Методический час. Уроки типа «Следствие ведут знатоки»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика.

Уроки типа «Следствие ведут знатоки».

По форме такое занятие - детективное расследование, содержащее все этапы следствия:

- разработку версии,

- проверку её на практике (практическим экспериментом),

- исследование мотивов преступления,

- приговор.

Уроки этого типа могут применяться как для получения знаний, так и для их повторения и закрепления.

Основные этапы урока.

  1. Дежурный по оперативному штабу делает экстренное сообщение.

Например:

«Совершено преступление. На линии «Москва - Смоленск» за осень бесследно исчезло сказуемое. Требуется обнаружить виновника, выяснить причины преступления, определить размеры последствий хищения и т. д. Следствие провести с позиции русского языка, его раздела «Синтаксис».



  1. Срочно создаются три оперативные группы по 6 - 7 человек (класс разделить на 3 равные части):

- группам ставятся вопросы и даётся определённое время (1 - 3 минуты) на обдумывание ответа

- ответы оцениваются.

1 вопрос - «следователям»:

«Какова версия преступления?»

После обсуждения выдвигается предположение: виновник преступления - односоставное назывное предложение, желающее одержать верх сразу и над двусоставными, и над односоставными глагольными предложениями?

2 вопрос

«Как, используя знания разделов «Двусоставные предложения» и «Односоставные глагольные предложения», доказать версию, что односоставным назывным предложениям сказуемое вообще не требуется?»

Каждая опергруппа готовит доказательное расследование - проект, полностью раскрывающий ответ на поставленный ответ

3 вопрос

«Каковы мотивы преступления?»

- Выслушиваются ответы.

- Штаб подводит первые итоги работы следственных групп

4 вопрос

« Как определить последствия хищения, если из речи уйдут сказуемые?»



Эксперимент

Даётся серия предложений (двусоставных и односоставных глагольных), из которых убраны сказуемые:

- предложения прочитать;

- определить, почему потерян смысл;

- вставить сказуемое;

- сделать вывод: наличие сказуемого в данных предложениях - это сохранение смысла и завершённости мысли.

5 вопрос

«Где взять необходимые материалы для полного понимания данной темы?»

- обсуждаются разные источники получения материала - учебники, справочники, монографии и т. п.

- эти материалы просматриваются и выделяются те, где информация наиболее полная и доступная.

6 задание «следователям»

Используя полученные доказательства, подготовить отчёт о расследовании для передачи в штаб.

Штаб готовит заключение и составляет ряд советов - рекомендаций (что - то повторить, что-то выучить, в чём -то разобраться… -) для того, чтобы хищений подобного рода больше не было.

Оценивается каждый участник

данного расследования.

4


© 2010-2022