Сочинительные и подчинительные союзы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Сочинительные и подчинительные союзы»

Тип урока: объяснение нового материала.

Класс: 7 А

Учитель: Мингазова Елена Юрьевна

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Цели:

Образовательные:

знакомство с типами союзов;

формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы

Воспитательные:

воспитание любви и уважения к родному языку; нравственности через понятия: любовь, доброта.

Развивающие:

развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата,

умение оценивать результаты работы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассницей, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

предметные УУД: формировать способность разграничения сочинительных и подчинительных союзов

Ход урока:

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Мне хочется сегодня получить удовольствие от общения с вами.

И начнем мы урок со слов Клода Адриана Гельвеция "Человек не рождается, а становится тем, кто он есть".

- Как вы понимаете данное высказывание? ( Каждый человек сам выбирает свою дорогу в жизни, только от него зависит, кем он станет, каким будет.)

2. Актуализация знаний. Тест.

На листах самоконтроля запишите выбранный вами ответ.

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но.

3. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

Проверка. В графе проверки ставим + или -.

1 - А

2 - В

3 - В

На протяжении всего урока в группах будут работать эксперты, которые будут следить за активностью своей группы и помечать это на своих листочках.

3. Историческая справка (выступление Максима). А сейчас я предлагаю вам окунуться в историю происхождения союзов. Максим.

Слово союз по происхождению очень древнее, заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз).

4. Оформление тетрадей. Работа в группах.

-Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. Ребята, попробуйте выдвинуть гипотезу цели нашего урока, чему мы будем учиться на уроке.

На ваших столах лежат листочки с заданиями, у каждой группы они свои. Первая группа отвечает устно, а остальные группы выбирают эксперта, и отвечает только он. Дополняет ответ первой группы.

Каждая группа получает задания, на выполнение 3 минуты.

Проверка

1 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении, распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1) Небо потемнело, и пошел снег.

2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, которые были осыпаны снежными хлопьями.

2 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении, распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1). Небо потемнело, потому что пошел снег.

2) Ребята очень устали, а работа была еще не закончена.

3 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении, распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1)Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.

2)По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.

4 группа

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении, распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1) Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.

2) Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.

- Итак, сделаем вывод.

Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Предложения, связанные сочинительными союзами, называются сложносочиненными.

Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос. Предложения, связанные подчинительными союзами, называются сложноподчиненными.

- Для того, чтобы безошибочно определить тип союзов, мы воспользуемся следующим алгоритмом.

5. Заполнение кластера.

- Заполните кластер недостающими элементами.

6. Попробуйте перевести с древнерусского: какие современные союзы должны стоять на месте устаревшего «яко»?

1. Рече же им Ольга, яко мстила уже обиду.

Ольга сказала им, ЧТО уже отомстила за обиду.

2. Бысть гром велик, яко слышали в избе сидящи.

Гром был таким сильным, ЧТО слышали сидящее в избе.

3. Сдумаша, яко изгонити князя своего.

Думала, БУДТО изгоняют князя своего.

5. Не восхотел противиться брату своему, яко велики волны держа в руку свою.

Не захотел перечить брату своему, ТАК КАК великие волны держал в своих руках.

7. Комплексный анализ текста.

-Прослушайте текст:

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Динамическая минутка:

Ребята, а давайте, и мы дотянемся до такого высокого чувства, как доброта. Закройте глаза, потянитесь к доброте, но перед нами преграда: злость, равнодушие, зависть, оттолкните их от себя, возьмите эту доброту и прижмите к сердцу. Теплее вам стало? Я хочу, чтобы у вас всегда было такое теплое доброе сердце.

Работа с тексом.

- Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

- При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (варианты ответов учащихся) Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты.

- Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Работа в группах.

- следующее задание вы тоже выполняете в группах.

1 группа.

Расставить пропущенные знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Наити союзы определить тип по значению.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши и ты в жизни еще встретиш..ся с ними а может и дружить будешь но выб..ри одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

2 группа.

Расставить пропущенные знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Наити союзы определить тип по значению.

Решила обратит..ся она к старому, с..дому волшебнику Помоги мне дедушка выбрать подружку чтобы я могла дружить с ней всю отпуще..ую мне Богом жизнь.

3группа

Выписать все союзы, разделяя их по типам.

Сочинительные

Подчинительные


4 группа.

Составить синквейн на тему «Доброта»

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

8.Проверка. Проверяем.

1группа. - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

2 группа. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику: «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь».

3 группа (таблица)

4 группа. Синквейн.

9.Исследовательская работа Гусева А и Маринина А.

-А сейчас мы проверим мини-исследовательскую работу Гусева Артема и Маринина Артема.

10. Домашнее задание.

-Запишите домашнее задание.

Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

11.Рефлексия.

Я прошу вас заполнить последнюю таблицу в ваших листах самоконтроля

1.Я оцениваю свои знания данной темы на ___

2.Я смогу безошибочно найти союзы_________

3.Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

4.Я смогу объяснить товарищу данную тему____

5.Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «5» до «2».

Оценки за урок.







Лист самоконтроля

№ вопроса

Ответ

проверка

1

2

3

Кластер:

По составу:_____________________- и - ______________________________________

По значению _______________________________ и __________________________________________

Я прошу вас заполнить последнюю таблицу в ваших листах самоконтроля

1.Я оцениваю свои знания данной темы на ___

2.Я смогу безошибочно найти союзы_________

3.Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

4.Я смогу объяснить товарищу данную тему____

5.Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «5» до «2».

_______________________________________________________________________________________________

Лист самоконтроля

№ вопроса

Ответ

проверка

1

2

3

Кластер:

По составу:_____________________- и - ______________________________________

По значению _______________________________ и __________________________________________

Я прошу вас заполнить последнюю таблицу в ваших листах самоконтроля

1.Я оцениваю свои знания данной темы на ___

2.Я смогу безошибочно найти союзы_________

3.Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____

4.Я смогу объяснить товарищу данную тему____

5.Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «5» до «2».



1 группа( 1 задание)

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении, распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1) Небо потемнело, и пошел снег.

2) Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, которые были осыпаны снежными хлопьями.

______________________________________________________________________________________

2 группа( 1 задание)

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении, распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1). Небо потемнело, потому что пошел снег.

2) Ребята очень устали, а работа была еще не закончена.

______________________________________________________________________________________

3 группа( 1 задание)

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении, распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1)Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.

2)По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.

_____________________________________________________________________________________

4 группа( 1 задание)

Задание. Найдите союзы, подчеркните их, разделите предложение на два простых, проанализируйте эти предложения, на основе своего анализа сделайте вывод о том, какую роль играют эти союзы в предложении, распределите союзы по роли в предложении, попробуйте дать название союзам, объясните, почему вы так распределили союзы.

1) Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.

2) Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.

____________________________________________________________________________________

1 группа. ( 2 задание)

Расставить пропущенные знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Наити союзы определить тип по значению.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши и ты в жизни еще встретиш..ся с ними а может и дружить будешь но выб..ри одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

___________________________________________________________________________________

2 группа. ( 2 задание)

Расставить пропущенные знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Наити союзы определить тип по значению.

Решила обратит..ся она к старому, с..дому волшебнику Помоги мне дедушка выбрать подружку чтобы я могла дружить с ней всю отпуще..ую мне Богом жизнь.

____________________________________________________________________________________

3группа( 2 задание)

Выписать все союзы, разделяя их по типам.

Сочинительные

Подчинительные


_______________________________________________________________________________________

4 группа. ( 2 задание)

Составить синквейн на тему «Доброта»

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

_______________________________________________________________________________________

Лист эксперта

Участник

Тест

1групповая работа

Вывод

Кластер

Перевод

КАТ

2 групповая работа

Оценка
















































Лист эксперта

Участник

Тест

1групповая работа

Вывод

Кластер

Перевод

КАТ

2 групповая работа

Оценка














































Лист эксперта

Участник

Тест

1групповая работа

Вывод

Кластер

Перевод

КАТ

2 групповая работа

Оценка














































Лист эксперта

Участник

Тест

1групповая работа

Вывод

Кластер

Перевод

КАТ

2 групповая работа

Оценка
















































© 2010-2022