- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы Миф о Нарциссе 5-6 класс
Урок литературы Миф о Нарциссе 5-6 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бабаева Л.К. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Миф о Нарциссе. Прославление любви и красоты, осуждение самодовольства и самовлюбленности.
Цели урока:
Образовательная:
-
познакомить обучающихся с одним из образцов античной мифологии - мифом о Нарциссе;
-
формировать ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную;
-
формировать умения оценивать собственной деятельности и деятельности своей группы.
Развивающая:
-
развивать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием дополнительной литературы;
-
развивать умение отбирать и анализировать информацию;
-
развивать образное мышление и культуру общения;
-
развивать творческие способности обучающихся;
-
развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы;
-
продолжать развитие навыков работы в группе.
Воспитательная:
-
воспитывать у обучающихся нравственные качества на примере мифа о Нарциссе: прославление любви и красоты, осуждение самодовольства и самовлюбленности.
-
воспитывать чувство ответственности за порученное дело, толерантность и уважение друг к другу во время совместной творческой работы,
-
воспитывать сознательность дисциплины;
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология - критическое мышление. Стратегия «Шесть шляп мышления»
Оборудование:
Литература: учебник «Русская словесность»; книга Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; презентация «Нарцисс», «»Миф о Нарциссе»
Виды работ:
-
Приветствие
-
Психологический настрой -
-
Сообщение темы урока и цели урока - «Миф о Нарциссе» - прославление любви и красоты, осуждение самодовольства и самовлюбленности.
-
Запись числа и темы
-
Работа с эпиграфом - слайд 2
Эпиграф - изречение, краткая цитата, стоящая перед произведением или его частью, характеризующая их основную идею
Слайд 3 - чтение учителем -
Откуда ты приходишь, красота?
И для чего её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, сияющий в сосуде?
Н. Заболоцкий
-
Беседа
-
Какие мысли у вас возникают при чтении эпиграфа?
-
Запишите в тетрадь слова, которые у вас ассоциируются со словом «красота».
-
Давайте послушаем, что вы записали.
Учащиеся зачитывают вслух слова, которые записали (любовь, человек, природа и др.)
-
Для того чтобы мы с вами смогли ответить на вопрос, который задает в своем стихотворении Заболоцкий, предлагаю вам снова окунуться в античную мифологию и русскую литературу. Для этого сегодня на уроке мы изучим древнегреческий миф о Нарциссе.
-
Ваше домашнее задание - чтение мифа о Нарциссе в 2-х вариантах: стихотворения А. Блока и миф из сборника Н.Куна «Мифы и легенды Древней Греции»
Слайд 4 - А.Блок - 19 -20 в и Н.Кун -
При чтении возможны слова, лексическое значение вам непонятно, поэтому
-
Словарная работа - слайд 5
-
Отрок - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей
-
Сонмище - собрание, множество, сборище
-
Вахк - бог вина и веселья
-
Наяды - нимфы рек и ручьев
-
Стикс - река в царстве мертвых
-
Шафранный - желто-оранжевый цвет с коричневым оттенком
Анализ мифа
-
Тема этого мифа? - трагический рассказ о юноше по имени Нарцисс, который умер от самолюбования
-
Идея мифа? - ответы уч-ся (кратко)
-
Изучение нового материала
-
Работать мы будем опять используя метод шести шляп мышления, т.е. надевая шляпу того или иного цвета, мы и выбираем иной способ мышления.
-
Комплектование в пары, группы «стикер-Конфетка»
-
Розыгрыш шляп мышления
-
Вступительное слово учителя:
-
Вы будете работать в малых группах (3 человека) и в парах. Для каждой группы приготовлено задание. Под * задание повышенно сложности .
-
Я уверена, что вы все отлично с ним справитесь! Время, за которое вы должны выполнить задание, 15 мин. Работа может проводиться в тетрадях.
-
Обратите внимание на листы оценивания. Ребята, в листах оценивания в графе «Самооценка», «Взаимооценка» оцените себя и ребят в своей группе в конце урока, а вот в графе «Общее оценивание» оцените работу других групп сразу по ходу урока, после выступления. Это очень важно! нужно слушать внимательно, чтобы оценка была объективной!
Напоминаю о самом методе и его сути
-
Презентация «Шесть шляп мышления»
Творческая мастерская
Белая шляпа - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, факты, перечислите события, связанные героями мифа.
-
Заполните карточку подходящими по смыслу словами
Жил-был …. Однажды оракул предрек ему … от. Мальчик никого не …, кроме …
Как-то раз его увидала …, но, признавшись ему в любви, получила …
Осталась любовь у нимфы, но … её тело, и остался лишь …
А Нарцисс оставался … и отвергал … всех.
И вот обиженная нимфа воскликнула ……., и Афродита, разгневанная за то, что Нарцисс … её дары - …, наказала его. Увидев в лесу нетронутый ручей, наклонившись попить воды, он … …
Изумлен Нарцисс своей красотой, хочет дотронуться, но лишь … воды. Отчаявшись, он желает …
И остается у ручья, тает от любви к …
Прощается с ним Эхо, наяды, нимфы дерев подарили ему …Но приготовив погребальный костер, нигде не нашли…, а нашли …
*** Есть ли фразеологизм, связанный с этим мифом? Найдите из дополнительных источников (фразеологический словарь), что такое нарциссизм?
фразеологизм - нарциссизм - самолюбование
Вывод: легкость при пересказе, доступность изложения и мифа Н. Куна и стихотворения Блока - литературная ценность мифа. Пробуждает интерес к Древней Греции, развивает кругозор, обогащает словарный запас.
-
«Жёлтая шляпа» - Сбор положительной информации о событиях, героях, чувствах героев. Если вы выполните задания, то сможете высказать позитивные суждения о героях, событиях, чувствах героев и мифе в целом. Не забывайте, что вы в желтой шляпе: главное для вас - найти позитивное во всем, вы - ОПТИМИСТЫ!!! Похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера. Найдите положительное в героях, ответив на вопросы:
-
Что можете сказать о внешности юноши, судя по отношению к нему нимф?
-
Даже после смерти Нарцисс познал счастье
-
Что вам понравилось в нимфе Эхо и её любви?
-
Воплощение Нарцисса после смерти - это …
-
Что хорошего несет в себе этот миф?
Вывод: даже после смерти память о Нарциссе осталось в виде цветка. От каждого человека должно оставаться что-то в памяти: дела, поступки и пусть даже цветок как напоминание и урок…
-
"Чёрная шляпа" - сбор критической информации, отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.
Ответьте на вопросы, начиная свои суждения со слов: «МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО …
-
Юноша заслужил наказание, это видно с самого начала
-
Эхо и другие нимфы действительно виноваты в смерти юноши
-
Но Гера была виновата с самого начала в этой истории
-
Нарцисс не виноват, что не полюбил Эхо. Насильно …?
-
Афродита справедливо наказала Нарцисса
-
Нарцисс - теперь это цветок (жизни/смерти)
***Что плохого несет в себе Нарцисс, его самовлюбленность?
Вывод: идея мифа - это бережное отношение к чувствам другого человека, великая ценность любви как таковой. Любовь - это дар богов, она всегда достойна уважения, вне зависимости от того, ответная она или безответная. А пренебрежение любовью всегда будет наказано
-
"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.
-
Что чувствовал Нарцисс во время самолюбования у ручья?
-
Какие чувства вы испытываете по отношению к Нарциссу в начале и в конце мифа
-
Мы благодарны древним грекам за этот чудесный миф, потому что мы теперь …
***Выберите чувства, эмоции, которые вы встретили по содержанию мифа или испытывали во время чтения и осмысления мифа: великодушие, эгоизм, справедливость, гордость, самоуважение, терпимость, самолюбование и др.
Вывод: Как вы думаете, представления о любви в Древней Греции и в нашем современном мире чем-то отличаются? Нет, любовь одинакова во все времена, но … любовь - это вся жизнь
-
"Зелёная шляпа" - Если вы выполните задания, то сможете высказать новые идеи, предложения, проявить свои творческие способности. Не забывайте, что вы в зеленой шляпе: главное для вас - найти НОВЫЕ идеи в решении проблемы, высказать творческие суждения. Вы - ТВОРЦЫ!!!
-
Как вы думаете, почему Нарцисс превратился именно в белый цветок, белый цветок?
-
Придумайте свой финал мифа.
-
Что было бы с мифом, сюжетом, если бы Древняя Греция была пустыней или, наоборот, произошло наводнение?
***Составьте предложение из слов: которая, становится, красота, эгоизм, разрушительной, порождает, бесполезной, и.
Ответ: красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.
Вывод: Белый цвет, белый цветок - символ траура в греческой мифологии. Это символ того, что каждый, кто замыкается в себе, любит только себя, пренебрегая чувствами других, закончит свою жизнь трагически.
-
"Синяя шляпа" - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
-
Какая судьба, по вашему мнению, ждала Эхо, если бы Нарцисс ответил ей взаимностью, а потом увидел себя в отражении ручья.
-
Встречались ли такие люди Нарциссы вашей жизни, в жизни ваших знакомых, в литературных произведениях?
***Докажите, что красота - это не главное качество в человеке;
-
какой ответ вам показался наиболее удачным,
-
какие вопросы были трудными
ФИЗМИНУТКА
-
Обращение к эпиграфу.
-
Как теперь вы понимаете слова о красоте? Пустым сосудом или огнем в сосуде является красота?
Ответы уч-ся -
-
Вывод: из мифа о Нарциссе мы поняли, что красота дана человеку в сочетании с высокой нравственностью (Нравственность - правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил) она великая спасительная сила. Красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной. Любовь, верность, доброта, честность почитались во все времена. А самолюбование, душевная черствость, гордость, безразличие осуждалось, порицалось не только в мифах, но и зачастую наказывается самой жизнью.
-
Проблемный вопрос - замечательный вывод мы подвели, осудили самовлюбленность Нарцисса, доказали, что самолюбование - это плохо, узнали, из каких качества состоит красота внутреннего мира. НО есть такое яркое высказывание Ф. Достоевского «Красота спасет мир». И как же быть?
Получается, что все о том, что мы говорили весь урок, не совсем верно? Значит и красота внешняя важна?
Я вам помогу. Я предлагаю составные внешней красоты - то, что можно увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус, а вы либо соглашаетесь, либо мы потом вместе откажемся от своей точки зрения. Итак, входит ли в понятие КРАСОТА
-
Красота тела - спорт, опрятность, аккуратность, внешняя ухоженность ….
-
Красота на бытовом уровне - интерьер, стильная одежда, сервировка стола …
-
Красота в природе - закаты и восходы, снегопад, облака, водопад,
-
Красота речи - культура речи
-
Красота отношений - порядочность, тактичность.
Такой же вывод?
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А. Чехов
-
Рефлексия - предлагаю вам продолжить фразу:
-
Для меня на уроке самым интересным было…
-
Для меня на уроке самым трудным было…
Далее выйти к доске и поставить свою точку в «Мишени успеха»
-
Интересно, но не все понятно
-
Трудно, непонятно
-
Понятно, интересно, узнал (а) много нового
-
Я молодец!!! (интересно, понятно)
-
Оценивание Ребята, а сейчас в листах оценивания в графе «Самооценка» оцените себя, в графе «Взаимооценка» одноклассника своей группы, в графе «Общее оценивание» оцените работу других групп, сдайте листы мне. Вы сегодня все хорошо поработали. Оценки выставлю после проверки Листов оценивания!
-
Домашнее задание
-
«Язон и аргонавты» - чтение мифа
-
В подарок - презентация
-
Я сомневаюсь, что вы имели представление о Нарциссе как о человеке, герое мифа. Скорее всего, вы чаще сталкивались с другим его значением - цветок? Так?
-
Действительно, нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы.
-
Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.
-
Цветок нарцисс, о котором мы будем сегодня говорить, в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме - цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии нарциссом увлекаются, как в Голландии тюльпанами.
-
Презентация «Нарцисс»
Благодарность за урок
Лист оценивания (фамилия, имя) _____________________ (цвет твоей шляпы________)
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа
Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________
-
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале
По 5-балльной шкале
Белая шляпа
Черная шляпа
Красная шляпа
Желтая шляпа
Зеленая шляпа
Синяя шляпа