Сценарий концерта к Дню славянской письменности и культуры

Перед вами сценарий концерта, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник не только повод поговорить о родном языке, его духовных основах, красоте и тайне, но и возможность подвести своеобразный творческий итог работе учителя и детей в течение года.             Уникальность сценария состоит в том, что им может воспользоваться любой творческий человек. Сценарий представляет собой обрамление, в которое можно вставить любые подходящие по тематике номера. Связки между номерами...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

«Мыслите Добро!»

(Сценарий праздника, посвященного

Дню славянской письменности и культуры)


Методические рекомендации

Концепция образования, направленная на духовно-нравственное становление личности ученика, требует особого внимания к вопросам истории родного языка, славянской письменности и культуры. Последние дни в учебном году всегда напряженные для учителя и учащихся, но именно на эти дни приходится празднование Дня славянской письменности и культуры, ставшего теперь государственным торжеством и широко отмечаемого славянским миром.

Перед вами сценарий концерта, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник не только повод поговорить о родном языке, его духовных основах, красоте и тайне, но и возможность подвести своеобразный творческий итог работе учителя и детей в течение года. Чтобы сделать праздник личностно значимым для каждого ученика, ему предшествовала викторина, в которой мог принять участие любой ( см.Приложение).

Уникальность сценария состоит в том, что им может воспользоваться любой творческий человек. Сценарий представляет собой обрамление, в которое можно вставить любые подходящие по тематике номера. Связки между номерами не только занимательны, но и познавательны. Они представляют собой диалог ведущих, которые «расшифровывают» кириллицу, ведь, как известно, славянская азбука может быть прочитана как текст-послание наших предков нам, потомкам. Диалоги ведущих, на мой взгляд, это и есть самое главное в сценарии. Доступная и занимательная подача серьезного материала повышает интерес к языку, заставляет зрителей эмоционально отзываться, расширяет кругозор.

Номера концерта призваны сделать его ярким, воспитывать патриотизм, любовь к нашей истории и культуре, национальное достоинство, поэтому они отчасти патетичны. Номера в сценарии (могут быть по желанию заменены другими) - это творческие продукты, созданные мною в течение года. Выступление сказочного героя Ивана-крестьянского сына, ода России - это домашние задания к игре «Русский мир»; концерт - прекрасная возможность продемонстрировать всем эти творческие шедевры. Сценка «Наум-грамотник» была создана к Дню Наума-грамотника (14 декабря), ставшего в нашей школе днем родного языка. Это познавательный театральный костюмированный номер, который у нас сопровождался живой музыкой - игрой балалаечников.

Эпиграф к концерту и финальная песня объединены темой: Слово, Духовные ценности, Родина. Концерт заканчивается яркой массовой сценой: финальная песня и танец.

Единственное, что позаимствовано для сценария - это стихотворения во II и XI частях (авторы неизвестны), песня для детского хора «Утренняя молитва»; все остальное - номера концерта, стихи-загадки про буквы, диалоги ведущих о славянской азбуке - оригинальный текст, созданный автором сценария.

Сценарий был апробирован в МАОУ СОШ №73 на городском семинаре, посвященном духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Цели: Расширить кругозор, углубить знания о славянской азбуке; пробудить интерес к языку, истории, УНТ, литературе, культуре России; формировать духовные ценности; воспитывать любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа.

Участники: школьники среднего и старшего возраста

Форма: концерт

Оборудование: костюмы для артистов, участвующих в номерах, таблички с буквами кириллицы, презентации, музыка

Оформление сцены: Название праздника «Мыслите Добро!», написанное кириллицей; большие буквы славянской азбуки, объединенные в следующие группы: АБ; ВГДЕ; ЖЗ; НОП; РСТ, т.к. названия этих букв складываются в предложения, о которых пойдет речь в сценарии. На экране заставка - коллаж (см. Приложение) - всегда, когда выступают ведущие.

Состав артистов: По сценарию три ведущих (на нашем концерте это были 2 ученика и учитель); четыре чтеца; артисты, исполняющие номера; детский хор; танцевальная группа

Ход праздника


I часть. Эпиграф

(На экране Презентация 1. Гимн Кириллу и Мефодию. Патетический голос за сценой раздается в тишине)

Пока язык храним

И в Слове горний свет,

Народ силен, един,

И равных ему нет!


Чем дорожили отцы,

Нам завещали беречь:

Веру родной стороны,

Песню, молитву и речь!


После эпиграфа звучит гимн Кириллу и Мефодию.



II часть. Вступление

(На сцене первая группа артистов - 3-4 человека), их реплики:

- Здравствуйте!

-24 мая во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.

-Весь славянский мир каждый год в этот день славит создателей нашей азбуки - Святых солунских братьев Кирилла и Мефодия.

-«Просветители славян» создали азбуку, отражающую живую речь!

-Они обучили целый народ, создали школы, написали книги, подготовили учителей!

- Это огромный труд!

-Мы чтим их подвиг во имя света знаний и веры!

-И с благодарность называем святыми и равноапостольными.

-А знаете ли вы, что кириллицу можно прочитать как текст? Перевести на современный русский язык, расшифровать?

-Славянская азбука - это слово, обращенное к человеку!

-Славянская азбука - это послание предков нам, потомкам!

-Славянская азбука - это наказ каждому человеку, говорящему по-русски!

(Группа исполняет следующее стихотворение в сопровождении колокольного звона)

1.

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

2.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

3.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

4.

Так вот они наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

(Колокольный звон усиливается, на сцене смена артистов)

III часть. Загадки про азбуку

(На сцене ведущие. Они играют с залом. Презентация к загадкам -см.Приложение)

- Друзья! Давайте вместе вспомним буквы славянской азбуки! Я буду загадывать загадки, а вы продолжите строку (Слайды 2-12 появляются, когда прозвучали ответы)

1.

Раньше азбука у нас

Начиналась с буквы ..? («Азъ»)

2.

С нее начинаются все науки.

А за азом следует ..? («Буки»)

3.

Интересно жить на свете,

Если ведать, знать. Иначе ..? ( «Веди»).

4.

О нашей мудрой азбуке

Наш разговор зашел.

Четвертая буква кириллицы ..? («Глагол»)

5.

В мир неси свое душевное тепло.

Этому нас учит буква ..? («Добро»)

6.

Добрых людей на свете не счесть.

Это утверждает буква ..? («Есть»)

7.

«Пусть сердце милосердным ваше будет», -

К нам обратилась буква ..? («Люди»)

8.

«Размышляйте, думайте,

Помыслы очистите»,-

Призывает каждого буква ..? («Мыслите»)

9.

Творцу, Создателю молитва и поклон.

А по-славянски это буква ..? («Он»)

10.

Мудрым будь и светлым,

Живи в ладу с собой.

Это завещает буква ..? («Покой»)

11.

(Азбука- знаний основа.

Самая заветная в ней буква ..? («Слово»)


- Молодцы, ребята! Знаете буквы славянской азбуки!

Первый разговор об азбуке

(Ведущие)

- А почему буквы стоят именно в таком порядке?

- Потому что славянская азбука - наказ, поучение. И мы сегодня вместе прочитаем это наказ наших предков нам. А начнем мы с аза!

- А что значит аз? И почему говорят «знать азы наук» или «не знать ни аза»?

- Аз - первая буква славянской азбуки. С нее начинается путь каждого человека к грамоте. Потому-то и говорят: Сперва аз да буки, а потом науки.

Аз - значит я. А буки?

- Буки - буква, письмо, грамота.

- Значит, азбука сама представляется: аз, буки - я буква, во мне буквы вашего языка.

- Третья буква кириллицы «Веди». Что это значит?

- Надо вспомнить слова с таким корнем.

- Ведать, разведать, весть, совесть…

- И медведь, и ведьма, и невеста! И еще много интересного может открыть буква «Веди». Главное надо стремиться к тому, чтобы ведать- знать, открывать.

-А «глагол»?

- Глаголить - значит говорить. Но только сначала «Веди», а потом «глаголи»!

- Сначала узнай, а потом говори!

- А чтобы ведать, знать - надо быть грамотным!

- А на Руси к грамоте всегда было особое, уважительное, благоговейное отношение.

- Вспомните, день, когда ребенка отдавали в учение, был особенным, праздничным, и назывался он - день Наума - грамотника (вместе).

IV часть. Сценка «Наум-грамотник» (см. Приложение)

На сцену выходят балалаечники, затем артисты.

V часть. Второй разговор об азбуке

(На сцене ведущие)

-О чем задумался, мыслитель?

-Я понял! Я понял, почему после буквы «Глаголь» идет буква «Добро»! Глаголь Добро! Говори только Добро!

- И добро Есть! Это утверждает азбука!

-А следующие буквы: «Живете», «Зело», «Земля»!

- «Живете» - живите! А как надо жить?

- Зело! - утверждает наша азбука, т.е. очень, сильно, крепко!

-А где так надо жить?

- На земле!

- Этому учат русские народные сказки! Что Добро есть! Что жить надо зело, крепко, основательно, праведно - как жили наши предки! И нам завещали!

- И жить зело надо на своей земле! На Родине!

- На земле твоего рода, твоих предков!

VI часть. Сказочная

(На сцене Иван - крестьянский сын. Текст выступления - см. Приложение 2)

VII часть. Третий разговор об азбуке

(На сцене ведущие)

- А говорят еще, что один в поле не воин.

- Оказывается: и один в поле воин, если по-русски скроен!

- Мне кажется , буква i похожа на воинское копье, разящее зло (ведущий держит в руках табличку с буквой).

- Мне очень нравится эта буква, она еще похожа на свечу! Свеча - символ горения души, творчества, созидания, активного делания добра.

- И если хочешь сделать мир светлей-

Зажги свечу в душе своей! (Последнюю строчку произносим хором)

VIII часть. Песенка «Утренняя молитва» (детский хор, в руках фонарики) - (текст, ноты - см.Приложение).

IX часть. Четвертый разговор об азбуке

(На сцене ведущие)

-А почему Русь назвали Святой?

- Русь назвали Святой, потому что святы были идеалы наших предков!

- Потому, что у нас много святых угодников: Святые воины-богатыри, святые князья, святые иноки.

- И потому, что наши прадеды свято хранили свою веру.

- Они точно знали азбучную истину: Наш Он Покой. «Он» - значит, Бог -Творец, Создатель.

- Ведь и Кирилл с Мефодием взялись за создание азбуки затем, чтобы проповедовать на славянском языке Слово Истины!

- И азбука наша призывает: «Рцы Слово Твердо»! Рцы - значит, «говори», «проповедуй».

- Рцы Слово Твердо, если это Слово веры!

- Рцы Слово Твердо, если это Слово Любви!

- Рцы Слово Твердо, особенно, если это слово о родине, о России.

X часть. Ода России (текст, презентация к оде - см. Приложение)

XI часть. Финал

(На сцене первая группа артистов, которая начинала концерт. Звучит стихотворение)

1.

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

2.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый - путь вперед!

Лишь тот народ не погибает,

В ком дух Отечества живет!

3.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

4.

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия, Кирилла

В славянстве будут жить века!

(Звучат первые аккорды финальной песни (текст, минусовка - см.Приложение). Сцена наполняется артистами: группой певцов, танцоров в народных костюмах. Танец и финальная песня исполняется одновременно).

Ведущие:

- Мыслите добро - свет земли родной не погаснет!

-Спасибо артистам за искренность, любовь к слову, интерес к истокам нашим.

-Спасибо зрителям за внимание! И с праздником!

Список источников:


  1. Глинкина Л.А. От аза до ижицы. - Оренбург, 2000

  2. Духовно-нравственная культура России: православное наследие. Материалы всероссийской научно-практической конференции, выпуск 1. - Челябинск, 2009

  3. Сипинев Ю. А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность. - С.П., 1997


© 2010-2022