- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методический час. Уроки типа «Следствие ведут знатоки»
Методический час. Уроки типа «Следствие ведут знатоки»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пыстина Л.М. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методика.
Уроки типа «Следствие ведут знатоки».
По форме такое занятие - детективное расследование, содержащее все этапы следствия:
- разработку версии,
- проверку её на практике (практическим экспериментом),
- исследование мотивов преступления,
- приговор.
Уроки этого типа могут применяться как для получения знаний, так и для их повторения и закрепления.
Основные этапы урока.
-
Дежурный по оперативному штабу делает экстренное сообщение.
Например:
«Совершено преступление. На линии «Москва - Смоленск» за осень бесследно исчезло сказуемое. Требуется обнаружить виновника, выяснить причины преступления, определить размеры последствий хищения и т. д. Следствие провести с позиции русского языка, его раздела «Синтаксис».
-
Срочно создаются три оперативные группы по 6 - 7 человек (класс разделить на 3 равные части):
- группам ставятся вопросы и даётся определённое время (1 - 3 минуты) на обдумывание ответа
- ответы оцениваются.
1 вопрос - «следователям»:
«Какова версия преступления?»
После обсуждения выдвигается предположение: виновник преступления - односоставное назывное предложение, желающее одержать верх сразу и над двусоставными, и над односоставными глагольными предложениями?
2 вопрос
«Как, используя знания разделов «Двусоставные предложения» и «Односоставные глагольные предложения», доказать версию, что односоставным назывным предложениям сказуемое вообще не требуется?»
Каждая опергруппа готовит доказательное расследование - проект, полностью раскрывающий ответ на поставленный ответ
3 вопрос
«Каковы мотивы преступления?»
- Выслушиваются ответы.
- Штаб подводит первые итоги работы следственных групп
4 вопрос
« Как определить последствия хищения, если из речи уйдут сказуемые?»
Эксперимент
Даётся серия предложений (двусоставных и односоставных глагольных), из которых убраны сказуемые:
- предложения прочитать;
- определить, почему потерян смысл;
- вставить сказуемое;
- сделать вывод: наличие сказуемого в данных предложениях - это сохранение смысла и завершённости мысли.
5 вопрос
«Где взять необходимые материалы для полного понимания данной темы?»
- обсуждаются разные источники получения материала - учебники, справочники, монографии и т. п.
- эти материалы просматриваются и выделяются те, где информация наиболее полная и доступная.
6 задание «следователям»
Используя полученные доказательства, подготовить отчёт о расследовании для передачи в штаб.
Штаб готовит заключение и составляет ряд советов - рекомендаций (что - то повторить, что-то выучить, в чём -то разобраться… -) для того, чтобы хищений подобного рода больше не было.
Оценивается каждый участник
данного расследования.
4