- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Творческая работа. Способы быстрого умножения
Творческая работа. Способы быстрого умножения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федоренко И.В. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
-
УМЕНИЕ БЫСТРО СЧИТАТЬ - ФЕНОМЕН ИЛИ НАВЫК . . . . . . . . 3
-
ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
-
УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ НА 11 ПО Я.ТРАХТЕНБЕРГУ. . . . . . . . . . . . . 4
-
УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ НА 12 ПО Я.ТРАХТЕНБЕРГУ. . . . . . . . . . . . . 4
-
УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ ОТ 10 ДО 20. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
-
ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ ЧИСЕЛ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ ЦИФРОЙ 5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
-
УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ, У КОТОРЫХ ЧИСЛО ДЕСЯТКОВ ОДИНАКОВОЕ, А СУММА ЕДИНИЦ РАВНА 10. . . . . . . . . . . . . . . . 6
-
УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ, БЛИЗКИХ К 100. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
-
ПОЛЕЗНО ЗАПОМНИТЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
-
-
ЭКСПЕРИМЕНТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ВЫВОДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
ВВЕДЕНИЕ
Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит
М.Ломоносов
В учебнике математика - 5 класс (авторы С.М. Никольский и др.) очень много внимания уделяется устному счету. Мне всегда нравилась математика. Приемы быстрого счета давались довольно легко. Но чем больше мы познаём математику, тем больше мне хочется узнать о том, как можно научиться считать быстро и правильно, не прибегая к использованию калькулятора.
В наш век умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления, не прибегая к вычислительным устройствам, остается полезным навыком. Гибкость ума является предметом гордости людей, а способность быстро производить в уме вычисления вызывает откровенное удивление. Такие навыки помогают человеку в учёбе, в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счёт - настоящая гимнастика для ума, приучающая в кратчайшее находить время хорошие и нестандартные решения.
Цель работы: изучить, систематизировать и апробировать приемы устного счета.
Задачи:
-
собрать информацию по рассматриваемой теме;
-
выделить основные приемы устного счета;
-
апробировать на конкретных примерах изученные приемы;
-
познакомить одноклассников с приемами устного счета;
-
провести эксперимент «Влияние приемов устного счета на скорость и качество выполнения задания»
-
УМЕНИЕ БЫСТРО СЧИТАТЬ - ФЕНОМЕН ИЛИ НАВЫК
Способность быстро считать известна с давних пор. Есть люди, обладающие поразительными математическими способностями. Они с легкостью перемножают в уме многозначные числа, словно в их мозг вмонтирован микрокалькулятор. Такими умениями обладали многие ученые. Например, Карл Гаусс. Уже в двухлетнем возрасте мальчик проявил свои способности. В три года он умел читать и писать, даже исправлял счётные ошибки отца.
Однако, умением быстро считать обладали и другие люди, чья профессия была далека от математики и науки в целом.
До второй половины XX века на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счёте. Иногда они устраивали показательные соревнования между собой. Известными российскими «суперсчетчиками» являются Арон Чиквашвили, Давид Гольдштейн, Юрий Горный, зарубежными - Борислав Гаджански, Вильям Клайн, Томас Фулер и другие.
Может ли обычный человек овладеть такой феноменальной способностью? Что ему для этого необходимо знать и уметь?
Разработкой приёмов быстрого счёта занимались ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман и другие.
Подробную систему резкого повышения быстроты устного счёта создал в годы Второй мировой войны цюрихский профессор математики Я.Трахтенберг. Она была названа «Система быстрого счёта». История ее создания необычная. В 1941г. гитлеровцы бросили Трахтенберга в концлагерь. Чтобы уцелеть в нечеловеческих условиях и сохранить нормальной свою психику, Трахтенберг начал разрабатывать принципы ускоренного счета. За четыре страшных года пребывания в концлагере профессору удалось разработать стройную систему быстрого счёта. После войны Трахтенберг создал и возглавил Цюрихский математический институт.
2. ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА
Существует множество приемов устного счета. В работе приведены некоторые приемы быстрого умножения, которые, на мой взгляд, достаточно просты и интересны.
2.1 УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ НА 11 ПО Я.ТРАХТЕНБЕРГУ
Система быстрого счёта по Я. Трахтенбергу основана на свойствах умножения чисел. Чтобы умножить на 11, 12 и т.д., нужно знать алгоритм выполнения.
Правило. Добавь цифру к её соседу. (Под соседом подразумевается цифра справа.)
Пример 2.1.1 3425 × 11 = 37675
Доказательство.
11 = 10+1
Таким образом,3425 x 11 = 3425 x(10+1) = 34250 + 3425 = 37675.
Пример 2.1.2 6784 × 11 = 74624
Доказательство.
11 = 10+1
Таким образом,6784 x 11 = 6784 x(10+1) = 67840 + 6784 = 74624.
2.2 УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ НА 12 ПО Я.ТРАХТЕНБЕРГУ
Правило. Чтобы умножить число на 12
начни с правостоящей цифры, удвой каждую цифру и прибавь её соседа. (Под соседом подразумевается цифра справа.)
Это даёт одну цифру результата. Если ответ содержит больше одной цифры, просто переносим 1 или 2 в следующий регистр.
Пример 2.2.1 316 × 12 = 3 792:
В этом примере:
-
последняя цифра 6 не имеет соседей.
-
6 - сосед единице - 1.
-
единица - 1 соседка тройке - 3.
-
тройка - 3 соседка двум добавленным слева нулям.
-
второй добавленный ноль сосед первому.
6 × 2 = 12 (2 пишем, 1 переносим)
1 × 2 + 6 + 1 = 9
3 × 2 + 1 = 7
0 × 2 + 3 = 3
0 × 2 + 0 = 0
Доказательство.
12 = 10 + 2
316 × 12 = 316 × (10 + 2) = 3160 + 632 = 3792.
2.3 УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ ОТ 10 ДО 20
Правило. Чтобы умножить два числа, каждое из которых больше 10, но меньше 20, необходимо
-
к одному из множителей прибавить единицы другого множителя
-
полученную сумму умножить на 10
-
к полученному результату прибавить произведение единиц.
Пример 2.3.1
16× 13 = (16 + 3) × 10 + 6× 3 = 190 + 18 = 208
или 16× 13 = (13 + 6) × 10 + 6× 3 = 190 + 18 = 208
Итак, 16× 13 = 208
2.4 ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ ЧИСЕЛ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ ЦИФРОЙ 5
Правило. Чтобы возвести в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5, нужно:
-
число десятков умножить на следующее за ним натуральное число (количество десятков + 1)
-
приписать справа 25.
Пример 2.4.1
352 = 3 × (3 + 1) приписать 25 = 1225.
Итак, 352 = 1225
2.5 УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ, У КОТОРЫХ ЧИСЛО ДЕСЯТКОВ ОДИНАКОВОЕ, А СУММА ЕДИНИЦ РАВНА 10
Данное правило похоже на предыдущее с той лишь разницей, что приписывать надо произведение единиц, выраженное двузначным числом. Поэтому его лучше сформулировать иначе.
Правило. Чтобы умножить два числа, у которых число десятков одинаковое, а сумма единиц равна 10, нужно:
-
число десятков умножить на следующее за ним натуральное число (количество десятков + 1) и на 100
-
к полученному результату прибавить произведение единиц.
Пример 2.5.1
41 × 49 = 4 × (4 + 1) × 100 + 1 × 9 = 2000 + 9 = 2009
Пример 2.5.2
303 × 307 = 30 × (30 + 1) × 100 + 3 × 7 = 93000 + 21 = 93021
2.6 УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ, БЛИЗКИХ К 100
Правило. Чтобы умножить два числа близких к 100, нужно:
-
найти дополнение каждого из чисел до 100
-
из одного из чисел вычитаем дополнение другого
-
к полученному результату приписываем произведение дополнений (выраженное двузначным числом).
Пример 2.6.1
94 × 97 (дополнения 6 и 3)
94× 97 = (94 - 3) приписать 6 × 3 = 9118
или 94× 97 = (97 - 6) приписать 6 × 3 = 9118
Данный способ «работает» для любых двузначных чисел. Однако применять его удобно лишь в том случае, если одно из чисел близко к 100, и помнить, что приписываем только двузначное число.
Итак, 94 × 97 = 9118
Пример 2.6.2
63 × 98 (дополнения 37 и 2)
63 × 98 = (63 - 2) приписываем 37 × 2 = 6174
или 63 × 98 = (98 - 37) приписываем 37 × 2 = 6174.
Итак, 63 × 98 = 6174
Пример 2.6.3
46 × 98 (дополнения 54 и 2)
46 × 98 = (46 - 2) приписываем 54 × 2. Поскольку 54 × 2 = 108 - трехзначное число, то 1 добавляем к 44, а приписываем 08. Получаем 4508.
или 46 × 98 = (98 - 54) приписываем 54 × 2. Поскольку 54 × 2 = 108 - трехзначное число, то 1 добавляем к 44, а приписываем 08. Получаем 4508.
Итак, 46 × 98 = 4508
Äàííîå ïðàâèëî ìîæåò áûòü ñôîðìóëèðîâàíî èíà÷å:
×òîáû óìíîæèòü äâà äâóçíà÷íûõ ÷èñëà, нужно:
-
найти дополнение каждого из чисел до 100
-
из одного из чисел вычесть дополнение другого
-
полученную разность умножить на 100
-
к полученному результату прибавить произведение дополнений.
Пример 2.6.4
89 × 31 (дополнения 11 и 69)
89 × 31 = (89 - 69)× 100 + 11 × 69 = 2000 + 759 = 2759
Итак, 89 × 31 = 2759.
-
ПОЛЕЗНО ЗАПОМНИТЬ
37 × 3 = 111 77 × 13 = 1001 91 × 11 = 1001 143 × 7 = 1001
Запомнив эти произведения легко выполнить следующие умножения:
37 × 6 = 222 77 × 26 = 2002 91 × 22 = 2002 143 × 14 =2002
37 × 9 = 333 77 × 39 = 3003 91 × 33 = 3003 143 × 21 = 3003
37 ×12 = 444 77 × 52 = 4004 91 × 44 = 4004 143 × 28 = 4004
и т.д.
3. ЭКСПЕРИМЕНТ
В ходе изучения данной темы у меня возник вопрос: как приемы устного счета влияют на скорость и качество выполнения задания?
Чтобы ответить на этот вопрос я с научным руководителем провел эксперимент.
Вначале мы предложили ученикам пятых классов выполнить вычисления обычным письменным способом. Провели замер времени и количество допущенных ошибок.
Познакомили учеников с приемами устного счета.
Предложили выполнить те же задания с использованием изученных приемов. Провели повторный замер времени и количество допущенных ошибок.
Данные эксперимента оформили в виде таблицы.
№
Фамилия, имя
Обычным способом
С использованием приемов устного счета
Сравнение
Время (мин)
кол-во ошибок
Время (мин)
кол-во ошибок
Время (мин)
кол-во ошибок
1
Морева Н.
12
2
7
1
-5
-1
2
Мачигина А
9
-
7
-
-2
-
3
Чегер М.
10
5
7
1
-3
-4
4
Короткова К.
9
-
7
-
-2
-
5
Непийвода М.
11
4
9
2
-2
-2
6
Османов Б.
11
2
9
1
-2
-1
7
Аль-Муайед Г
7
-
6
-
-1
-
8
Ибрагимов Б.
7
1
4
-
-3
-1
9
Исаев Е.
13
1
6
1
-7
-
10
Бакало Л.
11
-
6
-
-5
-
11
Куртмеметова З
9
2
5
1
-4
-1
12
Домановский И.
10
2
6
2
-4
-
13
Бадурова Д.
10
3
8
3
-2
-
14
Гуляев И.
12
-
9
-
-3
-
15
Вербовская Т.
7
2
5
1
-2
-1
Всего в эксперименте принимало участие 15 человек.
Среднее время выполнения задания обычным способом составило около 10 минут. Общее количество допущенных ошибок - 24.
При использовании приемов устного счета среднее время составило примерно 7 минут, а общее количество ошибок - 13.
При использовании приемов устного счета время выполнения задания сократилось на 3 минуты, а общее количество ошибок на 11.
ВЫВОДЫ
В ходе выполнения работы, я
-
собрал и изучил информацию о приемах быстрого счета
-
апробировал изученные приемы на конкретных примерах
-
познакомил одноклассников с приемами устного счета
-
провел эксперимент о влиянии приемов устного счета на скорость и качество выполнения задания
-
пришел к выводу, что
- любые приемы быстрого счета основаны на свойствах умножения
- выполнение действий «в уме» развивает сообразительность, логическое мышление, память
- при использовании приемов устного счета сокращается время выполнения задания, уменьшается количество допущенных ошибок
- используя изученные методы можно развить скорость вычислений, что позволит добиться успехов в изучении школьных предметов.
ЛИТЕРАТУРА
1.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред.шк. - М.: Просвещение, 1989. - 287 с.: ил.
2.Перельман Я.И. Живая математика. - Екатеринбург, Тезис, 1994.
3.Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - Екатеринбург, Тезис, 1994.
4. Мак-Шейн Р., Катлер Э. Система быстрого счета по Трахтенбергу, М. Книга по Требованию, 2012г.
4.Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. - 1990, №11.- с.39-44.
5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Книга учащихся,- М. Просвещение, 1986г.
6. Билл Хэндли «Считайте в уме как компьютер», Минск, Попурри, 2009г.
Интернет-источники
-
school.edu.ru
-
ik.net/~stepanov/
-
junior.ru/students/chukhua/shestoe%20chyvstvo.htm
-
matsievsky.newmail.ru/sys-schi/file15.htm
5.sch69.narod.ru/mod/1/6506/hystory.