Конспект урока русского языка для студентов 1 курса. «Родной край в разных стилях речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка для студентов 1 курса.

Тема: «Родной край в разных стилях речи»

Малая родина - это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.

Е.И.Носов

Цели урока:

- Образовательные

закрепить знания учащихся о понятии «стили речи»

- актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

Развивающие

- закрепить умение определять стиль речи

- совершенствовать умения и навыки работы с текстами различной стилевой принадлежности.

- развивать творческие способности учеников

Воспитательные

- воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

- воспитание чувства патриотизма на материалах краеведческого характера.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Форма урока: урок с элементами интегрирования с краеведением.

Технология: технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал (тексты, таблицы), презентация.

Ход урока

Подготовительная работа

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока сегодня объединяет два предмета: русский язык и краеведение. «Родной край в различных стилях речи», так она звучит Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать со следующих строк:

Две воды губами тонких линий здесь сошлись, где стелется прибой.

Две воды к воде иссини-синей принесли алмазный цвет речной.

Две воды, ты знаешь, по-черкесски, две воды - двух горных речек свет.

Город мой, ловящий моря всплески, две воды. Не знаю их роднее.

Туапсе, обласканный зарей

.Был ты черноморскою Помпеей в дни войны с фашистскою ордой.

В зелени твоей белеют зданья, улицы в простор ведут морской.

Мое сердце с водами твоими никакой водой не разольешь.

И еще раз о Туапсе…

У города Туапсе очень выгодное месторасположение. Он лежит между устьями двух рек - Паук и Туапсе. Это обстоятельство не могло не привлечь к себе людей. Более 300 тысяч лет назад его оценили кочевые племена. Они начали строительство дольменов, которые до сегодняшнего дня вызывают неподдельный интерес туристов. Со старого адыгейского языка слово Туапсе переводится как «местность, которая лежит ниже объединения двух рек».

Смотрите, как можно по-разному рассказать о родном крае. А теперь давайте подумаем, чем похожи и чем отличаются прослушанные вами тексты?

Ученики: Тексты объединяет тема - город Туапсе. Тексты отличаются формой. Один текст - это стихотворение, второй-прозаический отрывок. Также тексты отличаются стилем речи, в котором они написаны. Первый отрывок - стиль художественной литературы, второй - публицистический.

Учитель:А что для вас самое замечательное в нашем родном Краснодарском крае?

(дети отвечают)

Постановка задачи перед группами

Учитель: Теперь вернемся к текстам. Вы верно отметили, что тексты в разных стилях речи. . На прошлых урока мы с вами уже говорили о чертах различных стилей речи, об их внеязыковых и языковых особенностях Сегодня мы с вами поработаем с текстами различных стилей речи, проанализируем их, выделим особенности и рассмотрим средства языка, которые в них используются. А так как анализировать мы будем тексты о нашем крае то, может быть, и узнаем о нем что-то новое.

Сейчас каждая класс разделится на группы, каждая из которых получит текст для анализа и таблицу, которую необходимо будет заполнить. Чтобы заполнить таблицу каждая группа должна будет определить стиль предложенного текста и выделить его основные черты, доказав примерами из текста.

Итак, перед вами таблица, с которой вам предстоит работать. (слайд № )

Функция речи

Сфера общения

Специфические черты

Лексические особенности

Морфологические особенности

Синтаксические особенности





Учитель: На работу каждой группе отводится 10 минут. Затем каждая группа представляет свою работу, а другие группы и учитель ее оценивают.

Задание для первой группы: (текст для анализа)

Люди делятся на тех, кто любит Черное море и на тех, кто воспринимает его как должное. Это конечно же не от невежества, а от недостатка информации, ведь к хорошему привыкаешь очень быстро. На самом деле, Черное море идеально подходит русскому человеку, но чтобы это понять нужно объехать весь мир.

Чтобы по-настоящему оценить мягкий черноморский климат, нужно сгореть пару раз под солнцем Экватора или пожить недельку-другую во влажных тропиках. Чтобы почувствовать, насколько приятны и безопасны черноморские воды, нужно искупаться в океане, где вода настолько соленая, что плавать можно только в очках или с закрытыми глазами (при этом плавать недалеко, акул и остальных "гадов" еще никто не отменял Чтобы оценить нежный вкус черноморской ставридки, нужно попробовать такую же, но выловленную например в Индийском океане… Чтобы заметить красоту и многообразие природы черноморского побережья, нужно съездить в Египет...

Достоинства Черного моря можно перечислять долго, оно действительно прекрасно!

Задание для второй группы: (текст для анализа)

Краснодарский край расположен в юго-западной части Северного Кавказа, 45-я параллель делит его примерно на две равные части. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - с Абхазией. С северо-запада и юго-запада территория края омывается Азовским и Черным морями. Общая протяженность границ края - 1 540 км, из них 800 км по суше и 740 км - по морю.

Наибольшая протяженность края с севера на юг - 327 км и с запада на восток - 360 км.

Краснодарский край занимает площадь 76 тысяч квадратных километров и является самым южным регионом России. В крае проживает свыше пяти миллионов человек, в том числе около 53 % - в городах и 47 % - в сельской местности. Средняя плотность населения - 66,6 человека на 1 квадратный километр.

Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края.

13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея.

Задание для третьей группы: (текст для анализа)

….Я спросил

- Что, бабушка, так разглядываешь меня?

- Дак что разглядываю… Пошто один в избе живешь? Живи у меня …Чаю взогреть или стряпню. Я бы с превеликой охотою…А то во всем дому моем токмо и звуку что ходики.

Что ж мы как тараканы по углам: кажинный по себе. Чай люди-то…

- Спасибо, бабушка. Только уж и перебираться ни к чему - уезжать мне скоро…

- Ну хоть так заходь.

- Так - зайду. А что же сыны - пишут?

- А у меня, батюшко, не сыны, а дочки. Три, и все дочки.

- И тоже в разъезде?

- Одна, старшая в Москве. За инженером замужем. А Ольга за военным, на островах…Ну, а меньшенькая, Августа, при мне все жила. А как заневестилась, тоже полетела искать свою долю… (Е.И.Носов «За горами, за долами»).

Учитель: А сейчас слово нашим рабочим группам.

Ученики: Представляют и защищают свои таблицы и сравнивают их с примерными, которые выполнены в виде слайдов (слайд № )

Публицистический стиль речи

Функция речи

Сфера общения

Специфические черты

Лексические особенности

Морфологические особенности

Синтаксические особенности

Информативная

(сообщение исторических фактов)

Массовая коммуникация

Информативность сочетание логичности с образностью,

эмоциональность

Речевые клише:

вызвало необходимость

Общественно-

политическая лексика: государство, жизненно важные предметы

Фразеологические сочетания: получила большое значение

Эпитеты: замечательная ярмарка, пустынное место

Использование сущ. в Р.п. в роли несогласованных определений: владычество татар, стечение народа.

Предложения с однородными членами:…выз-вало необходимость продажи жизненно важных предметов: холста, сукна.

Предложения с вводными конструкциями:

Коренная ярмарка, по неимению в средней полосе других ярмарок

Предложения с деепричастными оборотами: достигши более обширного развития


Научный стиль речи

Функция речи

Сфера общения

Специфические черты

Лексические особенности

Морфологические особенности

Синтаксические особенности

Информативная

(сообщение объективных обобщенных знаний)


Научная деятельность

Официальность, подготовленность речи, обобщенность и отвлеченность, сжатость изложения.

Наличие терминов: Среднерусская равнина, машиностроение, легкая промышленность,

осадки

Отсутствие личных местоимений 1и 2 лица ед.ч.

Отглагольные существительные: добыча и обогащение, производство.

Отсутствие восклицательных частиц и междометий.

Словосочетание

Сущ+сущ вР.п.

Добыча и обогащение руды

Наличие страдательных конструкций: …

производится оборудование

Предложение с однородными членами: …раз-

вито машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность

Разговорный стиль речи

Функция речи

Сфера общения

Специфические черты

Лексические особенности

Морфологические особенности

Синтаксические особенности

Неформальное

общение участников речи


бытовая

Неофициальность, непринужденность,

эмоциональность,

экспрессивность

Слова с экспрессивной окраской: превеликий, меньшенькая,

чай люди-то

Диалектная лексика: пошто, ходики, стряпня

Разговорные и диалектные варианты различных грамматических форм: заходь, токмо, батюшко

Использование формы диалога.

Преобладание простых и неполных предложений: Ну хоть так заходь.

И тоже в разъезде?

Использование свободного порядка слов:

А что же сыны-пишут?

Учитель: Теперь давайте попробуем оценить работу каждой группы.

Ученики: Высказываются и оценивают работу каждой группы.

3. Творческое задание

Учитель: Итак, мы сегодня уже говорили о нашей малой родине, о ее пейзажах и любимых местах, о творчестве. А теперь подумайте, какой жанр литературы каждого из нас с самого детства связывает с устным народным творчеством?

Ученики: С устным народным творчеством нас связывает сказка.

Учитель: Вы совершенно правы, именно со сказки, можно сказать, начинается наше знакомство с литературой вообще. И сегодня мы с вами попробуем себя в роли сказочников. Каждая группа сейчас попробует написать сказку, вернее пересказать всем известный сказочный сюжет в том стиле речи, над которым группа работала. Итак, сказка «Курочка Ряба» в научном, публицистическом и разговорном стиле речи.

(на работу отводится 10 мин.)

Ученики: Представляют свои варианты сказок.

Возможные варианты сказок.

1) Как сообщает наш корреспондент в деревне Верхние Васюки произошёл интересный случай. На подворье Марии и Ивана Ивановых курица Ряба снесла золотое яйцо. Что это, чудо, или каприз природы? Учёные, анализирующие происходящее пока не могут дать ответ на этот вопрос. Необходимо отметить , что яйцо отличается необыкновенной прочностью : его не смогли разбить ни дед ,ни бабка , ни группа учёных . И только мышка , пробегавшая по лабораторному столу, махнула хвостиком , яйцо упало и благополучно разбилось . В связи с этим дальнейшие исследования пока приостановлены. Курица же, утомленная повышенным вниманием, золотых яиц пока больше не несёт. Редакция будет следить за дальнейшим развитием событий и информировать обэтом своих читателей.

2) Из доклада ученой комиссии ...

Нами рассмотрен и проанализирован случай снесения золотого яйца курицей Рябой в селе Верхние Васюки на подворье бабы и деда Ивановых. Проведенные исследования доказали, что оболочка яйца состоит из химического элемента Au (золото), а также показали его особую прочность: все попытки разбить данный природный образец не привели к результату. И только лабораторная мышь, зацепив его хвостом, смогла добиться разбиения. Внутренний состав яйца растекся по полу, что привело к невозможности дальнейших исследований. Исследования приостановлены в связи с отсутствием объекта исследования (курица не несет больше золотых яиц).

3) -Ой, Петровна, послушай - ка, у Ивановны - то , слыш - ка

курица золотое яйцо снесла

- Это кака курица -то Пеструшка или Рябушка?

- Да та, которая Ряба.

- Они уж с дедом яйцо били-били, да никак. Они его уже и об пол, и об стол. А скорлупа так огнем и горит, так и сверкает

- Прям чудо ты рассказываешь, побегу, посмотрю…..

- Ух, Николаевна, уж была, уж видела

- Дак сидят бабка с дедом да слезами обливаются.

- А что случилось -то?

- Да мышка бежала, хвостиком махнула, яйцо - то упало и разбилось

- Вот беда- то, беда!

- Но Рябушка их жалеет, ходит вокруг, кудахчет, уж два простых яйца снесла…

Учитель: Итак, у какой группы получилось самое удачное произведение? Какой группе удалось выдержать свое произведение в предложенном стиле речи?

Ученики: Оценивают произведения друг друга.

Рефлексия

Учитель: А теперь каждая группа попробует подумать над тем, что на сегодняшнем уроке вы узнали нового, чему научились, что было интересного?

Ученики: Сегодня мы узнали новые факты из истории родного края, научились

анализировать тексты различных стилей речи, видеть особенности разных стилей,

выделять их попробовали создавать тексты различных стилей. Особенно интересно было

находить необычный подход к уже известному сказочному сюжету и творчески

перерабатывать текст.

Домашнее задание

Учитель: а теперь переходим к домашнему заданию. Четыре- пять человек из класса

(наиболее слабые) получают тексты, которые они должны будут проанализировать с

заполнением таблицы, которая заполнялась в классе (тексты стилей речи, которые в классе не прорабатывались). Они должны будут представить свои работы на следующий урок. Все остальные пишут творческие работы, темы предлагаются на выбор: «Путешествие по Курскому краю» (в виде путевых заметок или очерка, публицистический стиль), «Однажды в Курске» (рассказ, литературно-художественный стиль), «Статья о Курске» (для энциклопедии или Интернет - сайта, научный стиль)

Учитель: Урок закончен. Всем спасибо за работу. Мне с вами было сегодня интересно работать на уроке.

Конспект урока русского языка и культуры речи для студентов 3 курса.

Тема урока: « Трудности правописания и употребления имен существительных и прилагательных»

Вид урока: комбинированный

Технология : технология проблемного обучения

Задачи урока:

-образовательные: формировать у студентов умения самостоятельно находить и осознанно воспринимать и использовать информацию, умения работать над редактированием текста. Повторить и закрепить знания об особо сложных орфограммах в именах существительных и прилагательных, формировать умение создавать письменное и устное высказывание, умение работать со словарями.

-развивающие: работать над развитием речи, развивать у учащихся интерес к слову , орфографическую зоркость и языковое чутье, развивать творческие способности студентов

-воспитательные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, воспитывать чувство позитивной оценки и самооценки.

Оборудование: учебные пособия, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

Часть занятия

Содержание деятельности

Примечания

1 этап:

оргмомент



2 этап:

Мотивационный















3 этап:

Проверка домашнего задания







4 этап:

Закрепление

Знаний









5 этап:

Изучение нового материала.

Постановка проблемы.









































































































































































































6 этап.

Работа со словарями и справочниками. Решение проблемы.













7этап.

Рефлексия.

8 этап.

Домашнее задание.

Приветствие, проверка готовности к занятию.







Сегодня наше занятие будет посвящено трудностям правописания и употребления имен существительных и прилагательных. Цель нашего занятия повторить орфограммы в именах существительных и прилагательных Мы должны научиться видеть трудности, которые возникают при употреблении этих частей речи и, используя пособия и словари, находить ответы на свои вопросы и употреблять их правильно.

Итак, дома вы должны были, пользуясь любым учебником русского языка или иным учебным пособием, повторить правила правописания имен существительных и прилагательных и обобщить данный материал.

Первый вариант вставляет пропущенные буквы:

Подошел к землянк…, играть на роял…, побывать в Африк…,в Инд…., в Европ…, спросить у Мари… Ивановн..,

убедиться в надежной гарантии…, в картинной галере…

Второй вариант исправляет ошибки:

Опытный каменьщик, пристарелый извозщик, искусный резчик, орешик хорошь, охотничьий домик, изюменка в булке, новое платьеце.

Первый вариант исправляет ошибки: январьский, октябрьский, ветренный, уродлевый, стеклянный, низский, молодетский, крупитчетый.

Второй вариант вставляет буквы:

Берег бурн..й реки, утренн.. туман, флот…кий борщ, оклад…стая борода, юн…ый спортсмен, оловя….ая ложка,засушл…вый.

Правописание имен существительных и прилагательных мы с вами повторили. Теперь переходим к более сложному этапу работы. Для этого мне необходимо разделить вас на группы. Каждая группа получить текст для работы. В тексте необходимо будет вставить пропущенные буквы, возможно, какие-то слова вызовут у вас определенные затруднения. По итогам работы над текстом каждая группа заполняет таблицу.

Пишу уверенно.Знаю

Сомневаюсь

Оценивать работу каждого в группе будет ее капитан. Оценки выставляются в зависимости от степени участия членов группы в ее работе.

1 текст:

В книг… помеще…ы фотографии, рассказывающ… о первой женщин..-(космонавте-космонавтке). От нашего Пет.., больш… сладкоежк…, конфеты не спрячешь. Сокрушительн…. фиаско ждет нашу команду. Российск… МЧС проводил… учения, где он впервые увидел современн… автомобиль-амфибию. На окне она увидела нов… тюль.

2 текст:

Сторож… - такой профессии… теперь нет, теперь их называют охра…иками. Потеря…… вчера туфля был.. обнаружен.. под кроватью. Теперь из нашего окна видны не деревья, а корпус… нового дома. На ж…рдочк… в клетк.. сиде… пестр.. какаду. На занятиях не было студентов Иванюк… и

3 текст:

Мы собирали грибы не в лес…, а у нас на огород…, так их было много. Ему предл…жили роль в «Лес…» Островского. Мы с подругой решили выпить по чашк… ча… В этом году мы собрали у себя на огорд… двадцать килограмм…. помидор…. На ужин была гигант…кая тарелка макарон… .

4 текст:

Партия отложе….а в более лучшем пол..жении для белых. Март был на редкость ветре…ый, холодный, дождлив. Ученик был спосо(бен-бный) к метематик… . Отряд партизан…, в котором был мой дедушка, был окружен. На Земле существуют разные кл…матически… пояс… .

Таблица 1 группы

Пишу уверенно. Знаю

Сомневаюсь

В книге(П.п. 1скл.)

Помещены(кр.пр.)

Рассказывающие(какие?)

Женщине(П.п. 1 скл)

Пети (Р.п. 1 ск.)

Космонавт-космонавтка(ж.р. м.р?)

Сладкоежка (род?)

Фиаско (род)?

МЧС (род?)

Автомобиль-амфибия (род)?

Тюль(род?)



Таблица 2 группы

Пишу уверенно. Знаю

Сомневаюсь

Охранник(охрана+ник)

Потерянная(прич с прист)

Обнаружена(кр.прич)

Жердочке(жердь,П.п. 1скл.)

Клетке(П.п. 1 скл.)

Туфля(род?)

Корпус(А-Ы?)

Какаду(род?)

Сторож(А-Ы?)

Иванюк(А)?



Таблица 3 группы

Пишу уверенно. Знаю

Сомневаюсь

Огороде(П.п. 2скл.)

Предложили(лаг-лож)

Чашке(П.п.1 скл.)

Гигатская(не от сущ нак,ц,ч)

Лес(е-у)?

Ча(я-ю)?

Килогра(м-мов)?

Помидо(р-ров)?

Макар(он-онов)?



Таблица 4 группы

Пишу уверенно.Знаю

Сомневаюсь

Отложена(кр.прич.)

Положение(лаг-лож)

Ветреный(Искл.)

Математике(Д.п. 1скл.)

Климатические(климат, какие?)

Холодный. Дождлив?

Спосо(бен-бный)?

Партиза(н-нов)?

Пояс(ы-а)?



Общие выводы:

Трудности возникают при определении рода имен существительных, при употреблении окончаний множественного числа имен существительных, в окончаниях существительных м.р. ед.ч в Р.,П.п, сущ мн ч в Р.п. . При употреблении имен прилагательных трудности возникают при употреблении полной и краткой формы и простой и составной форм степеней сравнения прилагательных.

Теперь каждая из групп, используя пособия и словари ,даст ответ на вопросы

1 группа:

Как решить вопросы, связанные с трудностями употребления существительных общего рода, определения рода сложных слов, несклоняемых существительных?

2 группа:

Трудности употребления рода существительных, обозначающих животных, неодушевленных существительных, собственных существительных?

3 группа:

Трудности, связанные с категорией числа и падежа и их преодоление?

4 группа:

Трудности, связанные со склонением собственных существительных и с употреблением имен прилагательных?

Работая со словарями и справочниками, студенты выбирают правильное употребление сомнительных вариантов, отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения, выполняют записи в тетрадях. На основании сделанных выводов редактируются тексты.

1 текст:

В книге помещены фотографии, рассказывающие о первой женщине-космонавте. От нашего Пети, большого сладкоежки, конфеты не спрячешь. Сокрушительное фиаско ждет нашу команду. Российское МЧС проводило учения, где он впервые увидел современный автомобиль-амфибию. На окне она увидела новый тюль.

2 текст:

Сторож… - такой профессии… теперь нет, теперь их называют охранниками. Потерянная вчера туфля была обнаружена под кроватью. Теперь из нашего окна видны не деревья, а корпуса нового дома. На жердочке в клетке сидел пестрый какаду. На занятиях не было студента Иванюк.

3 текст:

Мы собирали грибы не в лесу, а у нас на огороде, так их было много. Ему предложили роль в «Лесе» Островского. Мы с подругой решили выпить по чашке чаю. В этом году мы собрали у себя на огорде двадцать килограммов помидоров На ужин была гигантская тарелка макарон .

4 текст:

Партия отложена в лучшем положении для белых. Март был на редкость ветреный, холодный, дождливый. Ученик был способен к метематике. Отряд партизан, в котором был мой дедушка, был окружен. На Земле существуют разные климатические поясы .

Итак, что нового вы узнали на занятии? Какие виды работы были вам особенно интересны?



  1. Закрепление теоретического материала, изученного на уроке.

  2. Найти в произведениях художественной литературы, в публицистике примеры употребления трудных существительных и прилагательных.

  3. Создать небольшой текст с подобными словами.



























Студенты выступают с презентациями.



Слайд с заданиями и ответами на интерактивной доске.









Тексты раздаются группам.





















Таблицы представляются на ватмане.































Каждая группа имеет словари и справочники.



Тексты представлены на интерактивной доске.





© 2010-2022