- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий концерта к Дню славянской письменности и культуры
Сценарий концерта к Дню славянской письменности и культуры
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Байрамова Н.Н. |
Дата | 07.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
9
«Мыслите Добро!»
(Сценарий праздника, посвященного
Дню славянской письменности и культуры)
Методические рекомендации
Концепция образования, направленная на духовно-нравственное становление личности ученика, требует особого внимания к вопросам истории родного языка, славянской письменности и культуры. Последние дни в учебном году всегда напряженные для учителя и учащихся, но именно на эти дни приходится празднование Дня славянской письменности и культуры, ставшего теперь государственным торжеством и широко отмечаемого славянским миром.
Перед вами сценарий концерта, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник не только повод поговорить о родном языке, его духовных основах, красоте и тайне, но и возможность подвести своеобразный творческий итог работе учителя и детей в течение года. Чтобы сделать праздник личностно значимым для каждого ученика, ему предшествовала викторина, в которой мог принять участие любой ( см.Приложение).
Уникальность сценария состоит в том, что им может воспользоваться любой творческий человек. Сценарий представляет собой обрамление, в которое можно вставить любые подходящие по тематике номера. Связки между номерами не только занимательны, но и познавательны. Они представляют собой диалог ведущих, которые «расшифровывают» кириллицу, ведь, как известно, славянская азбука может быть прочитана как текст-послание наших предков нам, потомкам. Диалоги ведущих, на мой взгляд, это и есть самое главное в сценарии. Доступная и занимательная подача серьезного материала повышает интерес к языку, заставляет зрителей эмоционально отзываться, расширяет кругозор.
Номера концерта призваны сделать его ярким, воспитывать патриотизм, любовь к нашей истории и культуре, национальное достоинство, поэтому они отчасти патетичны. Номера в сценарии (могут быть по желанию заменены другими) - это творческие продукты, созданные мною в течение года. Выступление сказочного героя Ивана-крестьянского сына, ода России - это домашние задания к игре «Русский мир»; концерт - прекрасная возможность продемонстрировать всем эти творческие шедевры. Сценка «Наум-грамотник» была создана к Дню Наума-грамотника (14 декабря), ставшего в нашей школе днем родного языка. Это познавательный театральный костюмированный номер, который у нас сопровождался живой музыкой - игрой балалаечников.
Эпиграф к концерту и финальная песня объединены темой: Слово, Духовные ценности, Родина. Концерт заканчивается яркой массовой сценой: финальная песня и танец.
Единственное, что позаимствовано для сценария - это стихотворения во II и XI частях (авторы неизвестны), песня для детского хора «Утренняя молитва»; все остальное - номера концерта, стихи-загадки про буквы, диалоги ведущих о славянской азбуке - оригинальный текст, созданный автором сценария.
Сценарий был апробирован в МАОУ СОШ №73 на городском семинаре, посвященном духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Цели: Расширить кругозор, углубить знания о славянской азбуке; пробудить интерес к языку, истории, УНТ, литературе, культуре России; формировать духовные ценности; воспитывать любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа.
Участники: школьники среднего и старшего возраста
Форма: концерт
Оборудование: костюмы для артистов, участвующих в номерах, таблички с буквами кириллицы, презентации, музыка
Оформление сцены: Название праздника «Мыслите Добро!», написанное кириллицей; большие буквы славянской азбуки, объединенные в следующие группы: АБ; ВГДЕ; ЖЗ; НОП; РСТ, т.к. названия этих букв складываются в предложения, о которых пойдет речь в сценарии. На экране заставка - коллаж (см. Приложение) - всегда, когда выступают ведущие.
Состав артистов: По сценарию три ведущих (на нашем концерте это были 2 ученика и учитель); четыре чтеца; артисты, исполняющие номера; детский хор; танцевальная группа
Ход праздника
I часть. Эпиграф
(На экране Презентация 1. Гимн Кириллу и Мефодию. Патетический голос за сценой раздается в тишине)
Пока язык храним
И в Слове горний свет,
Народ силен, един,
И равных ему нет!
Чем дорожили отцы,
Нам завещали беречь:
Веру родной стороны,
Песню, молитву и речь!
После эпиграфа звучит гимн Кириллу и Мефодию.
II часть. Вступление
(На сцене первая группа артистов - 3-4 человека), их реплики:
- Здравствуйте!
-24 мая во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.
-Весь славянский мир каждый год в этот день славит создателей нашей азбуки - Святых солунских братьев Кирилла и Мефодия.
-«Просветители славян» создали азбуку, отражающую живую речь!
-Они обучили целый народ, создали школы, написали книги, подготовили учителей!
- Это огромный труд!
-Мы чтим их подвиг во имя света знаний и веры!
-И с благодарность называем святыми и равноапостольными.
-А знаете ли вы, что кириллицу можно прочитать как текст? Перевести на современный русский язык, расшифровать?
-Славянская азбука - это слово, обращенное к человеку!
-Славянская азбука - это послание предков нам, потомкам!
-Славянская азбука - это наказ каждому человеку, говорящему по-русски!
(Группа исполняет следующее стихотворение в сопровождении колокольного звона)
1.
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются
2.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
3.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
4.
Так вот они наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь.
(Колокольный звон усиливается, на сцене смена артистов)
III часть. Загадки про азбуку
(На сцене ведущие. Они играют с залом. Презентация к загадкам -см.Приложение)
- Друзья! Давайте вместе вспомним буквы славянской азбуки! Я буду загадывать загадки, а вы продолжите строку (Слайды 2-12 появляются, когда прозвучали ответы)
1.
Раньше азбука у нас
Начиналась с буквы ..? («Азъ»)
2.
С нее начинаются все науки.
А за азом следует ..? («Буки»)
3.
Интересно жить на свете,
Если ведать, знать. Иначе ..? ( «Веди»).
4.
О нашей мудрой азбуке
Наш разговор зашел.
Четвертая буква кириллицы ..? («Глагол»)
5.
В мир неси свое душевное тепло.
Этому нас учит буква ..? («Добро»)
6.
Добрых людей на свете не счесть.
Это утверждает буква ..? («Есть»)
7.
«Пусть сердце милосердным ваше будет», -
К нам обратилась буква ..? («Люди»)
8.
«Размышляйте, думайте,
Помыслы очистите»,-
Призывает каждого буква ..? («Мыслите»)
9.
Творцу, Создателю молитва и поклон.
А по-славянски это буква ..? («Он»)
10.
Мудрым будь и светлым,
Живи в ладу с собой.
Это завещает буква ..? («Покой»)
11.
(Азбука- знаний основа.
Самая заветная в ней буква ..? («Слово»)
- Молодцы, ребята! Знаете буквы славянской азбуки!
Первый разговор об азбуке
(Ведущие)
- А почему буквы стоят именно в таком порядке?
- Потому что славянская азбука - наказ, поучение. И мы сегодня вместе прочитаем это наказ наших предков нам. А начнем мы с аза!
- А что значит аз? И почему говорят «знать азы наук» или «не знать ни аза»?
- Аз - первая буква славянской азбуки. С нее начинается путь каждого человека к грамоте. Потому-то и говорят: Сперва аз да буки, а потом науки.
Аз - значит я. А буки?
- Буки - буква, письмо, грамота.
- Значит, азбука сама представляется: аз, буки - я буква, во мне буквы вашего языка.
- Третья буква кириллицы «Веди». Что это значит?
- Надо вспомнить слова с таким корнем.
- Ведать, разведать, весть, совесть…
- И медведь, и ведьма, и невеста! И еще много интересного может открыть буква «Веди». Главное надо стремиться к тому, чтобы ведать- знать, открывать.
-А «глагол»?
- Глаголить - значит говорить. Но только сначала «Веди», а потом «глаголи»!
- Сначала узнай, а потом говори!
- А чтобы ведать, знать - надо быть грамотным!
- А на Руси к грамоте всегда было особое, уважительное, благоговейное отношение.
- Вспомните, день, когда ребенка отдавали в учение, был особенным, праздничным, и назывался он - день Наума - грамотника (вместе).
IV часть. Сценка «Наум-грамотник» (см. Приложение)
На сцену выходят балалаечники, затем артисты.
V часть. Второй разговор об азбуке
(На сцене ведущие)
-О чем задумался, мыслитель?
-Я понял! Я понял, почему после буквы «Глаголь» идет буква «Добро»! Глаголь Добро! Говори только Добро!
- И добро Есть! Это утверждает азбука!
-А следующие буквы: «Живете», «Зело», «Земля»!
- «Живете» - живите! А как надо жить?
- Зело! - утверждает наша азбука, т.е. очень, сильно, крепко!
-А где так надо жить?
- На земле!
- Этому учат русские народные сказки! Что Добро есть! Что жить надо зело, крепко, основательно, праведно - как жили наши предки! И нам завещали!
- И жить зело надо на своей земле! На Родине!
- На земле твоего рода, твоих предков!
VI часть. Сказочная
(На сцене Иван - крестьянский сын. Текст выступления - см. Приложение 2)
VII часть. Третий разговор об азбуке
(На сцене ведущие)
- А говорят еще, что один в поле не воин.
- Оказывается: и один в поле воин, если по-русски скроен!
- Мне кажется , буква i похожа на воинское копье, разящее зло (ведущий держит в руках табличку с буквой).
- Мне очень нравится эта буква, она еще похожа на свечу! Свеча - символ горения души, творчества, созидания, активного делания добра.
- И если хочешь сделать мир светлей-
Зажги свечу в душе своей! (Последнюю строчку произносим хором)
VIII часть. Песенка «Утренняя молитва» (детский хор, в руках фонарики) - (текст, ноты - см.Приложение).
IX часть. Четвертый разговор об азбуке
(На сцене ведущие)
-А почему Русь назвали Святой?
- Русь назвали Святой, потому что святы были идеалы наших предков!
- Потому, что у нас много святых угодников: Святые воины-богатыри, святые князья, святые иноки.
- И потому, что наши прадеды свято хранили свою веру.
- Они точно знали азбучную истину: Наш Он Покой. «Он» - значит, Бог -Творец, Создатель.
- Ведь и Кирилл с Мефодием взялись за создание азбуки затем, чтобы проповедовать на славянском языке Слово Истины!
- И азбука наша призывает: «Рцы Слово Твердо»! Рцы - значит, «говори», «проповедуй».
- Рцы Слово Твердо, если это Слово веры!
- Рцы Слово Твердо, если это Слово Любви!
- Рцы Слово Твердо, особенно, если это слово о родине, о России.
X часть. Ода России (текст, презентация к оде - см. Приложение)
XI часть. Финал
(На сцене первая группа артистов, которая начинала концерт. Звучит стихотворение)
1.
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
2.
Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый - путь вперед!
Лишь тот народ не погибает,
В ком дух Отечества живет!
3.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
4.
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия, Кирилла
В славянстве будут жить века!
(Звучат первые аккорды финальной песни (текст, минусовка - см.Приложение). Сцена наполняется артистами: группой певцов, танцоров в народных костюмах. Танец и финальная песня исполняется одновременно).
Ведущие:
- Мыслите добро - свет земли родной не погаснет!
-Спасибо артистам за искренность, любовь к слову, интерес к истокам нашим.
-Спасибо зрителям за внимание! И с праздником!
Список источников:
-
Глинкина Л.А. От аза до ижицы. - Оренбург, 2000
-
Духовно-нравственная культура России: православное наследие. Материалы всероссийской научно-практической конференции, выпуск 1. - Челябинск, 2009
-
Сипинев Ю. А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность. - С.П., 1997