Роль педагога в современном мире

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я - учитель».

«Роль педагога в современном мире»


Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

(В. Ключевский)

Народная мудрость гласит: «Если твои планы рассчитаны на год - сей рожь, если твои планы рассчитаны на десятилетия - сажай деревья, если твои планы рассчитаны на века - воспитывай детей».

Профессию учителя называют профессией всех профессий: кем бы ни стал человек, в жизни каждого была своя школа, свой первый учитель.

О профессии учителя сложено много стихов и песен, снято художественных фильмов. Профессия учителя важная и благородная. Она нашла свое отражение в пословицах и поговорках, созданных народом. Действительно, от учителя во многом будет зависеть, кем вырастут его ученики, какими они станут.

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д.Ушинский: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества…». Работая в школе уже 20 лет, главными словами всей моей педагогической жизни так же являются слова Ушинского К.Д. «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без притворности, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку». У Л.Н.Толстого есть высказывание: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Действительно, имея отличные знания, но не чувствуя душу своего ученика, не любя детей, педагог не будет Учителем для своих учеников. Стать учителем я мечтала с детства и мечта моя - осуществилась, я работаю с детьми, учителем русского языка и литературы и горжусь тем, что своими уроками я помогаю детям видеть прекрасное, обогащать его мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации - и это моя задача, как учителя. Из всех педагогических наук я выбрала филологию, что с греческого «любовь к слову». Литература, пожалуй, единственный в школьной программе предмет, обращенный напрямую к душе человека, к его чувствам, совести, к его нравственному и гражданскому долгу, к его прошлому и будущему, к любви, без которой нет жизни. Надо воспитывать душу! А для этого ее надо иметь самому. Вся премудрость уроков литературы - помочь человеку познать самого себя, помочь переустроить этот мир по законам красоты, любви, доброты. Каким же должен быть современный учитель? Какими качествами он должен обладать в связи с требованиями «нового времени?». Но достаточно ли во мне мудрости, чтобы учить других, что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Что я как учитель должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я - учитель»? Совпадает ли моё собственное представление и понимание с тем, что хотят и видят во мне другие? Мои ученики все очень разные, для меня важно не только проникнуть в мир ребёнка, дать шанс ему проявить себя, но и не сломать мир его души. Подход необходим к каждому ученику, который я стараюсь найти, учитывая и способности ребенка, и его индивидуальность. Нельзя ребёнка научить чему - либо, нельзя развить его способности, нельзя его воспитать, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения и воспитания. Учитель приходит к детям не только дать багаж знаний, но и воспитать, пробудить интерес к жизни, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Моя задача - организовать и создать условия для раскрытия способностей ребёнка с учётом его интересов, сформировать и развить мобильную саморазвивающуюся личность, способную к обучению на протяжении всей жизни, к развитию индивидуальных способностей через разные виды деятельности, при которых приобретается личный жизненный опыт. Чем он богаче, тем легче строить взаимоотношения между собой и людьми. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу, если он заинтересован, если ему нравится то, что он делает, умеет ставить цели, умеет контролировать и оценивать свои и чужие действия, умеет творчески подходить к выполнению работы, умеет видеть продукт своей деятельности. Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. Я вспоминаю первый год работы в школе, как трудно было понять, что хотят дети, что могу добиться я. Но с каждым годом все становилось на свои места. Сейчас я понимаю, что даже маленький успех ребенка - это и твое достижение тоже. Я должна стремиться к совершенству педагогического мастерства, учиться и делиться знаниями. «Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами»,- сказал мудрец. Учителю важно не только знать свой предмет, но и учить овладевать им своих учеников. Мы воспитываем детей своей личностью, внешностью, отношением ко всему окружающему нас миру. Сейчас мы «выполняем заказ» родителей, а родители ценят в учителе образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям. Современное общество сильно изменилось, изменилась жизнь, люди, образование. Сейчас на смену готовым знаниям пришел ФГОС, а вместе с ним системно - деятельностный подход. Роль учителя - вести, корректировать, чтобы с самостоятельно-добытыми знаниями ребенок мог успешно социализироваться в обществе. А для этого учителю необходимо обладать рядом знаний и умений, должен соответствовать реалиям дня: компьютер, интерактивная доска и т.д. Мастерство учителя материализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами педагогического труда. Стремясь к мастерству, педагог отрабатывает навыки организации, отношения и взаимодействия с детьми. Наши ученики - это основа будущего общества. А для этого надо поднять престиж преподавательской профессии. Современный учитель должен быть новатором. Настоящий учитель - это пример для подражания, это образ жизни, ответственность не только перед государством, учеником, прежде - перед самим собой. Учитель - это тот, кто живет по принципу «помогай другим». Это человек, для которого на первом месте стоят гуманность, человечность, возможно, даже самопожертвование. Такому человеку не будут свойственны ни гордыня, ни честолюбие, он будет с радостью отдавать работе всего себя, не требуя ничего взамен, будет по-настоящему любить детей.

В этом учебном году мы работаем по ФГОС среднего звена. Я как учитель русского языка и литературы работаю над формированием у обучающихся метапредметных компетенций. Обучаю детей самостоятельному планированию учебной деятельности и организации учебного сотрудничества. Я пытаюсь идти в ногу со временем: прохожу курсовую переподготовку, участвую в олимпиадах.

Считаю, что второй немаловажной ролью педагога в современном обществе является воспитание. Я являюсь классным руководителем 8 класса. Одной из важных задач считаю - создание условий для саморазвития и самореализации личности, его успешной социализации в обществе. Работу преодолеваем поэтапно, радуюсь даже самому малому, потому что этот шаг мы сделали вместе. Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее - это очень важно для меня как для учителя и как для наставника.

Стараюсь поддерживать конструктивные отношения с родителями учащихся, привлекать их к совместной деятельности.

Меняется время - жизнь не стоит на месте. Меняется роль учителя, требования к профессии и только через развитие своих личных качеств и профессиональной компетенции возможно добиться качественных результатов в обучении и воспитании.

© 2010-2022