- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Разносклоняемые имена существительные»
Конспект урока «Разносклоняемые имена существительные»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Барменкова В.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 5 классе
Учитель Бармёнкова В.В.
Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»
Цель: 1) расширить знания о склонении имен существительных;
2) выяснить, к какому типу относятся «разносклоняемые существительные», как они изменяются по падежам;
3) отработка правописания суффикса -ен в разносклоняемых существительных;
4) предупреждение типических грамматических ошибок;
5) развитие речи учащихся, логического мышления;
6) обогащения словарного запаса учащихся;
7) воспитание внимания, трудолюбия.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, карточки, песня В. Высоцкого (физкультминутка).
Ход урока
I. Актуализация ЗУН
-
Народная мудрость гласит: «Не болтай наугад, клади слово в лад» (Объяснить значение слова «лад»)
-
Проверка Д/з. на доске.
-
Употребляй правильно- лад.
Итак, друзья, друг другу улыбнёмся
И за дело все возьмёмся.
-
Пословица учит:
«В умной беседе быть - ума прикупить » (Синтаксический разбор )
II.Определяем проблему урока (вопрос, который надо решить), чтобы выяснить,
- Какова тема урока?
А теперь:
-
прочитайте имена существительные. Запомните их группами. Распределительный диктант.
Изморозь, плач, слава, Слава, время, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, , россыпь, звездопад , пламя ..
-
Проверьте себя (взаимопроверка)
Имена существительные
Слава, Слава, темнота - 1 скл.
Плач, поклон, болото, сумрак, звездопад - 2скл.
Изморозь, верность, россыпь - 3 скл.
-
-Какие слова вы не смогли отнести ни к одному из склонений? (Время, племя)
- Почему? Какая особенность есть у этих слов?
-На что оканчивается?
-Какого рода?
-
Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.
Это приближает нас к теме урока.
- К какому склонению относятся имена существительные ср.р., оканчивающиеся на мя?
III. Итак, каковы цели и тема урока?
«Разносклоняемые имена существительные «
Цели урока:
-
дать понятие разносклоняемых имен существительных;
-
выяснить, к какому типу относятся «разносклоняемые существительные», как они изменяются по падежам;
-
предупреждение типических грамматических ошибок;
-
освоение орфографии;
-
обогащения словарного запаса;
IV. Открываем новые знания:
-
Понаблюдайте, как склоняются слова: время, бремя, путь.
Работа в группах:
Проверьте (экран):
И.П. время
Р.П. времени
В.П. время
Т.П. временем
П.П. времени
-
Сравните с окончаниями имен 2-го, 3-го скл. (Экран)
-
Падеж
склонение
Разносклоняемые
2-е
3-е
3-е и 2-е
Р.п.
поля
степи
племени
Д.п.
полю
степи
племени
Т.п.
полем
степью
племенем
П.п.
о поле
о степи
о племени
V. Как вы думаете, почему существительные на -мя и слово «путь» получили название «разносклоняемых «?
VI. Сравните свой вывод с текстом определения.
Имена существительные на -мя и слово «путь» называются разносклоняемыми, так как они имеют окончания разных склонений:
в Р.П., Д.П., П.п. - и.(3 скл.)
в Т.П. - ем.- (2скл.)
VII. Запомните!
Разносклоняемые существительные : племя, время, семя, бремя, вымя, имя, стремя, темя, знамя, путь.
- Что значит слово «темя «?
- Сколько разносклоняемых существительных?
(10 существительных на -мя и слово «путь.» )
VIII. С/р. Запишите словосочетания.
Найдите разносклоняемые имена существительные, выделите в них суффиксы.
Цвет знамени, нога в стремени, происхождение имени, в пламени свечи.
- Понаблюдайте над составом этих слов.
- Какую особенность вы заметили? (Суффикс -ен)
Карточки
Проверьте себя (экран):
К корню разносклоняемых существительных на -мя в косвенных падежах кроме В.п ед.ч прибавляется суффикс -ен, в котором пишется буква «е».
Итак, весеннее время -тяжелое бремя. (Объяснить значение «бремя» )
XI.
Не забывайте об особенностях склонения существительного «время «.
-
Сколько времени прошло;
-
Который час;
-
Не сочетаться со временем;
-
У меня нет времени.
Тест №2
Найдите ошибки, исправьте их:
Время было в обрез.
У тебя нет время потолковать со мной?
Где ошибки?
XII.
Обобщение с практическим заданием
Рефлексия: Запишите фразеологизмы(карточки )
-
Выборочный диктант
Вставьте пропущенные буквы, объясните их смысл:
гореть синим плам…нем;
без роду и плем…ни;
до поры до врем…ни;
называть вещи своими им…нами.
-
Физкультминутка
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите: три - четыре
Бодрость духа грация и пластика,
Общеукрепляющая, утром освежающая,
Если же пока еще гимнастика.
Если вы в своей квартире,
Лягте на пол - три -четыре выполняйте правильно движения,
Прочь влияния извне,
Привыкайте к новизне.
Вдох глубокий до изнеможения.
14. Итак, привыкаем к новой теме, получаем, закрепляем новые знания.
- На какую тему?
(Разносклоняемые имена существительные)
- Сколько их? (11)
-
Вспомним:
Делу - время, потехе час.
Перечислите разносклоняемые слова: время, бремя, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь, дитя.
- Какой суффикс в словах стремя, темя прибавляет в корню? (Суффикс ен)
-
Морфологический разбор существительного « в племени».
Итак, уроку приходит конец, кто трудился- молодец!
-
Д./з. дополнительное задание :
слово племя, семя, стремя, вымя, пламя, поставить в родительный падеж.
-
Рефлексия (самоанализ):
-
Все ясно;
-
Все прекрасно!
-
Почему?