Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке литературы по средствам диалогового обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках

русского языка

Лыткина О.В.

КГУ «Воскресеновская НСШ»


В настоящее время особое внимание уделяется активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным норма.

Одной из главных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы. Как увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он шел на урок с радостью, с жаждой познания нового? В результате поиска ответа на волнующий меня вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.

Исходя из изложенного, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Воспитать у учащихся познавательный интерес к изучению русского языка и литературы;

2.Показать возможную методику организации нестандартных уроков;

3.Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза: процесс повышения познавательных интересов и активизации деятельности учащихся будет эффективнее, если в педагогической практике будут использованы нестандартные формы обучения.

Формирование положительной мотивации рассматривается мной как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, выбираю такие формы урока, которые стимулируют деятельность учащихся.

На своих уроках стараюсь как можно чаще использовать нестандартные задания, нестандартный раздаточный материал и наглядность. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. При планировании нестандартных заданий необходимо учитывать 4 уровня проявления активности учащихся: а) нулевой, б) относительно-активный, в) исполнительно-активный, г) творческий.

Ученикам, какого бы они возраста ни были, нравится смена деятельности. Очень хорошо помогают переключать внимание средства наглядности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается. Наглядность воздействует на эмоциональную сторону личности учащихся. Известно, что органы зрения обладают большой чувствительностью. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит русская пословица. "Пропускная" способность органов зрения в овладении информацией в 5 раз больше, чем органов слуха. Эта информация запечатлевается в памяти легко, быстро и надолго. Применение наглядности в сочетании со словом учителя способствует более прочному усвоению материала. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают учащихся мыслить, делать самостоятельные открытия. С помощью наглядности мы выигрываем время на уроках. Но наглядность не должна сводиться к какому-то автоматизму, к механическому отражению материала. Она должна включаться в познавательную систему, являясь "пищей для ума".

На своих уроках я использую, кроме стандартных схем и таблиц, наглядность, созданную детьми или вместе с детьми. При изучении темы или целого раздела мы выделяем основные признаки, категории, виды и т. д. Наглядность помогает мобилизовать психическую активность учащихся; развивать память, которая опирается при этом на ощущения; расширять объем усвояемого материала; снижать утомляемость; развивать творческое воображение.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социо-культурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии языка. Проблема преподавания русского языка в школе в настоящее время актуальна, потому что традиционные формы проведения уроков надоедают и хочется чего-то нового.
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач моей работы.
Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. Таким образом, одним из основных мотивов использования в моей практике развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей.

Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Введение в практику нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, я отношу цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.
В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная наша задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Моя роль как учителя выступать в роли «режиссера» мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от меня умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину.



© 2010-2022