Урок по русскому языку: Выразительные средства языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОК УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ






Методическая разработка урока

Дисциплина: Русский язык

Тема: Выразительные средства языка

Разработчик: Уландаева О.Б., первая квалификационная категория

ФИО, категория









г. Улан-Удэ

2015

Методическая цель: продемонстрировать способы работы с основными выразительными средствами языка. В этом способе выражается модель формирования языковых и коммуникативных компетентностей.

Цели:

Образовательные: повторение и систематизация основных видов изобразительно-выразительных средств языка; развитие умения правильно воспринимать текст и находить средства выразительности в тексте; создание условий для развития коммуникативных компетенций студентов;

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать мысли; развивать навыки работы с текстом;

Воспитательные: формирование и закрепление в сознании студентов бережного отношения к русскому языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: практикум

Методы: репродуктивный, проблемные ситуации, частично-поисковый, информационно - коммуникативная технология.

Формы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: учебно-методический материал (приложение)

Библиографический список:

  1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. «Русский язык и культура речи».- М.: Академия, -2010.- 310 с.

  2. Введенская Л.А. и др. «Русский язык и культура речи».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 -288 с.

  3. Герасименко Н. А. и др. «Русский язык»: учебник для студ. Сред. Проф. Уч. Заведений.- М.: «Академия», 2007. - 496 с.

  4. Горшков А. И. «Русская словесность: от слова к словесности»: М.: Просвещение , 2006.- 336 с.

  5. Бунин И. А. Повести и рассказы. - М.: РИПОЛ классик, 2005. -704 с.

Интернет - ресурсы:

  1. Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий [Электронный ресурс] Режим доступа mega.km.ru Вход свободный.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Вступительное слово.

Русский язык -самый богатый, меткий и поистине волшебный язык, В нем уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое. Продолжите ряд противопоставлений:

Выразительное - (невзрачное),

Сильное - (слабое),

Родное - (чужое).

Средства выразительности - это путь к выразительной, образной речи.

Существуют слова-понятия и слова-образы.

Понятие - общая мысль о предмете, идее предмета, его сущность. Слова-образы - это картина предмета, которая воспринимается чувствами.

  1. Лес - множество предметов…

  2. Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).

  3. На этом уроке будем распознавать, объяснять и использовать на практике основные выразительные средства.

Задание 1. Вспомните, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Соотнесите термины и их определения.

1. ЭПИТЕТ -

А. Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.

2. СРАВНЕНИЕ -

Б. Художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.

3. МЕТАФОРА -

В. Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -

Г. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.

Самопроверка выполнения задания:1 - Б, 2 - Г, 3 - В, 4 - А.

Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме. Чем были вызваны затруднения? Как называются эти языковые средства? Сформулируйте тему урока. (Ученик озвучивает тему. Записывают в тетрадь).

На этом уроке будем учиться распознавать, объяснять и использовать на практике основные выразительные средства.

Как вы видите, тема сегодняшнего урока актуальна для каждого сидящего здесь. Ведь средства выразительности языка - это путь к выразительной, образной речи. Они способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик слушателей, читателей.

  1. Повторение-обобщение средств выразительности.

Терминологический диктант. (Учитель читает определение, ученики записывают в столбик название изобразительно-выразительного средства.

  1. Одинаковое построение соседних предложений (Синтаксический параллелизм). Твой ум - глубок, как море, твой дух - высок, как горы. (В. Брюсов.)

  2. С одной стороны, речевая ошибка - неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе - средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака и т. п. (черным-черно, думу думать) (Тавтология).

  3. Обратный порядок слов (Инверсия). Игривый ветер гоняет листву.

  4. Художественное преуменьшение (Литота). В двух шагах отсюда.

  5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (Иносказание).

  6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака (Сравнение). Живой как жизнь.

  7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее (Термины).

  8. Скрытая насмешка (Ирония).

  9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется (Контекстуальные антонимы). Не считай недруга овцой - считай волком.

  10. Противопоставление, приём контраста (Антитеза). Ты прозаик, я поэт (А. Пушкин)

Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово СТИЛИСТИКА.

Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам?

Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка. Языковеды делят их на две группы: тропы и фигуры речи.

Уточним, что такое тропы и стилистические фигуры.

Тропы - обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой выразительности, образности. А что такое фигуры речи? Необычное синтаксическое построение (форма речи) с целью усиления выразительности, в котором главное - сделать впечатление более ярким, выразительным, наглядным и подчёркнутым. Фигуры оживляют речь писателя, придают ей эмоциональность и образность, наполняют текст жизнью и передают соответствующее настроение читателю.

Уточним, какие из них относятся к тропам (литота, иносказание, сравнение, ирония), какие - к фигурам речи (синтаксический параллелизм, инверсия, ирония)? Продолжите перечень известных вам тропов. Заполняют таблицу под руководством преподавателя.

Тропы

Фигуры речи

Эпитет - «Где-то в яблочном захолустье» Ю. Друнина.

Синтаксический параллелизм - В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай… Некрасов

Сравнение - Храбрый как лев. Он похож на вечер ясный.

Анафора - Таковы времена, таковы нравы.Эпифора

Метафора - В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).

Антитеза- Ученье свет, а неученье тьма.

Метонимия - Аудитория стоя приветствовала лектора

Градация - Я вас прошу, я вас очень прошу

Синекдоха- «Все флаги в гости будут к нам»- А. С. Пушкин

Инверсия - Изумительный наш народ

Гипербола - Он храпит, как трактор.

Эллипсис - намеренный пропуск слов, несущественных для смысла

Литота - В двух шагах отсюда

Умолчание

Олицетворение - Время бежит, часы идут. Задумается радость.

Риторический вопрос

Перифраз - Белокаменная столица (Москва), царь зверей (лев)

Риторическое восклицание, обращение

Оксюморон - пышное увядание. Звонкая тишина.

Многосоюзие, бессоюзие

Учащиеся выполняют индивидуальную работу. На основе изученных материалов рассказывают об известных тропах, фигурах речи.

  1. Выполнение теста: Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте. Взаимопроверка .

  1. Загорелись звезды очей (глаза сравниваются со звездами) - метафора

  2. Все флаги едут к нам. (А. Пушкин)- синекдоха

  3. Он громко рыдающе засмеялся - оксюморон

  4. Как резко - сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон (А. Фет)- эпитет

  5. Теплы были нежные руки, Теплы были звезды очей (А. Фет)- анафора

Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте.

  1. Самостоятельная работа.

Класс делится на две группы. Каждой группе выдаются сформулированные задания, необходимые справочные материалы по теме. Преподаватель выполняет роль координатора, задача учащихся - провести анализ предложенных отрывков (фрагментов) из художественной литературы, сделать вывод о целесообразности и приемлемости данных средств изобразительности и их роли. Защита работы.

План анализа текста.

  1. Выразительное чтение.

  2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста).

  3. Анализ изобразительно-выразительных средств. (Найти и охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств)

  4. Выражение своего отношения к тексту.

Текст №1.

1)Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них (однородные члены). (2)Его почти 257-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор (олицетворение) каждого патриота, ревнующего (архаизм, устаревшее значение) о благе и славе родной земли (метафора). (3)Но не быть патриотом - значит не быть русским человеком, ибо (устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель (синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех. (4)Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце (метафора), где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает (олицетворение) восторг и любовь (синтаксический параллелизм) - везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания (метафора, оксюморон - «рассадник знания»), как хранитель Просвещения (олицетворение). ( Тема текста: О величии, о славе, о значимости МГУ)

Текст №2.

1) Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса (метафора). 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами - и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, (эпитет) этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины (метафора) и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом, была - Россия, и что только eё душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу.

VI. Рефлексия. Составление синквейна (оцени себя). Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах.

Презентация синквейнов.

Подведение итога урока. Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке?

В качестве домашнего задания предлагается индивидуально-творческая работа, что позволит каждому выразить свое отношение к проблемам, затронутым на данном уроке. Оценки за урок.

  1. Заключительное слово преподавателя.

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности, мастера слова используют средства и приемы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово - это основа нашей духовности, нашей культуры. Относитесь к родному слову как к дару бесценному, как к сокровищу. Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить и писать.





























Самоанализ урока на тему:

«Средства языковой выразительности»

Методическая цель: продемонстрировать способы работы с основными выразительными средствами языка. В этом способе выражается модель формирования языковых и коммуникативных компетентностей.

Цели урока осуществлялись через монологические ответы (на планшете, самоконтроль, индивидуальная работа, работа в парах). Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) через работу в группах, при частичном анализе текста.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

Текстоориентированный. Работа с текстом художественного, публицистического стиля; монологический ответ, анализ выразительных средств (обнаружение в тексте образных слов, упражнения на распознавание).

Коммуникативно-деятельностный: работа с текстом. Язык Бунина служит прекрасным образцом, на его основе формируется речь, развивается языковое чутье, вкус.

Интегрированный. Связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текста разных стилей.

Организация самостоятельной деятельности: при выполнении работы в группах. Группам предложены разные тексты, но один вид работы.

Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в группах, внимание к речи других, обучению связной речи.

Урок с использованием групповых форм и методов взаимного обучения даёт экономию времени, глубину погружения в материал, высокую мотивацию в обучении.

Методы обучения, использованные на уроке: частично-поисковый, проблемные ситуации, информационно - коммуникативная технология. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста, составление синквейна). Приёмы подведения итогов урока способствуют развитию мыслительных операций. Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа со справочным материалом, работа в группах. Чередовались различные виды деятельности учащихся. Новизна урока прослеживается в использовании синквейна.

В качестве домашнего задания предложена индивидуально-творческая работа, что позволит каждому выразить свое отношение к проблемам, затронутым на данном уроке.

Урок достиг цели: учащиеся расширили свои знания, проявили интерес.

Учитель: _______________________ Уландаева О.Б.



© 2010-2022