Конспект урока в 6 классе по теме Путешествие в страну Словообразования

Данный конспект предназначен для проведения итогового урока по теме «Словообразование» в 6 классе. Конспект состоит из сценария урока и презентации.  На уроке учащиеся повторяют и закрепляют знания по следующим вопросам: способы образования слов, правописание корней -кос-/-кас-, -гор-/-гар-, -раст-/-рос-, -лаг-/-лож-., правописание приставок пре- и при-, морфемный и словообразовательный разборы, знание терминов по теме «Словообразование». Использованная литература.   Громов И. А. Дидактический м...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие в страну Словообразования.

Цели урока:

Познавательные: повторить и систематизировать основные сведения по словообразованию, закрепить знания о структуре слова, способах словообразования, совершенствовать умения определять зависимость правописания слова от его строения;

Развивающие: развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, анализировать;

Воспитательные: воспитать чувство коллективизма, ответственности, содействовать развитию самостоятельной, творческой личности учащихся.

Оборудование: проектор, мультимедийный экран, электронная презентация, сигнальные карточки, макет страны Словообразования, паровозик, паспорта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  • Здравствуйте! Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и наших уважаемых гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный день. Для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю вам послушать стихотворение о словообразовании. Пожалуйста, Ваня.

Слово делится на части, ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей делать слово из частей,

На конце любого слова окончанье ищет Вова.

Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.

Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,

И при помощи приставки образуются слова.

После корня он стоит, перед окончанием

Если его заменю, другое слово получу.

Обозначу уголком, называю суффиксом.

2. Этап самоопределения.

  • Мы отправляемся сегодня в путешествие в удивительную страну Словообразование, в которой дружно живут и работают приставки и суффиксы, корни и окончания, в которой, будто по велению волшебной палочки, образуются бесчисленное множество новых слов.

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности. Сегодня вы должны будете продемонстрировать всем свои знания по этой непростой теме. Мы еще раз повторим все, что узнали на уроках, вспомним основные способы образования слов в русском языке, проверим ваши знания по орфографии, а в

конце урока вас ожидает тест «Пятерочка», за который все получат оценки, надеюсь, что только «5» и «4»!

- А сейчас откроем все свои тетради, запишем число, классная работа и тему урока: «Путешествие в страну Словообразование». (Слайды 1,2) Отправимся мы туда на известном Паровозике из Ромашкова (Слайд 3). К поезду нашему подцепим два вагона, т.е. два ряда. У этого паровозика есть только один недостаток - он очень любит отвлекаться, поэтому наша задача проследить, чтобы он не отвлекался и не опоздал. Итогом нашего путешествия будет документ, подтверждающий, что мы являемся полноправными гражданами страны Словообразования. Ну что, ребята, вы готовы?

- Ой, ребята, мы же забыли самое главное - проверить свое словообразовательное здоровье. Если словообразовательное здоровье у вас неважное, отправляться в столь далекое и ответственное путешествие опасно. - Проверим свое здоровье? Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы (фронтальный опрос) (Слайд 4):

1. Что такое словообразование?

2. Что называют окончанием?

3.Что называется основой?

4.Как называется главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов?

5. Значимая часть слова, которая обычно находится после корня и служит для образования слов называется ....

6. Что называется приставкой?

7. Как называются самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень…

8. Какие способы образования слов вы знаете?

9. Как называются слова, имеющие один и тот же корень?

- Хорошо, ребята, все вы здоровы и можем отправляться в путешествие. Итак, в путь!

4. Основной этап.

- Первая станция, на которой мы останавливаемся, называется «Станция словообразователей» (Слайд 5), которыми вам предстоит стать. Взяли ручки и выполните задание № 1. Задание такое: определите, как образованы следующие слова (назовите способ образования слова).

Учительская - переход из одной части речи в другую;

Лесник - лес - суффиксальный;

Привстать - встать - приставочный;

Кресло-кровать - кресло и кровать - сложение целых слов;

МГУ - Московский государственный университет - сложение начальных букв;

Вход - входить - бессуффиксный;

Снегопад - снег, падать - сложение основ;

Ошейник - шея - приставочно-суффиксальный;

Престранный - странный - приставочный.

- Следующая станция «Королевство волшебства» (Слайд 6). Я вам предлагаю побыть немного волшебниками и самим сотворить новые слова. А для этого первый вагончик записывает следующие слова в столбик: сложить, горелый, смотреть, слышать.

Второй вагончик тоже записывает слова: прикоснуться, загорать, видеть, бежать.

- А теперь, каждый вагончик придумает и запишет слово, взяв по одной морфеме от каждого слова и сложив их.

Что у вас получилось? (Слайд 7). Ответ: сгореть, пригореть.

- Молодцы! Едем дальше?

- Сейчас, ребята, мы проезжаем деревню Дедушки Корня (Слайд 8). Здесь живут слова своими семьями. Разделение на семьи зависит от корня. Например, слова с корнем -кос-/-кас-, -гор-/-гар-, -раст-/-рос-, -лаг-/-лож-.

Дедушка Корень очень порядочный, ответственный и терпеть не может беспорядок в своей деревне. Но, к сожалению, до нас в деревне побывали двоечники-путешественники и все перепутали, что слова потеряли своих родственников, и им нужна наша помощь. Поможем Дедушке Корню привести в порядок деревню?

Для этого вы должны переписать слова и вставить пропущенные буквы и распределить их по группам, (р/м № 2).

Первый вагончик в 4 колонки собирает слова, в корне которых пишется гласная а.

Второй вагончик - слова, в корне которых пишется гласная о.(Слайд 9).

Первый вагончик

Второй вагончик

-кос-

-гор-

-рос-

-лож-

-кас-

-гар-

-раст-/-ращ-

-лаг-

Прикосновение

подгореть

подросла

положение

касаться

огарок

выращенный

предлагать

косить

горелый

росток

уложить

касательная

загар

растение

слагаемое

коснуться

загореть

водоросли

сложение

отрасль

прилагать

изложение

вырасти

- Ну что, ребята, утомились? Давайте сядем ровно, выпрямим спину, расправим плечи и выполним такую зарядку (здоровьесберегающая пауза).

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно -

Расслабление приятно.

А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.

- Отдохнули, поехали дальше! Следующая остановка в царстве «Крепкий орешек» (Слайд 10). Расколоть орешек и полакомиться нам удастся только в том случае, если мы сделаем правильный вывод, от чего зависит написание соединительных гласных о - е.

Составьте из перечисленных слов сложные слова с соединительной гласной о или е. Объясните ваш выбор. Какой вагончик быстрее и правильно составит слова с соединительной гласной из данных слов.

Вода колоть

каша рубить

газ шествовать

лес падать

луна варить

общий проводить

лед ловить

рыба ходить

путь жить

Ответ: водопад, кашевар, газопровод, лесоруб, луноход, общежитие, ледокол, рыболов, путешествие.

(о - после твердых согласных; е - после мягких, шипящих согласных и ц)

- Пятая станция называется «Королевство приставок пре- и при-» (Слайд 11). Давайте вспомним слова с приставками пре- и при-. При - карточка красного цвета, пре - зеленого. Запомнили? Посигналили: пре-, при-. Поехали!

Прибить (присоединение)

Превысокий (пре = очень)

Пришкольный (близость)

Присесть (неполнота действий)

Преграда (пре = пере)

Прибыть в город (приближение)

Преступник (пре = пере)

Привинтить (присоединение)


- Последняя остановка наша будет на длинном мосту (Слайд 12), перекинутый через широкую и глубокую реку. Чтобы проехать этот мост нам нужно произвести морфемный и словообразовательный разбор слов (Слайд 13).

1 вагончик - морфемный разбор слова (разбор слова по составу) - сверхсекретный.

  1. вагончик - словообразовательный разбор слова - слушатель.


  1. Рефлексия.

А теперь ребята, как и обещала, вас ждет тест «Пятерочка». Я вам задам 10 вопросов-утверждений, если вы согласны с моим утверждением, вы ставите знак «+», если не согласны со мной - (-). (Слайд 14)

  1. ДТП означает дорожно-транспортное предприятие.

  2. Слово «героизм» образовано суффиксальным способом.

  3. В слове «прибрежный» приставка пре, т.к. пре = очень, т.е. очень брежный.

  4. Слово нефтепровод образовано от слов нефть и проводить с соединительной гласной е.

  5. После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звуком [и].

  6. Слова лес, лесник, лесной, лестница являются однокоренными словами.

  7. Слово лесоруб является сложносокращенным словом.

  8. В корне -кос-/-кас- в безударном положении пишется буква а.

  9. Словообразование - раздел науки о языке, изучающий части слова и образование слов.

  10. В Слове ООН (Организация Объединенных Наций) главное слово нация, поэтому ООН женского рода. (Слайд 15).



  1. Подведение итогов.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, поэтому каждый из вас заслужил звания «Почетного гражданина страны Словообразования», и вручается вам настоящий паспорт с фотографией, печатью, подтверждающий, что вы являетесь полноправными гражданами страны словообразования.

(под торжественную музыку вручаются паспорта).

Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16).



© 2010-2022