Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№8»








Конспект

урока литературы в 9 классе

«Ф. И. Тютчев. Стихотворение

«Что ты клонишь над водами…»

Эмоциональное богатство русской поэзии»





Подготовила и провела

Джаппарова С.К.

учитель русского языка и

литературы





Нижнекамск

Март, 2016г.

Запись на доске:

Федор Иванович Тютчев

(23 ноября 1803 - 15 июля 1873)

Русский поэт, публицист, дипломат

Эмоциональное богатство русской поэзии»

«Что ты клонишь над водами». «Фонтан»

Цель урока:

1.Познавательная:

- Учащиеся продолжают знакомство с произведениями Ф.И.Тютчева.

- Продолжить работу по обучению школьников выразительному чтению.

2.Развивающая.

- Развивают понятие о философской лирике, представления о видах (жанрах) лирических произведений.

- Романтический характер лирики Тютчева. Образ автора в поэзии Тютчева.

- Отрабатывают понятия: стихотворная речь, ритм, стих, размеры стиха, рифма, строфа;

- Закрепляют изобразительно - выразительные средства языка.

- Развивают культуру речи учащихся, логическое мышление, умение делать выводы.

3.Воспитывающая:

- Воспитывать любовь к чтению и литературе, развивать интерес к поэзии.

- Воспитывать любовь к природе, заботливое, бережное отношение к ней.

Оборудование: Портрет поэта, сборник его стихотворений «Весенняя гроза», Тула 1984 г.

Методы работы: диалоговый, самостоятельная работа, частично - поисковый.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок - практикум

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. . .

(Ф. И. Тютчев)

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем знакомиться с романтическими традициями в литературе. Сегодня мы будем находить, узнавать эти традиции в лирике поэта XIX века Ф.И. Тютчева, в его стихотворениях «Что ты клонишь над водами...». Будем применять на практике ваши знания по теории литературы, анализировать лирические произведения, отрабатывать навыки написания эссе.

2) Краткий рассказ о поэте и его творчестве. (Сообщение заранее подготовленных учащихся. (Один рассказывает о биографии поэта, другой об основных этапах творчества) «Ты сделал замечательное сообщение! Тебя было очень интересно слушать».

3) Особенности поэзии Тютчева. (Сообщение учителя. Учащиеся делают записи в тетрадях.)

- Исключительно тесная связь между стихотворениями; каждое воспринимается на фоне других: настойчиво повторяющиеся темы, образы, словосочетания создают впечатление исключительной цельности его творчества, тесной связи между его стихотворениями.

- При этом единстве поэзия Тютчева в то же время является поэзией контрастов и антитез, поэзией романтики.

- С тех пор, как Тютчева стали ценить, его всегда называют поэтом природы и философской думы.

Природа в поэзии Тютчева играет первенствующую роль, является основным объектом художественных переживаний.

В стихах Тютчева находит выражение глубокая любовь поэта к природе, жажда «слияния с ней».

Природа живет у него цельной жизнью, ибо у неё нет сознания, памяти, для неё нет прошлого и будущего. (стр. 364)

Поэзия Тютчева - это поэзия мысли.

Тема и цель урока объявляется учителем, записи в тетради. Проверка готовности к уроку. Мотивационный момент.

Вступительное слово учителя. Тема урока "Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" (Восприятие. Истолкование. Оценка. )

Далее предлагается осмыслить тему, выделить ключевое слово, дать его толкование.

Анализ - исследование текста стихотворения.

Сообщение темы и цели урока

- Мы продолжаем приобщаться к искусству слова, богатству русской литературы. На данном уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта XIX века Ф. И. Тютчева, познакомимся с его стихотворениями «Что ты клонишь над водами…», «Фонтан» - образцами мировой словесной культуры. Закрепим знания о видах (жанрах) лирических произведений. Будем отрабатывать понятия: стихотворная речь, ритм, стих, размеры стиха, рифма, строфа; закрепим знания об изобразительно - выразительных средствах языка, будем находить их в стихотворениях Ф.И. Тютчева и выявлять их роль в произведении. А также в ходе урока мы будем развивать культуру речи, логическое мышление, умение делать выводы.

Слово учителя о поэте.

Когда-то Тургенев уверял, что "о Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии".

Вся жизнь Тютчева - в его стихах. С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева (возможно, дети вспомнят самые известные строки поэта):

Зима недаром злится
прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора…

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом

Совсем не случайно то, что все эти стихи о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире.

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.(рассаживаются в 4 группы, кто, в какое время года родился)

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы.

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия - земля и небо, они же - главные персонажи, гроза - это их сложные и противоречивые отношения. Она нас выслала вперёд!»

Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветры тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилось из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил её поля.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Чтение стихотворений уч-ся, анализ (по группам)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Изучение нового материала.

4) Работа над стихотворением Тютчева «Что ты клонишь над водами», 1836 год.

Задание №1. Прослушивание стихотворения Ф. И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…"

Ответьте на вопрос, какие ассоциации возникли у вас при чтении стихотворения?

Что ты клонишь над водами
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами
Словно жадными устами
Ловишь беглую струю?

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей,
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой …

(возможны поверхностные ответы, т. к. дети при первом знакомстве с произведением увидели только пейзажную зарисовку: склоненная над водой ива, многие представляют под словом "вода" ручей, реку, водопад Учащиеся обращаются к иллюстрациям, указывают на те, которые, по их мнению, отражают возникшие ассоциации. ) Уч-ся отмечают, что произведение небольшое по объему, состоит из двух восьмистиший; изображено состояние природы и состояние человека в определенный момент жизни)

б) Беседа с классом. Вопросы на восприятие.

- Понравилось ли стихотворение?

- Какова его тема? (родная природа)

- Какова его идея? (единство человека и природы)

- Каким вы увидели автора этого стихотворения? Что узнали о нём?

- Какие выразительно - изобразительные средства использует автор и для чего?

Эпитеты: дрожащими (листами)

жадными (устами)

беглую (струю)

Сравнения: Словно жадными устами

Олицетворение: листок томится и трепещет,

струя бежит и блещет

солнце нежась, блещет и смеётся

Метафора: ива ловит

в) Докажите, что это стихотворение.

- Стихотворная речь членится на отрезки, разделяемые при чтении паузами и повторяющимися в известной системе.

- Стихотворный ритм - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

- Рифма: водами

листами

устами

2;5 свою - струю - (неточные)

1;3;4 трепещет - плещет - блещет - (точные)

- Какие из этих рифм точные, а какие неточные, почему?

- Сколько строф в этом стихотворении? Что такое строфа? (Строфа - это часть стихотворения, группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом, порядком рифм.)

- Какая рифма в этих строфах? Почему? (перекрестная).

Г) Поэтический синтаксис.

- Какие предложения по цели высказывания использует автор? Для чего?

- С какой целью использует однородные члены предложения, обращение?

Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают 2-3 человека).

Коллективная работа (для сильных уч-ся)

Цель: при помощи детального анализа произведения выяснить его идейно-смысловое содержание. Подготовить рабочие записи для самостоятельной письменной работы.

Настроение стихотворения? Какие слова своим смыслом создают настроение?

В стихотворении царит настроение грусти, печали, недоумения, иронии. Интонация стихотворения характеризуется сочетанием экспрессивной лексики и тона спокойных и серьезных размышлений.

Как выражается настроение в стихотворении?

- Как оно построено?

- Как вы думаете, почему стихотворение разделено на две строфы? Какую роль играет вопрос в первой части и получаем ли мы на него ответ во второй?

- Как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы)



- Какие приемы использует автор?

- Как объяснить обращение к иве как к живому существу, очень похожее на традиционное для русского фольклора?

Настроение меняется на протяжении стихотворения

Композиционно стихотворение делится на строфы.

В 1-ой строфе говорится о "иве", во 2-ой - о "струе". Эти два лирических образа находятся во взаимодействии: ива склонилась над водой…

Каждая строфа из себя представляет пятистишие (квинтет), в нем рифмуются строки в следующем порядке: первая, третья и четвертая строка рифмуются между собой, а вторая - с пятой.

Четырехстопный ямб, в каждой строке присутствует пиррихий. По расположению ударений наблюдается рифма мужская (2, 5 строка) и женская (1, 3, 4 строки). По расположению в строках перекрестная рифма сочетается с парной (3, 4 строка).

Из приемов звукописи активно используется аллитерация. Если принять во внимание наиболее часто повторяющиеся согласные, то обнаруживается следующая закономерность. Повтор Ш ( [ што], клонишь, макушку, ловишь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет), [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, в этой части воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. В строке "Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей…" слышен лепет ручейка в этом шепчущем повторе "хоть". Эпитеты, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета: дрожащими листами или одно из впечатлений о предмете, беглая струя, жадными устами - используются только в 1-ой строфе при описании образа ивы. Там же мы видим и олицетворение - изображение неодушевленного предмета как одушевленного: ива "ловит", "устами", струя "беглая", "бежит", "смеется", лист "томится". В первой строфе преобладают существительные и прилагательные, во второй - глаголы. Первая строфа состоит из двух вопросительных предложений, вторая - из одного сложного предложения с несколькими рядами однородных членов - сказуемых. В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. Такой прием часто называют одушевлением. Но здесь перед нами особый случай. Одушевление как художественный прием есть не что иное, как разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева - это не художественный прием, а философское убеждение.

Вывод: какова тема и идея стихотворения?


Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

- Откуда это непреходящее чувство грусти оттого, что так и не удается иве коснуться вечно бегущего куда-то потока? Откуда это непреходящее чувство грусти оттого, что так и не удается иве коснуться вечно бегущего куда-то потока?



- Почему струя смеется над ивой? Как антитеза помогает разграничить временное и вечное в стихотворении Ф. Тютчева?

"Ива" и "струя" расстаются с ролью детали пейзажа и приобретают статус знаков, за которыми стоит целое явление в создаваемом автором мире. В склонении ветвей , в данном случае "макушки" традиционно содержатся два смысла - стремление защитить и преклонение перед чужим горем.

Следовательно, ива - знак страдания всеобщего, безмерного и сострадания. Образ ивы ассоциируется с жизнью человека: "белая" полоса чередуется с "черной", невзгоды с радостями. Но человек не должен склонять голову (макушку) перед жизненными проблемами. В данном случае слово "макушка" с ударением на первом слоге является однородным со словами "маковка" (церкви), которая устремлена в небо, в вечность.

Второй образ " над водами" (с ударением на первом слоге) представляет из себя символ "времени", столь безжалостного над человеком: каждый день, каждая секунда приближает человека к единственно возможному концу - смерти. Как бы человек не пытался "словить жадными устами" бегущую струю, но она "смеется над тобой…". Время- это категория вечная, постоянная, жизнь человека - категория непостоянная, частичка вечного.

Настоящее время глаголов, имеющих значение движения, активного действия, указывает на постоянство данного явления - течения времени.

Написать сочинение - эссе «Какие мысли и чувства вызывает стихотворение Ф.И. Тютчева». (Напоминаю о правильной посадке учащихся во время творческой работы)

А) Самостоятельная работа учащихся на 5-7 минут. (Зарядка для глаз)

Б) Чтение эссе учащимися. Обсуждение работ учащихся. Отметка и комментарии

4. Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор) Тютчева, которое анализировали на уроке.

5. Итог урока.

- Как вы понимаете «философская лирика»?

- Романтический характер лирики Тютчева. В чем Вы увидели романтизм?

Выставление отметок в дневники учащихся

© 2010-2022