впервые с темой «маленького человека» мы сталкиваемся в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Затем к этой теме обращается Гоголь в повести «Шинель», «Ревизор», Достоевский «Бедные люди». И замыкает эту цепочку А.П.Чехов своими рассказами «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон» и другие. В русской литературе складывается целое направление: создаются повести и рассказы «о бедных людях», «о маленьком человеке».

Но у каждого писателя образ «маленького человека» свой. И сегодня на уроке мы знаем, какой образ «маленького человека» у Чехова.

«Маленький человек»Но сначала мы составим свой образ «маленького человека»: составление кластера (один ученик у доски, остальные на местах).

(Примерные ответы: приниженность, смирение, робость, сожаление, смятение, обида, унижение, жалкое существо, издевательство, никчемность, рабство души, низкий достаток и сословие, незаметность, серость, скучный образ жизни, бесправный, невзрачность, униженный в жизни и т.д.).

- Что помогает авторам раскрыть образ «маленького человека», какие формы и средства? Выделите данные ключевые слова.

1. внешность героя;

2. его социальное положение;

3. внутренний мир;

4. отношение общества к герою;

5. речь героя, говорящие фамилии, детали.

4. Изучение нового материала.

- Вам было задано домашнее задание по группам: прочитать рассказы А.П. Чехова.

(Во время пересказа и анализа рассказов группами, обучающиеся составляют образ «маленького человека» в каждом рассказе).

( если обучающиеся подготовили презентацию или принесли мультфильм по данному рассказу, то просматриваем после выступление группы)

- О чем же повествует рассказ «Смерть чиновника»? (выступление первой группы: рассказ «Смерть чиновника».)

- Как выглядит образ «маленького человека» в рассказе «Толстый и тонкий», нам расскажет вторая группа?

- Чем же отличается следующий герой в образе «меленького человека», нам об этом расскажет третья группа? ( рассказ «Хамелеон»)

- И заключает цепочку образа «маленького человека» четвертая группа. (рассказ «Крыжовник

5.Закрепление изученного материала.

- Итак, после всего услышанного и увиденного, давайте подведем итог нашего урока. (впечатления студентов)

- Вывод: в русской литературе сложилась традиция, что «маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему. У героев Чехова нет ни тени чувства собственного достоинства. Все человеческое умерло, оно вытиснилось в них раболепским чинопочитанием, ощущением полного своего ничтожества, добровольным пресмыкательством. Его герои вызывают «смех сквозь слезы».

6.Итог.

- Вот мы и перелистали ещё одну страницу чеховских рассказов. В который раз мы убедились в многогранности писательской деятельности Чехова. Наша сегодняшняя работа позволила глубже понять юмор и сатиру чеховского рассказа.

7.Домашнее задание: прочитать «Вишневый сад» или просмотреть фильм по данной пьесе.





© 2010-2022