Суффикс 5 класс ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Суффикс (5 класс ФГОС)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове;

  • Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.

  • Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Методы формирования понятий и контроля знаний

  • Постановка учащимися учебных задач.

  • Решение учащимися учебных задач.

  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.

  • Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.

Методы формирования умений

  • Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.

Оборудование: презентация, карточки, таблица суффиксов.

Ход урока.

  1. Вступительное слово

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Сегодня на уроке у нас гости, повернитесь к гостям и поприветствуйте. Присаживайтесь (дети садятся)

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Работу на уроке вы оцениваете сами, используя лист самооценки. На этом листе после выполнения каждого задания, вы должны поставить плюс или минус. Плюс, если справились, и минус, если нет.

- Напомните, пожалуйста, ребята, а какой раздел русского языка мы изучаем?

(ответ детей «Морфемика»).

-Давайте вспомним, с какими важным понятиями мы познакомились на предыдущих уроках.

(Презентация 1) Блиц - опрос

(Проверка с помощью компьютерной игры-презентации "Состав слова", в ходе работы над которой появляются правильные ответы.)

- напомнить о листе самооценки

2. Работа в парах (взаимопроверка)

- Следующее задание мы будем работать в парах. Взаимопроверка.

- У вас на столах есть листочек, на котором напечатано предложение. Выполните задания, которые идут после предложения (слайд 7)

Бесшумно ведут хоровод мотыльки, и в бархатных травах резвятся жучки.

- Выделите грамматические основы;

- Составьте схему предложения.

- Разберите по составу слова: бархатных, жучки.

- А теперь обменяйтесь листочками, и проверьте с помощью ключа (слайд 8)

- Молодцы. Если правильно выполнены все задания ставим плюс, если нет - ставим минус

- Понаблюдайте, что общего в составе этих слов? (Есть корень, суффикс, окончание.)

2.Формирование новых знаний:

Слово учителя:

- Как вы думаете, сегодня на уроке предметом нашего рассмотрения будет какая морфема?

(слайд 9)

- Что вы знаете об этой морфеме?

Ответы учеников.

- Откройте учебник на стр. 17 и прочитайте самостоятельно правило о суффиксе. Расскажите правило сидящему рядом однокласснику. Сформулируйте вопрос (2 человека задают вопрос классу, 2 ученика отвечают).

- ГДЕ В СЛОВЕ РАСПОЛОЖЕНА МОРФЕМВ СУФФИКС?

- ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ СУФФИКС?

- Сформулируйте цель урока (Установить какие значения суффиксы имеют, как используются в речи и т.д.)

- Молодцы, ребята!

3. Работа по теме урока

- Посмотрите на слайд. Кто это? (слайд 10)

(Запись слов в тетрадях и на доске)

- Обозначьте орфограммы в этих словах.

- Что общего в составе этих слов?

- О чем нам говорит корень? (животное, спинки и бока покрыты иголками)

-Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как?

(ласково называем, указывает на маленькие размеры)

-Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?

(имеет уменьшительно-ласкательное значение)

- Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними. (ответы детей)

- Какие же еще значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос, мы найдем, выполнив следующее задание.

Работа с учебником упр.404

- Прочитать задание, разобрать(слайд 11)

- Так какие же еще значения имеют суффиксы?

(Суффиксы могут обозначать профессию или род занятий человека)

- Для какой части речи характерны данные суффиксы?

(лист самооценки)

- Что мы узнали о суффиксах в этой части урока, какое значение они несут?

- Какие из данных слов обозначают предмет, а какие - признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? (слайд 12)

- От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

- Из записанных предложений выписать прилагательные и разобрать по составу.

(один ученик работает у доски) (слайд 13)

БЕЛЫЙ И РОВНЫЙ СВЕТ НАПОЛНЯЛ КОМНАТУ. В ТУМАННОМ НЕБЕ СТОЯЛА ОДИНОКАЯ ЛУНА, И ВОКРУГ НЕЁ ПЕРЕЛИВАЛСЯ ЖЕЛТОВАТЫЙ КРУГ.

СРЕЗ ЗНАНИЙ

Обозначьте суффиксы в слове.

Баянист, барабанщик, скрипач, переписчик, учитель, охотник, волгоградец, москвич, туляк, кошечка, собачка, бельчонок, бабушка, листик, водичка, крылышки, стульчик

- Во время урока вы оценивали себя, заполняя лист самооценки. Поставьте себе итоговую оценку.

- Поднимите руку, кто выполнил все задания без единой ошибки.

- Кто не справился с 1- 2 заданиями?

- У кого не выполнено 3 и более задания? Не расстраивайтесь, это будут накопительные баллы. И на следующем уроке вы сможете дополнить их при помощи ответов

Этап подведения итогов

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

- Продолжите предложение: (слайд 14 )

1. Сегодня я узнал, что…

2. Сегодня я научился…

3. Я не совсем понял….

Домашнее задание (слайд )

Параграф 76

Упр. 410 или 411 ( на выбор)



© 2010-2022