Урок по литературе для 6 класса на тему «Основы стиховедения»

На этом уроке, кроме теоретических знаний, даётся большой практический материал. Дети тренируются в определении двусложных размеров - ямба и хорея. Прежде чем перейти к практической части, учитель проводит большую работу, направленную на осмысления роли размеров в стихотворении. Ученики должны понимать, что настроение стихотворений, их мелодика в большой степени зависит от выбранного поэтом размера. Для этого на уроке ведутся наблюдения над различными типами стихотворений. Материал очень разноо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 им.А.Я.Березняка г. Дубны Московской области

Гусева Ирина Николаевна

Е-mail: [email protected]

8-903-243-17-22


Урок литературы в 6 классе на тему: «Основы стиховедения»

Цель: научить определять двусложные размеры. Закрепить понятие ритма. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

1.Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией. Вспомните, пожалуйста, что такое лирика?

А какие музы были?

(Греческое слово «лирикос» значит «произносимый под аккомпанемент лиры», «музыкальный», «волнующий». М у з ы - по-гречески значит м ы с л я щ и е.

Каллиопа - муза эпической поэзии и знания; Клио - муза истории; Мельпомена - муза пения и трагической поэзии; Эвтерпа - покровительница музыкального искусства; Эрато - муза любовных песен; Терпсихора - муза танцев; Урания - астрономии и математики; Талия - комедии; Полигимния -

муза песнопений (гимнов) в честь богов и героев).

Автор лирического произведения стремится к выражению чувств, своего отношения к природе, родине, к другому человеку, к самому себе. Но как и любое другое искусство, искусство поэтического слова стремится к правдивому отражению действительности.

Недавно вы рисовали рисунки к стихам. Давайте попробуем определить, к какому стихотворению эти работы. Все ли они созвучны стихам? Объясните - почему?

2. Сейчас я прочитаю вам строчки, а вы подумайте - это стихи или не стихи?

а) Зима злится недаром, пора ее прошла. Тютчев.

б) Луна пробивается сквозь волнистые туманы, она печально льет свет на печальные поляны. Пушкин «Зимняя дорога»

Да, это проза. Получилось так, что я изменила порядок слов и что-то пропало. Как должны звучать стихи? Музыкально, ритмично. А ритм и пропал. Верните ритм и прочитайте, кто помнит, эти строчки.

Со словом ритм мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, дня и ночи. Ритм - это свойство всемирного бытия:

Ракрыв глаза, гляжу на яркий свет

И слышу сердца ровное биенье,

И этих строк размеременное пенье,

Все ритм... (писал поэт Иван Бунин, с творчеством которого мы скоро познакомимся).

Много ритмичного в работе человеческого организама: работа сердца, дыхание. В окружающем мире есть ритмы, которые поэт берет, перенимает: стук колес поезда, ритм часов. Наример, у Пушкина есть «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня.

А вот другой поэт тоже передает тиканье часов. Булат Окуджава «Часики»:

А часики тикают, тикают, тикают,

Тикают ночи и дни,

И тихую, тихую, тихую, тихую

Жизнь мне пророчат они.

Замечено, что дети сочиняют свои первые стихи в таком ритме: тá-та тá-та тá-та

Откуда это?

Какой ритм они постоянно ощущают? Биение сердца.

А ритм - это сердце поэзии. Но как это бывает и в жизни, когда человек возбужден, сердце бьется чаще, если грустен, задумчив - медленнее. Также и в стихах:

На цыпочках

Подкрался вечер:

Зажег звезду,

И постелил туманы,

И, палец приложив к губам,

Прилег.

Пабло Тычина «Вечер»

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком

Все вертится,

И кружится,

И несется кувырком.

К.Чуковский «Мойдодыр»

Ритм - это повторяемость одинаковых элементов. А чем создается ритм? Давайте простучим:

  1. Буря мглою небо кроет.

И запишем.

2. Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

Итак, ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. А сравните две схемы, чем они отличаются? Что общего?

В первом случае ударение подает на первый слог, а во втором - на второй.

Повторяющийся, одинаковый элемент состоит из слогов. Значит это двусложный размер. Таким размерам дали название еще в Древней Греции. Хорей - от слов «пляска, хоровод». Хорей значит плясовой, также бывают стихи маршевыми.

Второй размер - ямб. Это самый употребительный размер нашей поэзии. Происхождение этого слова, по всей видимости, произошло от имени дочери бога Пана и нимфы Эхо, которую звали Ямба. Ямба была служанкой в царском доме, куда пришла Деметра, горевавшая из-за похищения дочери. Ямба стала развлекать ее песнями, шутками. И развлекла. Ударение здесь падает на 2 слог.

Поучимся определять размер. Примеры с карточки. (Карточки прилагаются в конце плана урока).

Но вы понимаете, что стихи это не только ритм. Еще очень важна... рифма. Рифма - это созвучие в конце строки. В старину ее называли краесогласием. Но вот, например, Незнайка понял это так: к слову палка он подобрал рифму селедка. Ну, раз вы знаете, как это делать, давайте попробуем подобрать рифмы:

С. Михалков

1. Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму:

- Старость нужно (уважать).

В.С. Шефнер

2. Сторожихи спят в строжках,

Спят коты и мыши,

Дождь (в серебряных сапожках)

Пробежал по крыше.

С. Михалков «Всадник»

3. Я в канаву не хочу,

Но приходится - лечу

Не схватился я за гриву,

А схватился за крапиву.

- Отойдите от меня,

Я не сяду (больше на эту лошадь).

(Объяснить, почему в этом стихотворении вместо «коня» слово «лошадь» и рифма отсутствует: просто мальчик, обжёгшись о крапиву, заплакал от боли и обиды).

Все, о чем мы говорили, направлено на то, чтобы создать выразительные, яркие, ритмичные, мелодичные стихи. Главное в них, конечно, смысл. Догадайтесь, чем закончится стихотворение «В тайге» А.К. Передреева.

Качались ели,

Тишину колыша,

Встревоженно отряхивая снег...

Скользил по снегу

Человек на лыжах,

И очень торопился человек.

Он знал - опасна ранней мглы завеса,

Он видел -

Затевается пурга.

Не выберешься вовремя

Из леса,

Начнешь плутать, -

Не выпустит тайга.

И он спешил.

И знал он, что успеет

Дойти к жилью,

К веселому огню,

Успеет раньше,

Чем в лесу стемнеет...

И вдруг

Увидел

Сранную лыжню.

Петляя меж стволами,

Как слепая,

Она металась

На исходе дня...

И понял человек,

Что погибает

Лыжня чужая,

В дебри уходя.

А он спешил,

Он очень торопился,

Он шел к жилью,

К веселому огню...

Качались ели,

Ветер в елях бился..

И... (две лыжни слились в одну лыжню).

А теперь хотелось бы послушать ваши стихи об осени. Почитайте, пожалуйста.

Д/з. Учебник стр. 69 (переделать). Сочинить два четверостишья, одно - хореем, другое - ямбом.

Задания на карточках. (Определить двусложные размеры).

1. Мороз и солнце, день чудесный

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

(Пушкин А.С., ямб)

2. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(Пушкин А.С., хорей)

3. Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

(Пушкин А.С., ямб)

4. «Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе...»

(Пушкин А.С., хорей)

5. Мальчик строил лодку

И построил лодку

И поплыл по речке

В тихую погодку

(Самойлов Д.С., хорей)

6. Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

(Рождественский В.А., ямб)

7. Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Рождественский В.А., ямб)

8. Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь. И георгины

Дыханьем ночи обожгло.

(Бунин И.А., ямб)

9. Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

(Маршак С.Я., хорей)

10. Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил.

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

(Чуковский К.И., хорей)

11. В этом месте очень колко

Все, что в руки ни возьмешь:

Нам ладони колет елка,

Ежевика, ерш и еж.

(Маршак С.Я., хорей)

12. Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня.

(Пушкин А.С., хорей)

13. Сухой тростник он срезал

И скважину продул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул...

(Лермонтов М.Ю., ямб)

14. Звени, звени легонечко,

Мой колокол, трезвонь,

Шагай, шагай тихонечко,

Мой добрый старый конь.

(Рубцов Н., ямб)

15. Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

А перед ним по ветру

Качались тростники.

(Лермонтов М.Ю., ямб)

16. Если где-то нет кого-то,

Значит где-то кто-то есть.

Только где же этот кто-то?

И куда он мог залезть?

(Берестов В., хорей)


© 2010-2022