- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока по русскому языку на тему Имя существительное - хлеб языка (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему Имя существительное - хлеб языка (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цетденова С.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Имя существительное - хлеб языка»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся
Базовый учебник: «Русский язык» 5 класс. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, Москва «Дрофа» 2015 год.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая называет предмет.
Задачи урока:
1.Организовать наблюдение над именем существительным через нахождение их в тексте, знать о грамматических и морфологических признаках имени существительного.
2.Создать условия для формулировки цели урока, рефлексии.
3.Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.
4.Формировать работу в парах, самостоятельную работу.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал для групповой работы.
Технологическая карта урока в 5 классе
по русскому языку по теме «Имя существительное - хлеб языка»
Учитель Цетденова С.В.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Регламент
икт
Ожидаемые результаты
I. Вызов
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Приветствие.
Сегодня на уроке русского языка мы постараемся показать свои способности. Но при этом должны помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
Приветствуют друг друга, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на успешную работу в классе.
1 мин
Коммуникативные УУД:
Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой
II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок урока.
«Давно живу я в мире этом,
даю названье всем предметам».
(К.Г.Паустовский)
Задание: прочитать данное высказывание, выделить тему нашего разговора.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, о чем идет речь?
Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.
- Какая тема сегодняшнего урока?
Тема урока: «Имя существительное - хлеб языка».
Цель урока: организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая называет предмет.
Задачи урока:
1.Организовать наблюдение над именем существительным через нахождение их в тексте, знать о грамматических и морфологических признаках имени существительного.
2.Создать условия для формулировки цели урока, рефлексии.
3.Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.
4.Формировать работу в парах, самостоятельную работу.
Обучающиеся самостоятельно работают, проверяют, исправляют и объясняют.
Ответы обучающихся.
Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.
Устанавливают связь между понятиями.
Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.
- Будем находить имена существительные, указывать их морфологические и грамматические признаки.
6 мин
Презентация
Слайд №1
Слайд №2
Личностные УУД:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять интерес.
Регулятивные УУД:
Нацеливание на успешную работу, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.
Словарная работа в виде игры
«Отгадай словечко»
1.Само с кулачок, красный бочок.
2.В золотой клубочек спрятался дубочек.
3.Столица Российского государства.
4.Мех овец цигейковой породы.
5.Два братца живут рядом, но никогда не встречаются.
6. Мы умеем все считать, всех считать и помогать.
Задание: называя имена существительные, указать род число.
Определить склонение имен существительных.
Вывод: тип склонения можно определить по окончаниям в ед. числе имен сущ., а у сущ. счеты ед. числа нет.
Запись отгадок в виде имен существительных.
яблоко
желудь
Москва
овчина
глаза
счеты
Обучающиеся самостоятельно работают, проверяют, исправляют и объясняют.
Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.
5 мин
Презентация
Слайд 3
Регулятивные УУД:
Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
IV.
Самостоятельная работа
Цель этапа: тренировать способность к обобщению
Распределительный диктант (запись под диктовку)
Рассказать сказку, солнечное утро, работать быстро, блистает на солнце, доверительная беседа, пение петухов, путь к счастью, уехал учиться.
Задание: указать орфограммы, определить вид словосочетаний.
Игра «Четвертый лишний».
Задание:
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах - окончание - и.
Тема - качества человека. Исключить - трусость - антоним, все остальные - синонимы.
б) Умница, работяга, молодчина, зараза.
Общее: существительные общего рода.
Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека.
в) Псков, Воронеж, Волгоград, Волга.
Общее: имена собственные, указывающие названия городов.
Исключить: Волга - название реки.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все слова во множественном числе.
Исключить: ножницы - употребляется только во множественном числе, кони - одушевленное существительное.
д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач - существительное 2 склонения, мужского рода; печь - может быть существительным и глаголом.
- С какой целью мы выполняли данное задание?
Выполняют задания, доказывают, делаю коррективы ответам.
Производят проверку по ключу.
Обучающиеся самостоятельно работают, проверяют, исправляют и объясняют.
Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.
3 мин
7 мин
Презентация
Слайд 4
Слайд 5
Регулятивные УУД:
Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
V.Физкульминутка.
Буквой Л поставим ноги
Словно в пляске - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.
Учитель: Молодцы, ребята.
2 мин.
VI.Актуализация
знаний.
Учитель:
- Вернемся к названию темы урока
«Имя существительное - хлеб языка».
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Отметьте наличие тире в данном предложении.
- Что заключено в данном высказывании?
Выдвигают предположение о теме урока.
Работа у доски, разбор предложения.
ВЫВОД: переносное значение слова ХЛЕБ-важное, значимое.
8 мин.
Слайд 6
Регулятивные УУД:
Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
VI. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.
Выписать 5 предложений с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.
Записывают домашнее задание в дневник.
1 мин
Слайд 7
VI. Итог урока.
Соотносит поставленные цели и задачи с достигнутым результатом.
Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.
2 мин
Регулятивные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
VII. Рефлексия.
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
-Чему должны были научиться на уроке?
- Как решали эту задачу?
- Достигли ли цели урока?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?
Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.
Дети оценивают свою работу по таблице самооценки.
Демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки и действия.
5 мин
Личностные УУД:
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят.
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1.Дуб, берёза, дерево, липа
2.Стол, стул, мебель, шкаф
3.Зима, весна, лето, время года
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П - логические)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Создает проблемную ситуацию
-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?
- Составьте устно предложения, используя данные слова?
- Что вызвало затруднение?
- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?
-Какой знак препинания вы поставите?
- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?
-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на с.23
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное формулирование цели (П - общеуч.)
Формулирование проблемы (П - лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 260
- Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?), выпишите ключевое слово текста, запишите однокоренные слова к нему.
2. Учитель предлагает понаблюдать над материалом упр. 260
- Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. -Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?
-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?
- Как в нём используются знаки препинания?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
-Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 174.
Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :
-
Найду в предложении однородные члены.
-
Определю, есть ли обобщающее слово.
-
Выберу нужный знак препинания.
.
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Учитель организует физминутку.
1.Работают с учебником (упр.262) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово, устно отвечают на вопрос о стиле, в котором могут использоваться данные предложения. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.
2. Работают в паре, выполняя упр. 263
Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
Организует деятельность по применению новых знаний
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа):
1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;
3.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся ( упр.264).
-
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все разборы.
-
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить 2 разбора на выбор.
-
Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Выполнить1 разбор на выбор.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
-
Какую цель ставили?
-
Удалось достичь поставленной цели?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты?
-
Что вызвало особые затруднения?
-
Где можно применить новые знания?
-
Называют ключевые слова темы.
Поднимают тучку(синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)