Конструкт урока по русскому языку на тему Родственные слова (1 класс)

Являясь учителем 1 класса начальной школы, для публикации, я выбрала урок русского языка по теме «Родственные слова». Считаю эту тему актуальной, т.к. столкнулась в своей практике с тем, что у современных детей отсутствует лингвистический слух. Они не умеют определять значение слов, не умеют вслушиваться в звучание слов, различать их окраску. Вышеперечисленное заставляет меня, начиная с первого класса, уделять самое пристальное внимание по изучению лексики.Думаю, что данный конструкт урока приго...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока


Предмет: Русский язык

Класс: 1

Тема урока (Т): Родственные слова

Цели урока (Ц):

  • образовательная (познавательная) - познакомить с понятием «родственные слова», учить выделять общую часть в родственных словах.

  • развивающая - создать условия для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

  • воспитательная - создать условия для формирования личностных УУД.

Ожидаемые результаты урока:

  • предметные - обучающиеся научатся находить родственные слова, выделять корень в словах;

  • метапредметные - обучающиеся смогут сделать выводы о признаках родственных слов;

  • личностные - обучающиеся смогут адекватно оценить свою деятельность, наладить партнерские отношения.

Материал к уроку: учебник «Русский язык. 1 класс» (авт. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.), карточки заданий для работы в парах, средства ИКТ.




Время,

мин


Элементы

методической

структуры урока


Наглядный дидактический материал (скриншоты интерактивной доски, слайды презентации, ссылки на учебное видео и т.д.)



Содержание этапов занятия


Планирование

действий педагогической

оценки

Скриншот

слайд

Описание скриншота/

слайда

Действия учителя

Действия учащихся

2 мин




Самоопреде

ление к

деятельности.













С

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных знаний, новых открытий.

Урок сегодня необычный, много гостей. Развернитесь, посмотрите, начнем работу.


Смотрят, присаживаются.

5 мин







3 мин







2 мин



6 мин









8 мин

















2 мин









10 мин



















2 мин

Актуализация изученного материала.













Открытие нового знания.





Постановка учебной задачи.


Изучение нового материала.







Первичное закрепление.














Физкульт минутка.








Применение

новых

знаний.
















Итог урока.

Рефлексия.

Слайд 2.





















Слайд 3.

















Слайд 4.





















Слайд 5.
















Слайд 7.




Слайд 8.










Слайд 9.


Слайд 10.





Слайд 11.











Слайд 12.

Изображены 3 звуковые схемы.


















Картинки гусей и гусеницы.




Слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.






Картинки корня дерева, зуба, слова.















Слова: снежки, снеговик, горка, Снегурочка, снежный, снежинка, снег, снежок.



За шторкой правило о родственных словах (открыть).










Открывать поэтапно. Алгоритм работы:

1.Читаем слова.

2.Выясняем значение слов.

3.Находим общую главную часть.

Использовать только при возникновении трудностей.

Слова: 1ряд) лес, лесок, лесник, лесной;

2ряд) сад, садик, садовый, садовник,

3ряд) дом, домик, домашний, бездомный.



Интерактивная игра: водоворот (правильные варианты слов засасывает в водоворот).











Смайлик хлопает в ладоши и прворачивается.

Отгадайте загадку:

Длинная шея
Красные лапки.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.

Какая звуковая схема из предложенных подходит к слову-отгадке гусь?

Сколько букв в этом слове?/ звуков? Почему в этом слове 4 буквы, а звука 3? Дайте характеристику первому звуку.

Работа в тетрадях. Минутка чистописания: Напишем буквы, которыми может обозначаться согласный звук «г»: Г ггг.

Зачем нужна заглавная буква?

Послушайте, историю про гуся. Гулял он однажды со своей семьёй и встретил на поляне незнакомую даму. И вот какой разговор между ними произошёл.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я - ваша тётка - гусеница.

Все ли герои этой истории родственники? Почему?

А кто такие родственники?

Назовите родственников среди действующих лиц сказки.

Что можно сказать о данных словах? Как вы это установили?

Давайте проведем исследование: Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Какую учебную цель поставите?

Что вам поможет достигнуть этой цели?

Действительно, если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в русском языке. Слова, которые мы записали, называются родственными. Подумайте, почему они так называются?

Выделяют общую часть определенным знаком и называют корнем. У чего еще есть корень?

Как называют такие слова?

Какая общая часть во всех словах?

Возникает проблема: слово гусеница - родственное или нет? Ведь в нем тоже есть часть - гус?

Какой вывод можно сделать?

Запишите родственные слова и выделите в них общую часть - корень.

Какие слова необходимо записать.

Проверьте у соседа по парте, все ли у него верно?

Поднимите руку, кому было все понятно при выполнении этого задания?

У кого возникали трудности?

Работа по учебнику: Откройте учебник на с.77 упр. 1 - прочитайте ещё один разговор:

- Давайте играть в снежки!

- Нет, давайте сделаем снеговика.

- А может, горку построим?

Сколько человек разговаривают? Как вы догадались? Каждый из ребят предлагает заняться чем-то своим.

Как поступить в такой ситуации?

- Послушайте, чем закончился разговор ребят (читает учитель):

- Раз не хотите играть в снежки, я ухожу в соседний двор…

- Давайте сначала поиграем в снежки, потом слепим снеговика, а потом горку построим.

- Делайте, что хотите, я с вами больше не дружу.

Какое вам высказывание больше нравится? Почему?

Какой вывод можно сделать?



Какие родственные слова встретили в тексте?

Я вынесла названные вами слова на слайд и дополнила список. Прочитайте. Все ли слова являются родственными?/ Найдите лишнее слово.

Давайте сделаем вывод, ответив на мои вопросы: Какие слова встречаются в русском языке/ как они называются? Что в них есть?

Мы с вами вывели правило, которое подтверждает наши выводы на сегодняшнем уроке.

Выборочное письмо (запись на доске учителем):

- Запишем слово, в котором:

  • один гласный звук - снег;

  • имя собственное - Снегурочка;

  • которое отвечает на вопрос: какой? - снежный;

  • во множественном числе - снежки;

  • три слога - снеговик, снежинка.

Выделите общую часть родственных слов.

Возникла проблема, какая общая часть в этих словах (общая часть: снег - снеж. Смысловое значение одинаковое, но чередуются согласные г/ж). Такие случаи нам на уроках будут еще встречаться.

-Поднимите руку, кто может сказать- «я теперь знаю многое о родственных словах».

У меня есть вопросы/ мне не все понятно.

1)Работа в парах по карточкам - выделить общую часть в родственных словах.

Составим алгоритм: Как будете действовать, если надо найти родственные слова.

Раздаются карточки с заданием:

1ряд) лес, лесок, лесник, лесной;

2ряд) сад, садик, садовый, садовник,

3ряд) дом, домик, домашний, бездомный.

Проверка: Какую общую часть выделили? (проверка по рядам) /Кто не согласен?

Поднимите руку, кому было удобно, комфортно работать с соседом?

Кому сегодня не понравилась работа с соседом? Почему?

Как вы считаете, что было важным при работе в паре? (уметь договариваться, уметь выслушивать друг друга).

2) Тест-игра: Распределить слова на 2 группы на интерактивной доске.

На какие 2 группы разделили слова?

3) Игра: Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, не хлопаем. Будьте внимательны!

лес - лесник
река - плот
сад - садовый
поле - полюшко
соль - солонка
стена - гвоздь
кот - котик
обед - стол
гриб - грибной
дом - домашний

4) Образование новых слов:

А теперь попробуем сами образовать родственные слова от слова рыба (устно):

  • назовите одним словом: небольшая, мелкая рыба - рыбка, рыбёшка;

  • рыбная ловля - рыбалка;

  • человек, занимающийся рыбной ловлей - рыбак;

  • ловить рыбу - рыбачить.

Какая общая часть во всех словах?

Продолжите мои фразы: - Сегодня на уроке я узнал/а…

-Теперь я могу …

- Поднимите руку, кто считает, что у него все получалось, ему улыбнется первый смайлик.

- Поднимите руку те, кто считает. Что ему еще есть над чем подумать и он как этот задумчивый смайлик.

- Молодцы! Смайлик на доске рад за вас.

По теме родственные слова мы продолжим работу на следующем уроке.





Гусь.

Вторая.

Букв 4, звуков 3.

Ь знак звука не обозначает.

Г- согл., тв., зв.


Вспоминают правило.



Нет. Гуси - домашние птицы, гусеница - личинка бабочки.

Люди, которые похожи между собой внешне и являются родными.

Гусь, гусыня, гусята.

Все слова сходны по значению, имеют общую часть.

Познакомиться с родственными словами.

Внимание, активность, старание, находчивость, смекалка.


Слова имеют общую часть и сходны по значению.

Корень растения, корень зуба, корень уравнения.

Многозначные.

Гус.

Важно, чтобы общая часть слов обладала одинаковым значением.

Записывают в тетрадь, выделяют корень.


Поднимают руку.


Читает ученик.


Трое, т.к. идет прямая речь.

Выслушивание ответов.



Выслушивание вариантов.

Если хочешь дружить, при общении с другими людьми важно учитывать не только то, что нравится или интересно тебе. Нужно считаться с мнением других, уметь договариваться.

Снежки, снеговик.

Нет, слово горка (не имеет общей части, хотя по смыслу связано со всеми другими словами - может быть сделана из снега).

Родственными.

Общая главная часть с одинаковым значением.

Читает ученик на интеракт. доске.


Дети называют ответ вслух и записывают.



На доске мелом выделяет ученик.



Поднимают руку.



Дети выводят алгоритм:

1.Читаем слова.

2.Выясняем значение слов.

3.Находим общую главную часть.


Если возникнет трудность у детей, выделить на интеракт. доске.

Высказывания детей.



Ученик работает на доске, остальные учителя.

С корнем вод и ход.


Обучающиеся хлопают в нужных местах.



Называют.


Рыб.

Что такое родственные слова.

Находить родственные слова и выделять в них корень.





Похвала за каллиграфическое письмо.









Словесная оценка

ребят, участвующих в целеполагании.







Взаимооцени-

вание.










Словесная оценка обучающихся, включенных в работу.







Словесная оценка на данном этапе урока.









Самооценка.



Словесная похвала обучающихся

в открытии алгоритма.




Словесная оценка

работы детей, сделавших выводы.






Похвала за внимательность.





Словесная оценка детей, участвующих в подведении итога урока.


Словесная оценка с сюрпризом.





© 2010-2022