Урок русского языка «Корень слова. Однокоренные слова»

Цели:  уточнить представления о понятиях «однокоренные слова», «корень»; «общая часть», «родственные слова»; развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, продолжить развитие умений работать со словарём; воспитывать трудолюбие, аккуратность; повышать интерес к изучению русского языка. Коррекционная цель: развитие орфографических навыков через проговаривание и комментирование. Тип урока: повторение изученного в 4 классе. Оборудование: учебник, карточки со словами, орфографический словарь.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка. 5 класс.

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Учитель русского языка и литературы Мусина Ж.С.

КГУ «Коррекционная неполная средняя школа-

интернат для детей-сирот с ЗПР» Управления

Образования ВКО.

Цели: уточнить представления о понятиях «однокоренные слова», «корень»; «общая часть», «родственные слова»; развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, продолжить развитие умений работать со словарём; воспитывать трудолюбие, аккуратность; повышать интерес к изучению русского языка.

Коррекционная цель: развитие орфографических навыков через проговаривание и комментирование.

Тип урока: повторение изученного в 4 классе.

Оборудование: учебник, карточки со словами, орфографический словарь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами,
И вперед, за новыми знаниями!


  1. Минутка чистописания.

На доске написаны слова: м…шина, з…бота, л…пата.

-Прочитайте написанные на доске слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Можно ли к этим словам подобрать проверочные слова? (Нет). Найдите в орфографических словарях данные слова, запомните их написание.

-Найдите в данных словах общее.

(Данные слова существительные, это словарные слова, у всех слов ударение на втором слоге, в каждом слове по 3 слога).

- Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания.

(лишнее слово- лопата. В словах машина и забота непроверяемая гласная - а, а в слове лопата - о. Значит, мы будем писать букву о)

-Гласную мы напишем с двумя буквами, которые вы определите самостоятельно. В двух последних словах, написанных на доске, они обозначают согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Какие это буквы?. (б-п)

- Очерёдность написания букв в данном ряду: обп .

- Напишите буквы в указанной последовательности до конца строки.

-Не забывайте о посадке при письме.


  1. Словарно-орфографическая работа.

На доске изображено игровое поле:

- Отгадайте слово, которое здесь зашифровано.

р

у

д

т

(Получилось слово - труд). Чётко проговорите это слово. Где в этом слове «опасное» место? Подберите проверочное слово. (Труд - труды)

- Что обозначает слово труд?

1) Труд - усилие, направленное к достижению чего-нибудь.

2) Труд - работа, занятие.

- Прочитайте написанные на доске пословицы.

Терпение и труд всё перетрут.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-Определите смысл данных пословиц. (Человек, который трудится, может многого добиться)

- Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах сходные по значению слова: труд, трудиться. Они имеют общую часть - труд.)

- Определите тему сегодняшнего урока.

(Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть.)


  1. Изучение нового материала.

-Слово учителя.

Всё растёт из корня.

«Зри в корень!» - гласит известное выражение. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев в жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого-либо явления, то особенно важно его помнить, когда нам нужно разобрать слово по составу. Тут уж действительно надо «зреть», т.е. смотреть в корень, разумеется, в корень слова, чтобы найти остальные части слова, понять и записать без ошибок. Недаром иногда говорят:

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появились из одного корня. Это родство иногда обнаруживается не сразу. Поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится иной раз основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень.

- А теперь образуйте группу слов, связанных со словом рыба (пишу на доске: слово рыба, а дальше - его производные в порядке их образования детьми.)

Назовите одним словом, проговорите слова по правилам орфографии (орфографическое проговаривание)

1) Небольшая, мелкая рыба.

Рыбка, рыбёшка.

2) Рыбная ловля.

Рыбалка.

3) Человек, занимающийся рыбной ловлей.

Рыбак.

4) Ловить рыбу.

Рыбачить.

- Прочитайте написанные на доске слова.

Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак.

- Сравните их и скажите, что в них общего?

(В этих словах есть общая часть - рыб.)

- Что можете сказать о значении данных слов?

(Данные слова сходны по значению.)

- Откройте учебник, страница 8. Прочитайте правило.


  1. Закрепление нового материала.


  1. Игра «Куча мала». Прочитайте слова. Распределите слова по группам. Прокомментируйте написание слов. Выделите корень. Как называются слова каждой группы? Почему? (Однокоренные. В этих группах один и тот же корень и значение.) Работа на доске:

Снег, з...мляной, снежный, в…трище, сн…говик, з...млянка, в…терок,

сн..жинка, з…млистый, сн…жок, Сн…гурочка, з…мля, ветер, з…млица, в…треный.

2) Игра «Третий лишний». Устраните лишнее слово. Ответ обоснуйте. (Один корень и одно и то же значение)

-нос, носильщик, носик;

-час, часть, часовщик;

-гусь, гусята, гусеница;


  1. Физминутка: Вы, наверное, устали? И поэтому все встали!

Поиграем в игру «Похлопаем, потопаем»

-Если вы согласны, что слова однокоренные - похлопаем, если же нет - потопаем.

-Море, моряк (похлопаем)

-Горе, гора (потопаем)

-Коса, косой (потопаем)

-Вода, водяной (похлопаем)

-Мечта, мачта (потопаем)

  1. Самостоятельная работа.

-Продолжаем работать.

(Индивидуальные дифференцированные задания)

Уровень 1. Карточка №1

Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. Найди в предложениях родственные слова. Спиши. Выдели в словах корень и укажи части речи.

Ул…тели з…мовать птицы. Скоро придёт время зимних забот. З…ма вступит в св…и пр…ва. Мы скажем: «Здра…ствуй, зимушка-кр…савица!»

Уровень 2. Карточка №2

Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Спиши. Найди родственные слова, выдели в них корень.

Наступила поз…няя осень. Осенняя погода переменчива. Дует по-осеннему х…лодный ветер. Хол…дно и птицам.

Уровень 3. Карточка №3

Прочитай предложения. Спиши. Найди однокоренные слова, выдели в них

корень.

Осенью дни ветреные. Ветер несёт с деревьев опавшие листья. Листочки разноцветные: желтые, красные, рыжие.

  1. Обобщение

-Какие слова называются однокоренными?

-Что такое корень?


  1. Составление синквейна

Корень.

Родственный, близкий.

Объединяет, скрепляет, объясняет.

Главная значимая часть слова.

Основа всего.


  1. Домашнее задание:

Уровень 1: упр.15 стр.8

Уровень 2: упр.12 стр.7

Уровень 3:упр.14 стр.7


  1. Итог урока.


© 2010-2022