Способы подчинительной связи в словосочетаниях. (8 класс каз. школа)

     Класс: 8.                Предмет: русский язык. Тема урока: Способы подчинительной связи в словосочетаниях. Речевая тема: Исторические личности края: Абылай. Тип урока: закрепление, обобщение  знаний. Цели:     Образовательные: распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания; группировать и мод...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 8. Предмет: русский язык.

Тема урока: Способы подчинительной связи в словосочетаниях.

Речевая тема: Исторические личности края: Абылай.

Тип урока: закрепление, обобщение знаний.

Цели:

Образовательные:

  • распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;

  • выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;

  • группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

  • анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

  • Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку,к истории государства

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русская речь» под редакцией Г.А.Бадамбаевой и др. (Алматы «Мектеп», 2008)..

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение - 3 минуты.

Ученики. Индивидуальная работа.

В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:

  • Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).

  • Соединение двух и более слов.

  • Состоит из главного и зависимого слова.

  • Бывают именные, глагольные и наречные.

  • Состоит только из самостоятельных частей речи

  • Слова, связанные по смыслу и грамматически

  • Связь в словосочетании - подчинительная и т.д.

Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте одноклассникам, сидящим рядом, всё, что записали. Если есть разногласия - через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение - 3 минуты.

Ученики. Парная работа.

Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.

Ученики.

По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.

Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.

Слайд 4.

Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Слайд 5.

- Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Ученики.

Высказывают своё мнение:

  • Абильмансур присоединяется - грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое

  • Отваги и сообразительности - однородные члены предложения, между словами сочинительная связь

  • От недругов - предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи

  • Спустя рукава - фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов

Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:

Слайд 6.

Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот

- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение - 3 минуты.

Слайд 7.

Нападали с жадностью, стремительно взлетает ,ставит задач, удивительное сравнение, казахских жигитов ,вскоре убедились ,жертвовать собой, для достижения цели, собирать отряды, боевым оружием, постоянно беспокоили, почувствовали особенно .

Ученики. Групповая работа (по 4 человека).

Учитель:

- Сколько блоков вы получили?

- По каким признакам можно было объединить словосочетания?

Ученики. Слайд 8.

Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:

  • Глагольные:

Нападали с жадностью, стремительно взлетает, ставит задачу, жертвовать собой, постоянно беспокоили, почувствовали особенно, вскоре убедились.

  • Именные:
    удивительное сравнение ,казахских жигитов, боевым оружием,для достижения цели.

Учитель:

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

- Какой вариант нам менее знаком?

Ученики:

  • Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке - глагольные словосочетания, во втором - именные.

Примыкание: постоянно беспокоили, почувствовали особенно ,вскоре убедились, стремительно взлетает.

Согласование: удивительное сравнение, казахских жигитов, боевым оружием.

Управление: нападали с жадностью, ставит задачу, жертвовать собой ,для достижения цели, собирать отряды.

V. Первичное закрепление.

Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.

Слайды 14-19.

Задание 1.

Определите тип связи в словосочетании к отряду хана в предложении:

  • Оставшись один из семьи,Абильмансур присоединяется к отряду хана Абильмамбета.

  • УПРАВЛЕНИЕ

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании РУССКИЙ ЦАРЬ из предложения:

  • Не скрывал своих аппетитов русский царь.

  • СОГЛАСОВАНИЕ

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании БЕСПОКОИЛИ ПОСТОЯННО из предложения:

  • Беспокоили постоянно джунгары.

  • примыкание

Задание 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

  • Но самым грозным оружием отрядов Абылая были…..

  • ГРОЗНЫМ ОРУЖИЕМ

Задание 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  • Джунгары постоянно совершали набеги на богатые казахские аулы.

  • Постоянно совершали

Задание 6.

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

  • Разбив на боевые отряды ,он стал воспитывать в них смелость и дисциплину..

  • РАЗБИВ НА ОТРЯДЫ, ВОСПИТЫВАТЬ В НИХ, ВОСПИТЫВАТЬ СМЕЛОСТЬ, ВОСПИТЫВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ.

Ученики.

Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: На дом вам было задано подобрать дополнительный материал из биографии хана Абылая. Прочитайте свои сообщения. Самостоятельная работа :выписать словосочетания с разными способами связи и выполнить разбор словосочетаний.

Ученики. Самостоятельная работа.

VII. Составление постеров

Каждая группа выбирает карточку и составляет постер

VIII. Защита постеров

IX. Домашнее задание.Выписать из данных текстов 6 словосочетаний с разными способами связи, выделить все служебные части речи

X.Подведение итогов урока, выставление оценок.

© 2010-2022