• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Творческое эссе о роли чтения русской литературы в моей работе учителя русской словесности «С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лиш

Творческое эссе о роли чтения русской литературы в моей работе учителя русской словесности «С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лиш

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческое эссе

о роли чтения русской литературы

в моей работе учителя русской словесности

«С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми.

Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых

избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни».

(Людвиг Фейербах)

Вот уже 27 лет я выполняю роль «проводника» для своих учеников- «путников» в духовном мире литературы (родной - русской и зарубежной). И как все же приятно мне, учителю русской словесности самой обычной украинской сельской школы, поговорить о работе с Книгой, которая помогает мне открыть для своих учеников неповторимый, глубокий и тонкий мир русской литературы. Ведь этому посвящена вся моя педагогическая деятельность филолога-словесника! На мой взгляд, эта миссия очень непростая. И «тернии»…через которые приходится пробираться…

Когда я захожу в класс к своим ученикам-«пятиклашкам», понимаю вот что: моих воспитанников уже научили читать в начальной школе, а вот что читать на русском языке - это уже тот отбор, который должна помочь осуществить я своим каждодневным трудом учителя литературы. Здесь самое главное - «не переборщить», помнить, что всему своё время. Ведь мои ученики, прежде всего должны понять и «принять» произведение… Вспоминается случай из жизненной практики: моя дочь очень рано стала заниматься музыкой (были очень хорошие задатки). Но через два года, в шестилетнем возрасте, выучив уже все «азы» фортепианной музыки, наотрез отказалась посещать занятия. Как оказалось позже, виноват в этом был учитель музыки: в таком раннем возрасте ребенка заставляли разучивать очень сложные музыкальные произведения - вместо детских песенок и мелодий ей приходилось играть «Реве та стогне Дніпр широкий, сердитий вітер завива…». Никакие уговоры и просьбы результата так и не принесли - музыка была заброшена. Поэтому первое правило, которым руководствуюсь - произведения для прочтения и дальнейшего анализа должны соответствовать возрастным потребностям моих учеников. Тогда каждый из них «проживет» жизнь вместе с его героями. И это будет и познавательно, и поучительно. Это как выбрать себе в друзья, в хорошие приятели сверстника: и поговорить с ним обо всем можно, и интересы всегда общие найдутся, и задушевные беседы по ночам состоятся. Именно «приятелей»… тех, с которыми приятно, уютно, спокойно… Тех, к кому вернёшься потом ни один раз на своем жизненном пути, кого посоветуешь своим детям, внукам…

На каждом уроке литературы я утверждаю, что человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Я окружаю своих учеников множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги. Я хочу, чтобы хорошая добрая книга помогала им совершенствоваться. Стремлюсь, чтобы они волновались, увидев перед собой стопку нових книг, читали не торопясь, не теряли ни одной капли драгоценного содержания. Чтобы при прочтении душа их волновалась, жаждала обновления, стремилась к счастью…Это еще одно из правил в моей работе учителя русской словесности.

Мне очень радостно на душе, когда кто-то из моих воспитанников, посещая библиотеку, выбирает книгу, уже прочитанную ранее. Значит защепила, значит заставила к себе вернуться, заставила «себя пережить заново». А еще приятнее, когда после «знакомства», например, с романом «Накануне» или рассказом «Ася», все мои девчонки из девятого класса идут в библиотеку «за Тургеневым» и по утрам приходят в школу с заплаканными, красными от бессонницы глазами. У многих из них нет близких подруг, с родителями не все всегда откровенны. А с книгой «все просто и понятно».: она посоветует, научит, выслушает, как самая сокровенная подруга.

Русская классика безупречна, и есть из чего выбрать - по душе, по настроению, по темпераменту… Фаина Георгиевна Раневская называла Пушкина своим «любовником». Я хочу, чтобы мои ученики нашли, сумели найти для себя, выбрали верных друзей из «всемирного литературного потока» на всю жизнь. Сумели отобрать и… довериться. Найти таких душевних собеседников, чтобы каждый день стремиться к встрече с ними, ждать новых задушевных разговоров с книгой обогащающей, воспитывающей, волнующей…

Поистине, книги способны увлекать, как и люди, «привязывать» к себе «всеми силами души своей…»



© 2010-2022