Рабочая программа по литературе 9 класс учебник Чертов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №17



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

средней школы № 17

Елясова О.Г. ________

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

Кравченко С.Н.

_________________

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №______ от

«___»_________2015 г.








Рабочая программа



Предмет: литература

Класс: 9А

Учебный год: 2015-2016

Учитель: Кравченко Светлана Николаевна

Рабочие программы по литературе под редакцией В. Ф. Чертова.

Авторы: В Ф. Чертов. Л А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова Под редакцией В. Ф. Чертова

В основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов - фундаментальное ядро содержания общего образования и требования к результатам основного общего образования. представленные в Федеральном государственном образовательном стандарт. В ней учтены основные положения Программы развития и формировании универсальных учебных действий для общего образования.

Рабочая программа включает шесть разделов: "Пояснительную записку" с требованиями к результаты обучения: "Содержание курса"; "Примерное тематическое планирование основного содержания курса Литература. 5-9 классы" с определением основных видов учебной деятельности школьников; "Рекомендации по материально-техническому оснащению учебного предмета", "Рекомендуемые информационные ресурсы в сети Интернет" и "Объекты образовательных экскурсий". Учебный процесс по рабочей программе обеспечивается линией УМК по литературе для 5-9 классов коллектива авторов под редакцией В Ф. Чертова, выпускаемых издательством "Просвещение".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Предлагаемая программа по литературе для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, и Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положении Программы развития и формирования

универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные,

во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых. Программа включает шесть разделов: "Пояснительную записку" с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов и указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников: рекомендации по оснащению учебного процесса; рекомендуемые информационные ресурсы в сети Интернет; перечень образовательных экскурсий.

В программе дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение образовательных и воспитательных педагогических задач в системе основного общего образования, а также результатам освоения программы по литературе на ступени основного общего образования.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности:

познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Раздел "Содержание курса" включает перечень изучаемого содержания с распределением по классам и указанием количества часов в каждом классе.

В разделе "Примерное тематическое планирование основного содержания курса "Литература. 5-9 классы" представлены темы курса с указанием количества учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, дана характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Примерная программа также включает рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса, по использованию ресурсов Интернета, а также перечень объектов образовательных экскурсий.

ВКЛАД ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА" В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями совсем другой исторической эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально) литературу не случайно сопоставляют с философией, историей психологией, называют "художественным исследованием", "человековедением", "учебником жизни".

Главными целями изучения предмета "Литература" являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием чувством патриотизма:

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с житью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов. заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу

прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности. планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным

потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности, но и формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к "вечным" ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует решению таких ею важнейших целей, как:

• воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

• формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление её творческих способностей;

• формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции;

• воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

• развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

• приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как часть образовательной области "Филология" учебный предмет "Литература" тесно связан с предметом "Русский язык". Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие её потенциальных возможностей. Уместно вспомнить здесь известные слова Н. М. Карамзина: "Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить". Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета "Литература" определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Предлагаемая программа литературного образования может использоваться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.

Составители программы не стремились идти по уже привычному пути экстенсивного развития литературного образования. сопровождающегося простым увеличением числа изучаемых произведений и сведений по теории и истории литературы.

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения.

На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности. связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности. Отбор литературного материала и определение приёмов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учётом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретаций литературного произведения. Одним из непременных

условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений, личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения. Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, в 9-11 классах допускается возможность изучения линейного курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.

Программа литературного образования в общеобразовательных учреждениях не может (и не должна) ставить перед собой задачи систематического изучения истории русской литературы (это специальная задача высшей школы). Школьники знакомятся лишь с вершинными явлениями отечественной и мировой литературы, творчеством крупнейших

представителей литературных эпох, доминантами литературного процесса.

Обращение к вопросам, связанным с литературным процессом (направление, стиль), на уроках литературы в 7-8 классах диктуется в первую очередь задачами анализа отдельного литературного произведения, особенностей его идейно-эмоционального содержания и художественной формы, который вне связей произведения с литературным процессом будет в значительной мере обедненным, неполным, как и всякий анализ художественного текста вне контекста (исторического, биографического, культурного). В 9-11 классах более подробно рассматриваются (с опорой на ранее изученное и с разной степенью углубления в классах разного профиля) вопросы о литературных направлениях, течениях и шкалах особенностях стиля писателя, традициях и новаторстве, литературной жизни эпохи, литературной полемике и др.

Для каждого класса формулируются ключевые теоретико- литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы

5 класс - художественный образ в литературе

6 класс - образ человека в литературном произведении

7 класс- сюжет как метафора жизни

8 класс - художественный мир: литературные жанры

9 класс - художественный мир; направление; композиция

В соответствии с избранной логикой построения курса литературы перед каждым классом ставятся конкретные практические задачи, связанные с целенаправленным поэтапным овладением учащимися необходимыми знаниями и умениями, перечень которых представлен в нормативных документах.

В 9 классе содержание и структура программы, а также круг формируемых умений и навыков определяются особым местом данного класса в системе литературного образования. Во-первых, это завершающий основное общее образование этап, поэтому здесь целесообразны обобщения, систематизация, повторение и закрепление полученных

ранее знаний, умений и навыков. Во-вторых, на данном этапе литературного образования усиливается исторический аспект изучения, литературные произведения рассматриваются в контексте определенной исторической и литературной эпохи (первая половина XIX века), анализируются такие вершинные явления русской классической литературы, как

"Слово о полку Игореве", "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова. "Мёртвые души" Н. В. Гоголя. Здесь закрепляются навыки анализа произведения в единстве формы и содержания, в аспекте литературного направления, жанра и композиции. Основные виды деятельности - сочинения, связанные не только с анализом литературного произведения в заданном аспекте (жанр, композиция, язык, проблематика и т.д.), но и посвященные целостному анализу небольшого по объёму эпического или лирического произведения.

Важное место в системе письменных работ отводится также сочинениям по "сквозным" темам в литературе, сочинениям-эссе на нравственно-философские и публицистические темы, рецензиям на самостоятельно прочитанные произведения (с обязательным цитированием и с использованием приёмов сопоставительного анализа), конспектированию литературно-критической статьи.

Своеобразную завершенность курсу литературы в основной школе придают обзорные темы "Образ Пушкина в русской диктатуре", "Лермонтовские образы и мотивы в поэзии русского модернизма", "Гуманистическая традиция в русской литературе" и "Традиции смеховой культуры в русской литературе", предполагающие обращение к произведениям русской литературы XIX-XX веков.

Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создании и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки- обзоры направлены, прежде всего, на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углублённый филологический анализ помещённых в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включённым в программу в системной последовательности и посвящённым освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного

произведения (целостного в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жёстко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться (учителю предоставляется возможность выбор; художественных текстов, объёма рассматриваемого материал; и видов работы в зависимости от конкретных условий).

В рубрике "Теория литературы" указаны основные теоретические понятия, которые практически осваиваются (формируются, обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной темы. Составители программы не стремились к существенному расширению круга терминов, однако включили отдельные теоретико-литературные и эстетические категории и понятия, без которых невозможно постижение идейно-эмоционального содержания и художественной формы произведения ("трагическое", "комическое", "идеал", "аллюзия", "реминисценция" и др.). Рубрика "Развитие речи" представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля. В рубрике "Связь с другими видами искусства" рекомендуются произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые могут быть использованы па уроках литературы и во внеурочной работе с учащимися. Показателем результативности проведенной на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков в самостоятельную читательскую практику. Специальная рубрика "Внеклассное чтение" поможет учителю организовать работу по закреплению сформированных на уроке умений и навыков, подготовке учащихся к урокам-обзорам и урокам-практикумам, осуществлять индивидуальный подход в обучении. Обозначенные в данной рубрике литературные произведения включаются в книги для внеклассного чтения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА"

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета "Литература", являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета "Литература" в основной школе проявляются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX -XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять сто принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа):

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней:

- в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие:

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;

- домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетическою вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

МЕСТО КУРСА "ЛИТЕРАТУРА" В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений

Российской Федерации (вариант №1) предусматривает обязательное изучение литературы

на этапе основного общего образования в объеме 455 часов, в том числе: в V классе - 105

часов, в VI классе - 105 часов, в VII классе - 70 часов, в VIII классе - 70 часов, в IX классе -

105 часов.

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР; НАПРАВЛЕНИЕ; КОМПОЗИЦИЯ

Виды деятельности:

а) чтение

• Чтение литературных произведений, включенных в программу.

• Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.

• Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.

• Внеклассное чтение произведений одного жанра.

• Чтение литературно-критических статей, мемуарной и справочной литературы.

б) анализ

• Общая характеристика художественного мира литературного произведения (писателя, направления).

• Анализ предметного мира литературного произведения, образа предмета и его художественной функции в произведении.

• Выявление признаков эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

• Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.

• Выявление текстов других жанров и определение их роли в литературном произведении.

• Анализ особенностей композиции литературного произведения.

• Выявление в тексте признаков "ретроспективной", "вершинной", "кольцевой" композиции.

• Соотнесение произведения с литературным направлением (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом).

• Целостный анализ лирического произведения.

• Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром, композицией и литературным направлением.

в) развитие устной и письменной речи

• Письменный ответ на вопрос об особенностях художественного мира произведения в соотнесении с литературным направлением.

• Составление плана и подбор цитат к устной характеристике предметного мира произведения.

• Письменный ответ на вопрос о художественной функции образа предмета в произведении.

• Сочинение о жанровом своеобразии литературного произведения.

• Сочинение об особенностях композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием.

• Устное рассуждение о сочетании черт разных литературных направлений в произведении.

• Сообщение об особенностях художественного мира писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

• Сочинение-эссе по нравственным проблемам, поднятым в произведении.

• Письменный анализ лирического произведения.

• Конспектирование литературно-критической статьи.

• Рецензия на театральную постановку или кинематографическую версию драматического произведения.

ТЕРМИНЫ:

• Художественная форма и художественное содержание.

• Тематика, проблематика, идейное содержание.

• Литературный род (эпос, лирика, драма).

• Жанр.

• Эпические жанры (роман, повесть, рассказ, новелла).

• Лирические жанры (ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет).

• Драматические жанры (трагедия, комедия, драма).

• Лиро-эпические жанры (поэма, баллада, басня).

• Художественный мир.

• Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм).

• Тропы (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет, ирония, перифраза).

• Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, оксюморон, параллелизм, градация, алогизм, риторический вопрос, риторическое восклицание).

• Композиция и ее виды ("ретроспективная", "вершинная", "кольцевая").

• Лирические отступления.

• Форма дневника.

• Форма исповеди.

• Персонажи главные, второстепенные, внесценические.

• Посвящение.

• Эпиграф.

• Психологизм.

• Документализм.

• Трагическое и комическое.

• Виды комического (юмор, сатира, сарказм).

• Идеал.

• Стилизация.

• Пародия.

• "Онегинская строфа".

• Лирический герой.

• Лирический сюжет.

• Ритмика, рифма.

• Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.

• Вольный стих.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР. НАПРАВЛЕНИЕ

(вводный урок)

Развитие представлений о художественном мире литературного произведения.

Особенности художественного мира автора и литературного направления. Разграничение понятий "стиль" и "направление". Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Проблемы соотнесения художественного мира произведения с литературным направлением.

Обобщение сведений о проблематике литературного произведения (философской, социальной, нравственной). Особенности сочинений на темы нравственно-философского характера. Темы, сформулированные в форме проблемного вопроса или в виде цитаты.

Составление плана сочинения, подготовка тезисов и подбор цитат. Формы выражения собственных суждений, оценок, вопросов, возникших в процессе чтения и осмысления содержания произведения.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Периодизация литературы Древней Руси. Краткая характеристика периодов. Древнерусская литература и фольклор. Основные жанры древнерусской литературы (летописание, воинская повесть, духовное красноречие, житие, хождение), их каноны. Влияние древнерусской литературы на литературу последующего времени. Образы и мотивы литературы Древней Руси в искусстве и литературе XIX-XX веков.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного канона и композиция жития. Особенности поведения житийного героя. Стиль жития. Влияние жанра жития на последующую литературу.

ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI-XV веков. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.

Теория литературы. Канон. Агиография. Житие. Житийные сюжеты. Житийный герой. Стиль "плетение словес".

Развитие речи. Сочинение-описание по картине М. В. Нестерова. Сочинение-эссе о подвиге Сергия Радонежского.

Связь с другими видами искусства. Житийное и иконописное изображение человека в древнерусском искусстве. Картина М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею".

Внеклассное чтение. Житие Бориса и Глеба. В. О. Ключевский. "Значение преподобного Сергия для русского народа и государства". В. Г. Распутин. "Ближний свет издалека".

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА

Традиционное и новаторское в жанре жития Аввакума. Отражение исторической обстановки и духа времени в Житии. Аввакум как идеолог русского старообрядческого движения. Этапы жизненного пути Аввакума. Высокое и низкое в образе героя. Испытания, выпавшие на долю героя, защищающего "веру отцов". Образы сподвижников и врагов. Роль бытовых сцен и деталей в произведении. Особенности языка произведения.

Теория литературы. Автобиографизм. Исповедальные мотивы. Сатира. Психологизм (начальные представления).

Развитие речи. Составление словаря устаревших и диалектных слов. Сопоставительный анализ образов в литературе и изобразительном искусстве (Аввакум и боярыня Морозова на картине В. И. Сурикова). Сообщения о влиянии древнерусского канона на создание образа героя в литературе Древней Руси, об особенностях изображения исторических событий в древнерусских памятниках разных жанров.

Связь с другими видами искусства. Картина В. И. Сурикова "Боярыня Морозова".

Внеклассное чтение. "Повесть о Шемякином суде". "Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским" (фрагменты).

"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"

"Слово..." как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия "Слова...". Время создания памятника. Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Особенности жанра и композиции. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Авторская позиция в "Слове". "Золотое слово". Святослава и основная идея произведения. Фольклорная символика. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы и переложения "Слова...".

Теория литературы Воинская повесть. Лирические и исторические отступления. Сопоставительный анализ "Слова..." и описания событий похода князя Игоря, изложенных в Ипатьевской летописи. Сопоставление древнерусского и средневекового эпоса. Песнь о Роланде, (сюжет, композиция, герои, идейное звучание). Анализ эпизода. Сочинение-эссе.

Связь с другими видами искусства. Жизнь "Слова о полку Игореве" в изобразительном искусстве (В. М. Васнецов, М. В. Добужинский, В. Г. Петров, В. А. Фаворский, Г. И. Голиков и др.) и музыкальном искусстве (опера А. П. Бородина

"Князь Игорь").

Внеклассное чтение. "Слово о погибели русской земли", "Задонщина" (фрагменты).

" РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"

(практикум)

Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.

ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Этапы художественной культуры Возрождения. Происхождение термина "Возрождение". Новая гуманистическая идеология, интерес к человеку, его физической и духовной природе. Античность как одна из основ художественной культуры Возрождения. Возрождение в Италии, Франции, Испании, Англии. Северное Возрождение.

У. Шекспир.

Слово о поэте.

Трагедия "Гамлет" (фрагменты)

Трагический характер конфликта. Проблемы смысла жизни долга и чести, нравственною выбора. Гамлет как рефлектирующий герой. Проблема бездеятельности Гамлета. Осознание героем необходимости возмездия и бесчеловечности мести. Гамлет как "вечный" образ. Тема жизни как театра. Художественная функция приёма "пьеса в

пьесе. ("Мышеловка"). Образ Офелии. Смысл финала.

Теория литературы. Трагическое. Проблематика. "Вечные" проблемы. "Вечные" образы.

Развитие речи. Выразительное чтение монолога Гамлета. Отзыв о театральной или кинематографической версии трагедии.

Связь с другими видами искусства. Фильм режиссера Г. М. Козинцева "Гамлет".

Внеклассное чтение. У. Шекспир. "Отелло".

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВЕКОВ

Эпоха Просвещения в западноевропейской истории и культуре. Термин "Просвещение". Убеждённость в особой роли просвещения, знаний в общественном развитии. Идея естественного человека. Франция как центр культуры Просвещения. Деятельность энциклопедистов. Литературные направления эпохи (барокко, классицизм, сентиментализм, неоромантизм). Просвещение в Германии (И -В. Гёте. Ф Шиллер).

И.-В. Гете

Слово о поэте.

Трагедия "Фауст" (фрагменты)

Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Композиция произведения. Роль прологов. Образы Фауста и Мефистофеля как "вечные" образы. История сделки человека с дьяволом как "бродячий" сюжет. Смысл договора Фауста и Мефистофеля. Жажда познания и деятельности как свойство человеческого духа. Образ Маргариты. Тема любви и красоты. Символический смысл слепоты главного героя. Жанровое своеобразие "Фауста".

Теория литературы. "Бродячий" сюжет. "Вечный" образ. Трагедия. Пролог.

Развитие речи. Сочинение-эссе о "вечных" темах в литературе.

Внеклассное чтение. О. Уайльд. "Портрет Дориана Грея".

"ЖАНР ОДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ" (обзор)

Пиндар.

'"Первая истмийская ода (фрагменты)

Ф. Малерб.

"Ода королеве".

М. В. Ломоносов

"Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" (фрагменты)

А. П. Сумароков

"Ода на суету мира"

А. И. Радищев

"Вольность"

А. С. Пушкин

"Вольность"

В. В. Маяковский

"Ода революции"

История оды. Жанровые особенности. Ода в нормативной практике классицизма. Развитие и переосмысление жанра в литературе.

Теория литературы. Оды. Классицизм. "Высокий" стиль. Архаика.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента оды наизусть. Устный ответ на вопрос о соответствии оды классицистическому канону.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХУШ ВЕКА

Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества деятелей русского Просвещения (А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, Феофана Прокоповича, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова). Реформа русского стихосложения. Становление русской драматургии и театра в XVIII веке (драматические произведения А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина). Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова).

Классицизм в других видах искусства. Мозаики М. В. Ломоносова. Портретная живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого. Архитектурные ансамбли в усадьбах Кусково, Останкино, Архангельское (Москва); дворцовые и парковые ансамбли Царского Села, Павловска.

Г. Р. ДЕРЖАВИН

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения "Объявление любви", "Фелица" (фрагменты), "Властителям и судиям", "Памятник".

Своеобразие художественного мира поэзии Державина. Восприятие всего сущего как оправданного свыше. Жизнеутверждающий характер поэзии. Изображение жизни во всем ее многообразии. Представления поэта о подлинных жизненных ценностях.

Гражданский и нравственный максимализм. Основные темы и проблемы поэзии. Темы природы, дружбы, любви, поэта и поэзии. Философская проблематика. Особенности державинской сатиры. Традиционное и новаторское в поэзии.

Теория литературы. Классицизм. Ода. Художественный мир. Предметный мир. Философская лирика. Сатира. Изобразительно-выразительные средства.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов стихотворений наизусть. Составление плана характеристики художественного мира стихотворения с использованием цитирования.

Внеклассное чтение. Г. Р. Державин. "Лебедь", "На птичку", "Евгению. Жизнь Званская".

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Исторические события и научные открытия первой половины XIX века и их отражение в литературе. Появления понятия "всемирная литература". Становление национальных литератур, оформление сводов сказаний разных народов. Интерес к

универсализации и взаимообогащению, освоению национальной самобытности других народов. Внутренний мир личности и изображение драматических последствий столкновения личности с реальным миром в произведениях романтиков. Романтические концепции двоемирия. Начало эпохи классического реализма. Исследование реальности в

разных аспектах как основной принцип реалистического искусства.

"ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНТИЗМА" (обзор)

Э. Т. А. Гофман.

Новелла "Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер" (фрагменты)

Дж. Г. Байрон.

Поэма "Паломничество Чайльд-Гарольда" (фрагменты)

В. Гюго.

"Девяносто третий год" (фрагменты)

Э. А. По.

Стихотворение "Ворон".

Концепции мира и человека в романтическом искусстве. Противопоставление действительности ("страшного мира") романтическому началу, миру мечты (романтическое двоемирие). Романтический герой. Осознание героем недостижимости идеала (романтическая ирония). Система жанров в литературе романтизма. Особенности романтического стиля. Романтический пейзаж. Психологизм в романтической литературе. Использование формы дневника, исповеди. Фольклорные традиции в искусстве романтизма. Национальное своеобразие немецкого, английского, французского, американского романтизма. Романтизм в живописи (Э. Делакруа, Ф. Рунге и др.), музыке

(Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Ф. Шопен и др.).

Теория литературы. Романтизм. Романтическое описание. Романтический герой. Романтический пейзаж. Романтическая повесть. Романтическая поэма.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об авторской позиции и способах ее выражения. Письменный ответ на вопрос об особенностях художественного мира романтического произведения. Рецензия на одно из самостоятельно прочитанных произведений зарубежного романтика. Реферат по творчеству одного из зарубежных романтиков.

Внеклассное чтение. Э. Т. А. Гофман. "Кавалер Глюк". А. Шамиссо. "Удивительная

история Петера Шлемиля". Дж. Г. Байрон. "Корсар". В. Скотт. "Айвенго". А. Дюма.

"Королева Марго". Ф. Купер. "Последний из могикан".

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Русская литература и её связь с национальной историей. Осмысление русской литературой ценностей западноевропейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Зарождение реализма в русской литературе. Национальное самоопределение русской литературы. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы первой половины XIX века (свобода, нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека, образ "маленького человека"). Литературная жизнь в первой половине XIX века. Литературные общества, кружки, журналы. Роль литературы в формировании русского литературного языка.

В. А. ЖУКОВСКИЙ

Обзор жизни и творчества. Стихотворения "Невыразимое", "Море". Основные темы, мотивы и образы поэзии Жуковского. Своеобразие

художественного мира. Традиции сентиментальной литературы в лирике поэта. Лирический герой, его восприятие мира. Темы любви и поэтического вдохновения. Нравственно-философская проблематика. Своеобразие романтизма Жуковского. Жуковский-переводчик.

Теория литературы. Лирический герой. Романтизм.

Развитие речи. Подбор цитат к сообщению о лирическом герое поэзии Жуковского.

Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. "Видение".

"ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ"

(практикум)

Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или

самостоятельно прочитанных стихотворений В. А. Жуковского и др.).

А. С. ГРИБОЕДОВ

Обзор жизни и творчества.

Комедия "Горе от ума".

История сознания и публикации комедии. Прототипы. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии. Жанровое своеобразие. Смысл названия и проблема ума в комедии. Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика пьесы.

Чацкий как необычный "резонёр" и предшественник "странного человека" в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ Софии и женские образы в комедии. Образ социальной среды. Фамусовское общество, ею основные представители. Художественная функция второстепенных и внесценических персонажей. Своеобразие композиции. Особая рать монологов в комедии. Герои-анти поды и герои-двойники. Отсутствие классической развязки. Смысл финала. Авторская позиция и способы её выражения. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга к создании речевых характеристик героев. Традиции басен И. А. Крылова, вольный стих. Конкретно-историческое и вневременное в комедии. "Вечные" темы и "вечные" образы.

"Горе от ума" на русской сцене.

Комедия "Горе от ума" в критике: И. А. Гончаров. "Мильон терзаний".

Теория литературы. Комедия. Конфликт. Главные, второстепенные и внесценические персонажи. Проблематика. Традиции и новаторство. Речевая характеристика персонажа. Вольный стих.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть и анализ одного из монологов Чацкого или Фамусова. Составление речевой характеристики одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос о жанровом своеобразии комедии. Работа над конспектом статьи И. А. Гончарова "Мильон терзаний". Сочинение по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Молчалины".

А. С. ПУШКИН

Биография и творчество.

Стихотворения "Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня", "К морю", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Поэт", "На холмах Грузин лежит ночная мгла...", "Я Вас любил: любовь еще, быть может...". "Мадонна", "Бесы", "Осень", "Поэту", "Эхо", "Поэт и толпа", "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "...Вновь я посетил...", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...".

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформации традиционных жанров в пушкинской лирике (ода, сатира, элегия, послание). Основные темы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Поэтические манифесты Пушкина. Лирика Пушкина и романтизм. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы в поздней лирике. Проблема нравственною идеала. Реалистическое осмысление действительности. Своеобразие трагизма пушкинского творчества. Образно-стилистическое богатство лирики Пушкина. Традиции античной поэзии, классицизма, романтизма и реалистические тенденции в поздней лирике Пушкина. Мотивы и образы пушкинской лирики в русской поэзии.

Теория литературы. Художественный мир. Лирические жанры. Новаторство.

Тематика. Лирический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Письменный анализ жанрового своеобразия стихотворении. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение по одной из "вечных" тем в лирике А. С. Пушкина.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. "Бахчисарайский фонтан", "Каменный гость".

Трагедия "Моцарт и Сальери". "Вечные" темы в трагедии. Образы Моцарта и Сальери. Своеобразное решение темы творчества. Нравственная проблематика произведении. Образ "чёрного человека". "Моцарт и Сальери" в контексте цикла "маленьких трагедий".

Теория литературы. Трагедии. Новаторство.

Развитие речи. Устный ответ на вопрос о своеобразии решении "вечных" тем в одной из "маленьких трагедий".

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. "Скупой", "Каменный гость".

Роман в стихах "Евгений Онегин".

История создания романа, первоначальный замысел и его эволюции. Своеобразие жанра и композиции "свободного романа". Единство эпического и лирического начал. Основные темы лирических отступлений. Сюжетные линии романа. Художественная функция "Отрывков из путешествии Онегина". Роль эпиграфов, предисловия, писем героев, сна Татьяны. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как "милый идеал" автора. Автор и герои романа. Образ читателя. Нравственно-философская проблематика произведения. Темы любви, дружбы, творчества, природы в романе. Смысл финала. Реализм и энциклопедизм романа. Картины жизни русского общества. "Онегинская строфа". Особенности языка романа, сочетание высокой и низкой лексики.

Роман "Евгений Онегин" в критике: В. Г. Белинский. "Сочинения Александра Пушкина", статьи восьмая, девятая (фрагменты). Ф. М. Достоевский. "Речь о Пушкине".

Теория литературы. Роман в стихах. Сюжет. Композиция. Лирические отступления. "Онегинская строфа". Эпиграф. Реализм.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывков из романа. Составление плана устного ответа об особенностях композиции романа в связи с его жанром. Подбор цитат к сочинению по одной из тем пушкинской лирики, получивших развитие в романе.

Сочинение по роману Д. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. "Домик в Коломне".

"ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ

В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ"

(практикум)

Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлении в одной из глав романа А. С. Пушкина

"Евгений Онегин".

"ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ" (обзор)

К. П. Батюшков.

"Мой гений", "Есть наслаждение и в дикости лесов...".

Е. А. Баратынский.

"Разуверение", "Приманкой ласковых речей...", "Мой дар убог, и голос мой

негромок...". "Муза" ("Не ослеплён я музою моею...").

А. А. Дельвиг.

"Элегия" ("Когда, душа, просилась ты..."), "Не осенний частый дождичек...".

Д. В. Давыдов.

"Песня старого гусара", "Гусарский пир".

П. А. Вяземский.

"Дорожная дума". "Жизнь наша в старости - изношенный халат...". "Золотой век" в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. "Арзамас" как "братство" литераторов. Поэты-"любомудры". "Вечные" темы в поэзии пушкинской поры.

Теория литературы. ""Золотой век" русской поэзии

Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры.

В. К. Кюхельбекер.

"Тени Пушкина".

Ф. И. Тютчев.

"29-е января 1837".

И. А. Бунин.

"26-е мая".

Л. А. Блок.

"Пушкинскому Дому".

М. И. Цветаева.

"Стихи к Пушкину" ("Бич жандармов, бог студентов...") :

А. А. Ахматова.

"Смуглый отрок бродил по аллеям...".

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Образ Пушкина в художественной литературе. Произведения, посвященные гибели поэта. Пушкинские темы, образы и мотивы в русской литературе.

Теория литературы. Мемуары. Дневники.

Развитие речи. Тезисы статьи, посвященной творчеству А. С. Пушкина.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Биография и творчество. Стихотворения "Мой демон", "К***" ("Я не унижусь пред тобою..."), "Нет, я не Байрон. я другой...", "Смерть Поэта", "Узник". "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой дорогой блистает мой кин- жал..."), "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Прощай, немытая Россия...", "Родина", "Пророк".

Основные мотивы и настроения поэзии Лермонтова. Тоска по духовной свободе и идеалу. Жажда любви и гармонии. Поэтические манифесты Лермонтова. Лирика Лермонтова и романтизм. Философская глубина и исповедальный характер лермонтовской лирики. Природа и человек. Тема родины. Пушкинские темы и образы в лирике Лермонтова. Реалистические тенденции в творчестве. Своеобразие лирического героя лермонтовской поэзии. Образ поэта. Романтическая символика. Мотивы и образы лермонтовской лирики в русской поэзии.

Теория литературы. Художественный мир. Мотив. Исповедь. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение о своеобразии романтической символики в лирике М. Ю. Лермонтова.

Роман " Герой нашего времени".

Смысл заглавия. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Жанровое своеобразие романа. Особенности повествования. Композиция произведения, её роль в раскрытии образа Печорина. Художественная функция предисловии. Печорин в ряду других героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты. Грушницкий и представители "водяного общества". Вернер, Вулич). Приём двойничества. Тема любви и женские образы в романе. Мастерство пейзажных описаний, портретных характеристик. Приёмы психологического изображения. Смысл финала. Черты романтизма и реализма в романе.

Роман "Герой нашего времени" в критике: В. Г. Белинский. "Герой нашего времени", сочинение М. Лермонтова" (фрагменты).

Теория литературы. Романтизм Реализм. Социально-психологический роман. Психологизм. Форма исповеди. Форма дневника. "Вершинная" композиция. "Кольцевая" композиция. Психологический портрет Пейзаж.

Развитие речи. Составление плана и подбор цитат к сочинению о художественной функции пейзажа в романе. Подготовка вопросов к дискуссии по повести "Фаталист". Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. "Маскарад".

"КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ"

(практикум)

Обобщение знаний о композиции литературного произведения. Основные части (структура) произведения, их последовательность и принципы соединения. Композиция повествования. Композиция сюжета. Построение системы образов. Ведущий композиционный принцип. Примерный план анализа композиции эпического произведения (на материале ранее изученных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова).

"ЛЕРМОНТОВСКИЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ПОЭЗИИ РУССКОГО

МОДЕРНИЗМА"

(обзор)

Д. С. Мережковский.

"Одиночество".

Ф. К. Сологуб.

"Мы - пленённые звери...".

К. Д. Бальмонт.

"К Лермонтову".

А. А. Блок.

"Усталость".

Лермонтовские традиции в поэзии русского модернизма. Романтическая символика в лермонтовской поэзии и поэзии русских символи истов.

Теория литературы. Модернизм. Символизм. Серебряный век русской поэзии.

Развитие речи. Анализ лирических стихотворений в заданном аспекте.

Н. В. ГОГОЛЬ

Биография и творчество.

Повесть "Шинель". Повесть "Шинель" в контексте цикла "петербургских повестей". Образ Петербурга. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина и тема "маленькою человека". Конфликт мечты и действительности, человеческого (гуманною) и бюрократического (бездушного). Обобщённый образ "значительного лица". Шинель как образ-символ. Смысл фантастического финала. Гуманистический пафос повести. Авторская позиция и способы её выражения. Роль художественной детали.

Теория литературы. Повесть. Цикл. Тема "маленького человека".

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике повести и об авторской позиции.

Внеклассное чтение. И. В. Гоголь. "Портрет".

Поэма "Мёртвые души" (первый том). История создания поэмы. Ориентация на традицию западноевропейской прозы и трёхчастную композицию "Божественной комедии" Данте Алигьери. Своеобразие жанра и композиции. Тематика лирических отступлений. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. "Чичиков в системе образов персонажей. Образы помещиков и чиновников, средства их создания. Художественная функция "Повести о капитане Копейкине" и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия поэмы. Социальная и нравственная проблематика. Образ Руси. Символическое значение образа дороги. Гоголевская программа духовного возрождения России, авторская интерпретация поэмы в книге "Выбранные места из переписки с друзьями". Художественное своеобразие прозы Гоголя (художественная деталь, прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Гоголь и русская литература.

Теория литературы. Замысел и воплощение. Жанровое своеобразие. Поэма.

Художественный мир произведения. Сюжет. Композиция. Лирические отступления.

Вставные тексты. Символ. Оксюморон.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента лирического отступления. Подбор цитат по указанной теме. Письменный ответ на вопрос, связанный с проблематикой поэмы. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.

Внеклассное чтение. П. В. Гоголь. "Выбранные места из переписки с друзьями"

(фрагменты), "Авторская исповедь".

"АНАЛИЗ ВСТАВНОГО ТЕКСТА

В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ" (практикум)

Обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения. Закрепление навыка выделения вставных текстов (сказок, песен, легенд, повестей, писем, стихотворений и др.). Примерный план анализа вставного текста в эпическом произведении. Подготовка к написанию сочинения по анализу одною из вставных текстов в ранее изученных произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

"ЖИЗНЬ ДУШИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

(обзор)

И. С. Тургенев

Рассказ "Певцы".

Н. С. Лесков.

Рассказ "Тупейный художник".

Ф. М. Достоевский.

Роман в письмах "Бедные люди" (фрагменты)

Пушкинские и гоголевские традиции в изображении русской жизни и русского человека. Тема "маленького" человека. Образы правдоискателей, мечтателей, талантливых русских людей. Поиск незыблемых нравственных ценностей. Приемы изображения внутреннего мира.

Теория литературы. Традиция. Авторская позиция.

Развитие речи. Письменная работа об особенностях решения "вечной" темы в литературном произведении.

"ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ"

(практикум)

Обобщение знаний о художественном мире литературного произведения. Художественный мир литературного произведения и художественный мир литературного направления. Доминанты художественного мира писателя. Примерный план характеристики художественного мира литературного произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина. М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголя.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

"ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА"

(обзор)

Л. А. Андреев.

Рассказ "Город".

Ф. К. Сологуб.

Рассказ -Маленький человек".

В. В. Набоков.

Рассказ "Рождество".

Обобщение сведений о традиционных темах, образах и мотивах в русской литературе. Гуманистический пафос произведений русской классики. Проблемы взаимоотношений человека и социальной среды, судьбы человека и его частной жизни. Развитие темы "маленького" человека, в русской литературе XX века

Теория литературы. Традиция. Проблематика. Тематика.

Развитие речи. Устный ответ на вопрос об особенностях проблематики (или тематики) литературного произведения.

"ТРАДИЦИЯ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

(обзор)

Д. Хармс.

"Елизавета Бам".

Тэффи.

"Взамен политики".

A. Аверченко.

"Корибу".

B. М. Шукшин.

"Ораторский приём".

Ф. А. Искандер.

"Кролики и удавы" (фрагменты).

Обобщение сведении о традиции смеховой культуры в фольклоре и литературе Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Юмор и сатира. Ирония.

Сарказм.

Теория литературы. Комическое. Сатира. Юмор. Ирония.

Развитие речи. Рецензия на одно из сатирических или юмористических произведений современного писателя.

Календарно-тематическое планирование по литературе 9А класс


№ п/п

Тема урока

Количество

часов


Тип урока

(формы и вид

деятельности

обучающихся,

форма занятий)

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

(результат)

Вид

контроля.

Измерители

Домашнее

задание

Дата

проведения

Художественный мир литературной эпохи, направления

1

Художественный мир литературной эпохи, направления

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Лекция с элементами беседы

Знать: теоретико-литературные понятия

Тестирование

Прочитать статью учебника (стр. 3-5), задания по выбору 2,3,5 после статьи.

2

Античная литература.

Общая характеристика

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение. Фрагменты)

Знать основные направления античной литературы

Фронтальная беседа с классом

Прочитать разделы об Эсхиле и фрагмент трагедии «Прометей», стр. 16-26

3

Древнегреческая литература. «Прометей прикованный»

Эсхила

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение. Фрагменты).

Беседа по вопросам учебника

Знать направления древнегреческой литературы, уметь находить особенности древнегреческой трагедии

Беседа по вопросам учебника.

Прочитать по учебнику об Анакреонте, подготовить индивидуально сообщения о состязаниях греческих поэтов.

4

Древнегреческая лирика

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение. Фрагменты)

Уметь определять древнегреческую лирику. Особенности ее,

Работа над составлением антологии античной поэзии.

Читать по учебнику статью «Римская литература», 28-40

5

Римская литература.

Поэзия Горация, Катулла и Овидия.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение. Фрагменты)

Знать значение римской литературы, уметь отличать ее от других родов литературы

Составление антологии

Выучить наизусть понравившееся стихотворение античного поэта, статья учебника 42-44

6

Литература средних веков. Литература средних веков и Данте Алигьери

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение. Фрагменты)

Уметь анализировать и составить представление о «Божественной комедии».

Задания к разделу №1 и 2 стр. 54

Перечитать фрагмент песни «Ада», задания 1-5 по выбору

7

«Божественная комедия» Данте Алигьери.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Аналитическая беседа, выразительное чтение, комментированное чтение

Знать идейное содержание и проблематику произведения,

Фронтальная беседа с классом

Прочитать статью «Древнерусская литература», стр.56-60 и задания после нее

8

Древнерусская литература. Своеобразие литературы Древней Руси

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Записи в рабочих тетрадях, чтение фрагментов древнерусских памятников, устные сообщения учащихся,

Знать тематику и проблематику произведений древнерусской литературы, иметь представление о литературе Древней Руси,

Беседа по вопросам

Читать «Слово о полку Игореве», статью учебника, стр. 61-66, 68-88

9

Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Комментированное чтение, выразительное чтение фрагментов, составление цитатного плана, беседа по вопросам

Знать особенности и композицию произведения, уметь увидеть особенности,

Отчет о выполнении индивидуальных заданий.

Выполнить задания 3-6 учебника, подготовить выразительное чтение отрывка.

10

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

1

Урок -анализ художественного произведения

Работа с учебником, выразительное чтение и анализ отрывков, работа в группах

Уметь дать общую характеристику образов русских князей в произведении,

Отчет о выполнении индивидуальных заданий

Составить план сочинения по выбранной теме, подобрать цитаты.

11

Сочинение о «Слове о полку Игореве»

1

Урок закрепления знаний

Составление плана сочинения, обсуждение вариантов плана, работа с черновым вариантом сочинения.

Уметь составлять план, подбирать цитаты, писать сочинение по предложенному плану.

Написание сочинения

Подготовить вопросы к викторине по древнерусской литературе и «Слове о полку Игореве».

12

Практикум. Работа над рефератом на литературную тему

1

Ознакомления с новым видом работы

Чтение фрагментов рефератов, анализ словарных статей, составление плана реферата.

уметь писать реферат на литературную тему

Написание реферата

Подготовить план реферата по древнерусской литературе

13

Литература эпохи Возрождения. Гуманисты эпохи Возрождения.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Конспектирование лекционного материала, сообщения учащихся, беседа по вопросам

Уметь анализировать прослушанный материал

Беседа по вопросам итоговым

Читать статью о Шекспире (101-103), прочитать фрагменты из «Гамлета», стр. 104-111 и ответить на вопрос №9

14

Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет»

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Устные сообщения учащихся, ответы на вопросы учебника, записи в тетрадях, чтение фрагментов трагедии.

Знать: краткие сведения о жизни Шекспира, сюжет и содержание трагедии

Уметь: анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки

Анализ фрагмента трагедии «Гамлет».

Подготовить в группах сообщения «Монологи Гамлета» и «Образ Гамлета».

15

Образ Гамлета

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Ответы на вопросы, отчеты о выполнении индивидуальных заданий, дискуссия

Знать: теоретико-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет».

Уметь: выразительно читать и анализировать текст трагедии

Отчеты групп по выполненным заданиям

Прочитать статью учебника стр.114-116, выполнить задание №2

16

Зарубежная литература 17-18 веков. Направления в зарубежной литературе 17-18 веков.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Работа со статьей учебника, устные сообщения учащихся, ответы на вопросы учебника

Знать: основные направления в зарубежной литературе 17-18 веков.

Рассказ по теме на основе заполненной таблицы

Закончить работу над таблицей, читать статью 117-120, и вопросы после статьи.

17

Трагедия И.В.Гете «Фауст»

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Ответы на вопросы учебника, выразительное чтение, устные ответы учащихся.

Знать: об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве Гете,

Уметь: выразительно читать текст по ролям и анализировать эпизоды, характеризовать героев.

Беседа на основе прочитанного на предмет выявления восприятия и понимания прочитанного

Перечитать фрагмент» из Фауста», ответить на вопросы и выполнить задания 4-5 учебника.

18

Образ Фауста

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Ответы на вопросы, дискуссия

Знать: об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве Гете

Уметь: определять значение художественных приемов.

Беседа на понимание текста по вопросам

Написать сочинение о понравившемся произведении зарубежной литературы и читать статью учебника131-132

19

Жанр оды в мировой литературе.

Оды Пиндара и Ф. Малерба.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Чтение статьи учебника, рассказы о поэтах, выразительное чтение, беседа по вопросам учебника

Знать: жанровые особенности оды, основные сведения о жизни и творчестве Пиндара и Малерба.

Беседа по вопросам учебника

Выполнить индивидуальные задания 1-3 учебника. Стр. 137

20

Ода в русской поэзии.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Выразительное чтение фрагментов, рассказы о поэтах, отчеты о выполнении инд. заданий

Знать: ода как жанр лирической поэзии, особенности поэзии М.В.Ломоносова,

Отчеты о выполнении индивидуальных заданий

Знакомство со стилизацией оды, написать свою стилизацию оды о школьном событии

21

Русская литература 18 века.

Своеобразие русской литературы 18 века.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

Лекция учителя, сообщения учащихся, чтение фрагментов, аналитическая работа со статьей учебника

Знать: историю развития русской литературы, определения и термины «классицизм», «сентиментализм».

Подбор тезисов по статье учебника

Работа над таблицей, перечитать сцену экзамена из «Недоросля»

22

Русская сатирическая литература 18 века.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков


23

Г.Р.Державин. Поэзия Г.Р.Державина.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков


24

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков


25

Зарубежная литература первой половины 19 века. Художественный мир романтизма.

1

Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков



26

Э.Т.А.Гофман. Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

1


27

Поэзия Дж. Г. Байрона.

1


28

Поэзия Э.А.По

1


29

Русская литература первой половины 19 века.

Своеобразие русской литературы первой половины 19 века.



1


30

В.А.Жуковский. Художественный мир поэзии В.А.Жуковского. Стихотворение «Невыразимое».



1


31

Элегия «Море»

1


32

Практикум. Комплексный анализ лирического стихотворения



1


33

А.С.Грибоедов

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова


1


34

Основной конфликт и развитие действия в комедии «Горе от ума».



1


35

Этапы развития действия и кульминация, их своеобразие.


1


36

Особенности финала и смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема ума, глупости и безумия.



1


37

Своеобразие жанра «Горе от ума». Образ Чацкого.


1


38

Авторская позиция и способы ее выражения в драматическом произведении - комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».




1


39

Образ Софии, Молчалина, Фамусова. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии.



1


40

Черты реализма, классицизма и романтизма в «Горе от ума». Проблема человека и среды.


1


41

Язык комедии «Горе от ума». Подготовка к сочинению.

1


42

А.С.Пушкин.

Биография и творчество А.С.Пушкина.

1


43

Эволюция темы свободы в лирике А.С.Пушкина.

1


44

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

1


45

Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина.

1


46

Тема памяти в лирике А.С.Пушкина.

1


47

Жанровое своеобразие пушкинской лирики. Целостный анализ одного из поздних стихотворений А.С.Пушкина.





1


48

Резервный урок.

1




© 2010-2022