Программа курса дополнительных образовательных услуг Точка, точка. запятая

Программа  курса дополнительных образовательных услуг по русскому языку «Точка, точка, запятая…» непосредственно связана с основным курсом русского языка 8 класса и направлена на углубленное изучение простого предложения. Программа включает в себя: • теоретический материал; • вопросы и задания практического характера; • вопросы и задания занимательного характера. Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе  расширению лингвистического кругозора и росту речевой культур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса дополнительных образовательных услуг по русскому языку «Точка, точка, запятая…» непосредственно связана с основным курсом русского языка 8 класса и направлена на углубленное изучение простого предложения. Программа включает в себя:

• теоретический материал;

• вопросы и задания практического характера;

• вопросы и задания занимательного характера.

Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе расширению лингвистического кругозора и росту речевой культуры учащихся.

Задачи:

- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

-выработка умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления;

-подготовка учащихся к редактированию и составлению связных текстов;

-совершенствование пунктуационных навыков

Курс включает лекционные и практические занятия. Методика проведения лекций предполагает включение проблемных вопросов, презентационных материалов.

Практическая работа курса может проходить в форме «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», индивидуальных заданий.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

На практических занятиях проводится текущий контроль знаний и умений посредством контрольно-измерительных материалов (тестов), самостоятельных работ и контрольных заданий.

Программа рассчитана на 35 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации,

- владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (тем)

Планируемые сроки

Из них

Практических работ

Контроль знаний (вид)

Раздел I. О словах и их сочетаниях

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

4


1

Устный опрос. Взаимопроверка

Нахождение алгоритма «восстановления строки».

Индивидуальная работа. Составление рассказа.

Раздел II. Основные виды подчинения

Согласование.

Управление.

Примыкание.

5


3

Словарная работа. Конструирование предложений.

Нахождение алгоритма «расшифровки записи».

Раздел III. простое предложение

Типы предложений.

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Обособленные второстепенные члены предложения.

Уточняющие члены предложения.

Слова, не являющиеся членами предложения.


15



4

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами.

Тесты.

Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений.

Раздел IV. сложное предложение

Сложные предложения.

4

Рассказ на лингвистическую тему.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Раздел V. пунктуация

5

Тестирование

Раздел V Обобщение изученного

2


Содержание программы

Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Ключевые слова и выражения: стилистический прием - олицетворение. Художественно целесообразный.

Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.

Управление.

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Ключевые слова и выражения: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.

Раздел III. простое предложение (15 ч)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Ключевые слова и выражения: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Ключевые слова и выражения: особая интонация, конкретная информация.

Слова, не являющиеся членами предложения.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Раздел IV. сложное предложение (4 ч)

Сложные предложения.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Ключевые слова и выражения: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

Раздел V. пунктуация (5 ч)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые слова и выражения: многофункциональность. Особые речевые ситуации.






Календарно- тематическое планирование.


№ п/п

Дата

Название

тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма

контроля

1


2

3

4

5

Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)

1

Введение.

Всемогущий синтаксис

1

Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем

Устный опрос. Взаимопроверка

2


Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов

1

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма «восстановления строки»

3-4


Слова. Сочетания слов. Словосочетания

2

Сообщения учащихся.

Создание проектов по темам

Индивидуальная работа. Составление рассказа

Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)

5


Согласование

1

Сообщения учащихся.

Графическое обозначение связи. Практическая работа

Словарная работа. Конструирование предложений

6

Управление

1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Нахождение алгоритма «расшифровки записи»

7


Примыкание

1

Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи

Формулирование принципа группировки словосочетаний

8-9


Основные виды подчинения

2

Работа в группах. Практическая работа

Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему

Раздел III. Простое предложение (15 ч)

10

Типы предложений. Общие сведения

1

Сообщения учащихся.

Составление таблицы.

Беседа

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами

11- 12


Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим

2

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме

Рассказ о спорте. Изложение


1


2

3

4

5

13


Нераспространенные и распространенные предложения

1

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы

Игра «Будь внимателен!»

14- 15


Второстепенные члены предложения

2

. Работа в группах по заданной программе

Письменный ответ на вопрос

16- 17


Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений

2

Практикум. Сообщения уча-щихся с использованием специально подобранного материала

Дополни ответ товарища… Игра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?»

18


Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

1

Сообщения учащихся.

Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

Устный опрос. Работа с текстом

19- 20


Однородные члены предложения и их добрососедские отношения

2

Практикум. Беседа.

Наблюдение поэтического текста. Работа в группах

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

21- 22


Обособление второстепенных членов предложения

2

Практикум. Беседа.

Работа в группах. Наблюде-ние поэтического текста. Ра-бота со словарем

Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений

23- 24


Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения)

2

Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать»

Взаимопроверка и взаимоконтроль

Раздел IV. Сложные предложения (4 ч)

25- 26


Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов

Сообщения учащихся.

Составление таблицы «Виды сложных предложений». Редактирование стилистических текстов

Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль

1


2

3

4

5

27- 28


«Простое предложение»

2

Игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к синтаксическому лото. Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц

Игра «Все о простом предложении»

Раздел V. Пунктуация (5 ч)

29


Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации

1

лекция

30- 31


Все о предложении… (или почти все)

2

Сообщения учащихся. Устный журнал

Игровой рассказ

32- 33


Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение»

2

Определение победителей в 3-х номинациях

34-35


Обобщение знаний

2


Учебно-методическое обеспечение.

Для учителя:

1. Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. - М., 2003.

2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. - М.: Просвещение, 2006.

3. Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М.: Вербум, 2010.

4. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: АСТ-ЛТД, 2008.

5. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. - М., 2008.

Для учащихся:

1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. - Ч. 2. - М., 2007.

2. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. - М.: Знание, 2008.

3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение, 2010.

4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. - М.: Просвещение, 2006.

5. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. - М.: Просвещение, 2005.



Рецензия

на программу дополнительных образовательных услуг по русскому языку для 8 класса, составленную учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11» Романенко Е.Н.

В Концепции модернизации российского образования отводится особое место формированию языковой компетенции на основе личностно-ориентированного подхода. В связи с этим возросла необходимость в дополнительных занятиях по русскому языку для учащихся, заинтересованных в совершенствовании навыков грамотного письма и культуры речи, а также в углублении знаний по различным разделам лингвистики.

Предлагаемая программа курса для учащихся 8 класса, несомненно, отвечает этой необходимости и направлена, прежде всего, на обобщение и систематизацию знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне и совершенствование пунктуационных навыков учащихся.

Большое внимание уделяется практической отработке умений ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений, использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

В рамках данного курса целесообразно обращение к трудным вопросам пунктуации: многофункциональности запятой, тире, двоеточия, случаям постановки знаков препинания в особых речевых ситуациях. Разбор этих вопросов способствует подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и в дальнейшем к ЕГЭ.

Структура занятий (изучение материала + тренинг) позволяет закрепить изученное и отработать умения и навыки на разнообразном языковом материале.

Предлагаемая программа рекомендуется для проведения дополнительных занятий по русскому языку в средней общеобразовательной школе.


Рецензент_____________



© 2010-2022