Рабочая программа по русскому языку 9 класс УМК С. И. Львовой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с.Красноармейское

Калининского района Саратовской области»

«Согласовано»

Руководитель УМО

_____________/Васина О.А./

Протокол № _ от

«___» __________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ «СОШ с. Красноармейское »

_____________/Никитина Е.В/

«__» _____________ 2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ с. Красноармейское »

_____________/Кравцова М.А./

Приказ № _ от «__» ________ 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кравцовой Марины Александровны,

учителя 1 категории

Мбоу «Сош с. Красноармейское

Калининского района Саратовской области»

по русскому языку

9 класс



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от __ августа 2015г.





2015-2016 уч. год




2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание программы соответствует Обязательному минимуму образования по русскому языку для основной школы, Требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, действующему Базисному учебному плану , основным положениям Концепции образовательной области «Филология» (2000 г.), а также основным идеям, заложенным в Проект государственного образовательного стандарта по предмету «Русский (родной) язык» (2004 г.).

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) автора - составителя С.И. Львовой: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ ( авт. - сост. С.И. Львова). - 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2008.

Особенностью данной программы является ее ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и оригинальную структуру программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Проведена идея дифференциации программного материала. Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и истории русистики, включении сведений о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; календарно - тематическое планирование; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе - 68 часов.

Преподавание предмета ведётся на основе учебно-методического комплекса по русскому языку: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений./ С.И.Львова, В.В.Львов. - 5-е изд., стер. - М.: «Мнемозина», 2012.

Учебник 9 класса состоит из следующих элементов:

I часть.

Повторение изученного в 5-8 классах. Текстоведение. Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 5-9 классах. Приложение.

II часть.

Справочные материалы и учебные словари.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:


  • Русский литературный язык.

  • Повторение изученного в 5-8 классах.

  • Сложносочиненное предложение.

  • Сложноподчиненное предложение.

  • Бессоюзное сложное предложение.

  • Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

  • Синтаксические конструкции с чужой речью.

  • Повторение изученного в 5-9 классах .

Срок реализации программы: данная программа рассчитана на изучение русского языка в течение одного учебного года

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).





3.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе на:

Уроки

Уроки развития речи

Контрольные работы (количество часов)

1.

Русский литературный язык

2

2



2.

Повторение изученного в 5-8 классах

10

9

1


3.

Текстоведение

6

5


1

4

Синтаксис и пунктуация.

46




4.1

Сложное предложение

40




4.1.1

Понятие о сложном предложении

1

1



4.1.2

Сложносочинённое предложение

6

4

1

1

4.1.3

Сложноподчинённое предложение

24




4.1.3.1

Сложноподчинённое предложение с одной придаточной частью

21

19

2


4.1.3.2

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

3

2


1

4.1.4

Бессоюзное сложное предложение

6

5


1

4.1.5

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

3

3



4.2

Синтаксические конструкции с чужой речью

6

4


2

5.

Повторение изученного в 5-9 классах

4

4




ИТОГО

68

58

4

6





3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Русский литературный язык (2 часа)

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

Виды лингвистических словарей (обобщение).

Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура Поведения человека.

*Понятие экологии языка.

Повторение изученного в 5 - 8 классах (10 часов).

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

Текстоведение (6 часов).

Текст и его признаки (обобщение).

Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала и др.

Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.

*Анафора как риторическая фигура речи.

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление).

Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения.

Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю.

Основные требования к публичному выступлению.

Чтение и изложение текста (подробное и сжатое)

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.

Синтаксис и пунктуация (46 часов).

Сложное предложение - 40 часов

Сложное предложение как единица синтаксиса - 1 час

Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

Сложносочиненные предложения - 6 часов

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то).

Сложноподчиненные предложения - 24 часа

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.

Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки).

*Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике.

*Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными.

Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.

Бессоюзные сложные предложения - 6 часов

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1)со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи - 3 часа

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

Синтаксические конструкции с чужой речью - 6 часов

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь.

*Несобственно-прямая речь

Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.

Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам ... , как писал ... ). Основные требования к цитированию.

Повторение изученного в 5-9 классах (4 часа).












6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Подготовка к ГИА

Дата проведения

план

факт


Русский литературный язык

2



1

Русский литературный язык

1

Комбинированный

Работать со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи.

Работать с онлайн-словарями.

Анализ текстов, работа с этимологическим, толковым, орфоэпическим и др. словарями

Иметь представление о русском языке как о национальном языке русского народа.

Уметь использовать рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации

9.1

9.2

9.3

9.4

10.1

6.17

7.19

2

Культура речи

1

Комбинированный

Находить ошибки разных видов в устной и письменной речи

Анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка.

Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики, об основных задачах этого раздела;

Иметь представление о русском литературном языке как языке нормированном;

Знать основные виды нормы русского литературного языка и использовать их в устной и письменной речи.

9.1

9.2

9.3

9.4

10.1

6.17

7.19


Повторение изученного в 5 - 8 классах

10




Фонетика, словообразование, лексика

3



3

Фонетика

1

Комбинированный

Проводить фонетический, орфоэпический, морфемно- словообразовательный, лексический, морфологический анализ слов.

Работа с деформирован­ным текстом, тест, взаимопроверка. самопроверка

Иметь представление о фонетике как разделе лингвистики;

Уметь проводить фонетический анализ слов.

1.1

1.2

6.2

6.3

6.4

6.17

4

Морфемика и словообразование

1

Комбинированный

Работа с деформирован­ным текстом, тест, взаимопроверка, самопроверка

Иметь представление о морфемике и словообразовании как разделах лингвистики;

Знать виды морфем, основные способы словообразования;

Уметь проводить морфемно- словообразовательный разбор слов.

3.1

3.2

3.3

3.4

6.17

5

Лексикология как раздел лингвистики

1

Комбинированный

Работа с деформирован­ным текстом, тест, взаимопроверка, самопроверка

Иметь сведения о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем лексическое значение слов;

Уметь использовать слова в соответствии с их точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

Иметь представление о крылатых словах.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

6.17

7.19


Грамматика: морфология и синтаксис

2



6

Морфология и синтаксис как части грамматики

1

Комбинированный

Проводить морфологический разбор слов, синтаксический и пунктуационный

разбор предложений изученных конструкций.

Работа с деформирован­ным текстом, тест, взаимопроверка, самопроверка

Знать сведения о частях речи в русском языке;

Иметь представление о словосочетании и предложении как основных единицах синтаксиса;

Иметь представление об основных видах связи между словами в словосочетании.

4.1

4.2

4.3

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

6.17

7.19

7

Предложение как единица синтаксиса

1

Комбинированный

Работа с деформирован­ным текстом, тест, взаимопроверка, самопроверка

Иметь представление о взаимосвязи интонационного и смыслового анализа и развивать умение учащихся проводить интонационный и смысловой анализ предложения;

Уметь опознавать односоставные предложения и проводить их синтаксический анализ;

Знать конструкции, осложняющие структуру простого предложения

Уметь проводить синтаксический анализ простого осложнённого предложения.


Правописание: орфография и пунктуация

5



8

Орфография

1

Комбинированный

Проводить орфографический анализ текста.

Делать элементарный этимологический комментарий к исконно русским и

заимствованным словам на основе учебного этимологического словарика.

Фронтальная, индивидуальная работа,

Работа с деформирован­ным текстом, тесты, выполнение упражнений, взаимопроверка, самопроверка, различные виды диктантов

Знать основные правила русской орфографии;

Уметь выбирать правильное написание гласных в корнях слов;

Уметь выбирать слитное и раздельное написание слов.

6.1

6.5

6.6

6.7

6.9

6.10

6.14

6.15

6.17


9

Правописание не с разными частями речи

1

Комбинированный

Иметь представление о связи этимологии и орфографии;

Знать правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи и уметь выбирать правильное написание.

6.11

6.12

6.13

6.16

10

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях

1

Комбинированный

Уметь выбирать слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи; Уметь выбирать правильное написание при проведении орфографического анализа текста.

6.8

6.17

7.19

11

Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

1

Комбинированный

Проводить пунктуационный анализ текста

Знать элементы, осложняющие структуру и семантику простого предложения.

Уметь пунктуационно оформлять простое осложнённое предложение;

Уметь правильно оформлять на письме простые осложнённые предложения.

5.7

5.12

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.8

7.9

7.19

12

Р/р. Сжатое изложение (обучающая работа - упр. 141)

1

Урок развития

речи

Устно и письменно излагать

(подробно и сжато) прочитанный или прослушанный текст.

Изложение

Уметь использовать различные приёмы сокращения в процессе краткого письменного изложения.

Уметь использовать разные способы сжатия (компрессии) текста.

8.5

8.6

11

Сжатое изложение


Текстоведение

6



13

Текст и его признаки

1

Комбинированный

Проводить текстоведческий анализ текста: определять тему текста, основную

мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидности языка и стилю речи, выявлять наиболее характерные языковые средства.

Анализировать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их соответствия требованиям к

содержанию текста.

Работа с текстами, в том числе деформированными, анализ текста

Знать основные признаки текста;

Знать основные требования к содержанию текста

Уметь проводить композиционно-смысловой анализ художественного текста.

8.1

8.3

8.4

8.5

10.1

11

14

Способы и средства связи предложений в тексте

1

Комбинированный

Определять основные средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные).

Использовать языковые средства связи предложений в собственном высказывании.

Работа с текстами, в том числе деформированными, анализ текста, устное и письменное высказывание

Знать способы и средства связи предложений в тексте; Уметь определять способы и средства связи предложений в текстах и использовать эти знания при создании собственных текстов;

Уметь проводить анализ использования языковых средств выразительности в художественном тексте.

8.2

8.5

8.6

10.1

11

15

Рассуждение как тип речи

1

Комбинированный

Создавать устные и письменные рассуждения разных видов (доказательства, объяснения, размышления)

в рамках заданного стиля речи.

Подбирать доказательства (аргументы) на основе прочитанного (прослушанного) текста или жизненных впечатлений.

Работа с текстами, в том числе деформированными, анализ текста, создание собственного текста

Знать типы речи;

Иметь представление о рассуждении как типе речи, о его видах;

Уметь проводить структурно-смысловой анализ текстов-рассуждений.

Уметь правильно и уместно использовать типичные языковые средства при

построении рассуждения (вводные слова, союзы, речевые обороты).

8.3

8.5

8.6

10.1

11

16

Рецензия как речевой жанр

1

Комбинированный

Написание рецензий на прочитанные (прослушанные) тексты.

Рецензия на прочитанный (прослушанный) текст.

Иметь представление о рецензии как речевом жанре; Уметь составлять рецензию на ученическое сочинение и на художественное произведение.

Уметь правильно и уместно использовать разные способы цитирования в рецензии.

8.3

8.5

8.6

7.10

10.1

11

17

Публичная речь

1

Комбинированный

Создавать сообщения на лингвистическую тему как разновидность публичного речевого высказывания научного стиля речи.

Подготовить материал для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему («Речевой этикет

и национальные традиции народов мира», «Этимология - наука об истории происхождения слов и выражений в русском языке» и т. п.).

Устное (письменное) сообщение на лингвистическую тему

Иметь представление о публичной речи как о разновидности устной речи, обращённой к аудитории, рассчитанной на публику, и об основных требованиях, предъявляемых к публичной речи;

Уметь создавать текст выступления и произносить его перед аудиторией.

8.3

8.5

8.6

7.10

10.1

11

18

Контрольная работа .Пробный экзамен по русскому языку

1

Урок контроля

Использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее) при подготовке пересказа текста;

Выбирать виды чтения в

зависимости от коммуникативной задачи.

Устно и письменно излагать

(подробно и сжато) прочитанный или прослушанный текст.

Изложение

Уметь письменно излагать содержание прослушанного текста;

Уметь создавать текст определённого готовым текстом стиля и типа речи;

Уметь оформлять текст в соответствии с требованиями орфографии и пунктуации.

8.5

8.6

11

изложение текста


Синтаксис и пунктуация

46




Сложное предложение

40



19

Понятие о сложном предложении

1

Комбинированный

Различать разные виды сложного предложения: бессоюзные и союзные (сочинительные и подчинительные).

Моделировать сложные предложения по заданным схемам.

Работа с деформирован­ным текстом, синтаксический разбор предложения

Знать основное содержание раздела «Синтаксис»;

Иметь представление о сложном предложении и уметь его правильно пунктуационно оформлять.

5.8

5.13

5.14

7.19


Сложносочинённое предложение

6



20

Понятие о сложносочинённом предложении

1

Комбинированный

Делать синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений, составлять их схемы; моделировать подобные предложения по заданной схеме.

Расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Производить синонимическую замену сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Исправлять ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм построения сложносочинённых предложений.

Наблюдать за использованием сложносочинённых предложений в художественном тексте.

Работа с деформирован­ным текстом, тест, синтаксический разбор предложения

Иметь представление о сложном предложении;

Знать правила пунктуационного оформления сложносочинённого предложения;

Уметь строить сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными отношениями между частями.

5.8

5.13

7.11

7.18

7.19

21

Пунктуационное оформление сложносочинённого предложения

1

Комбинированный

Знать правила о пунктуационном оформлении сложносочинённого предложения; Уметь проводить пунктуационный анализ сложносочинённых предложений

5.13

7.11

7.18

7.19

22-23

Виды сложносочинённых предложений

2

Комбинированный

Работа с деформирован­ным текстом, тест, синтаксический разбор предложения, взаимопроверка, самопроверка, различные виды диктантов

Уметь проводить пунктуационный анализ сложносочинённых предложений;

Иметь представление о видах сложносочинённых предложений на основе понимания характера отношений, возникающих между их частями.

Уметь определять характер отношений между частями сложного предложения и правильно пунктуационно оформлять его.

5.8

5.13

7.11

7.18

7.19

24

Р/р. Сжатое изложение (обучающая работа упражнение 241)

1

Урок развития

речи

Устно и письменно излагать

(подробно и сжато) прочитанный или прослушанный текст.

Изложение

Уметь использовать различные приёмы сокращения в процессе краткого письменного изложения.

Уметь использовать разные способы сжатия (компрессии) текста, письменно излагая его содержание.

8.5

8.6

11

Сжатое изложение

25

Контрольная работа №2 по теме «Сложносочинённое предложение»

1

Урок контроля

Делать синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений, составлять их схемы; моделировать подобные предложения по заданной схеме.

Расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Тест и грамматические задания

Уметь проводить пунктуационный анализ сложносочинённых предложений;

Уметь определять характер отношений между частями сложного предложения и правильно пунктуационно оформлять его.

5.8

5.13

6.17

7.11

7.18

7.19


Сложноподчинённое предложение

24




Сложноподчинённое предложение с одной придаточной частью

21



26

Понятие о сложноподчинённом предложении. Синтаксическая синонимия.

1

Комбинированный



Распознавать разные виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Различать союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях.

Производить синонимическую замену сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами.



Работа с деформирован­ным текстом, тест, синтаксический разбор предложения, взаимопроверка, самопроверка, различные виды диктантов

Иметь представление о сложноподчинённом предложении;

Уметь проводить пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения и составлять сложные предложения, соответствующие предложенным схемам;

Иметь представление о синтаксической синонимии и тренировать учащихся в использовании синтаксических синонимов в собственной речи.

5.8

5.13

7.12

7.18

7.19


27

Средства связи частей сложноподчинённого предложения

1

Комбинированный

Иметь представление о средствах связи частей сложноподчинённого предложения; Уметь определять характер подчинительных отношений между частями сложноподчинённого предложения.

4.2

5.8

5.13

6.14

7.19

28-29

Виды сложноподчинённых предложений

2

Комбинированный

Производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений, составлять их схемы (горизонтальные и вертикальные), моделировать подобные предложения по заданной схеме.

Распознавать разные виды придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Различать союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях.

Производить синонимическую замену сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами.

Иметь представление о видах сложноподчинённых предложений;

Уметь определять вид сложноподчинённого предложения;

Уметь схематично изображать структуру сложноподчинённого предложения.

4.2

5.8

5.13

7.12

7.18

7.19

30-32

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

3

Комбинированный

Иметь представление о видах сложноподчинённых предложений;

Уметь определять вид сложноподчинённого предложения;

Уметь схематично изображать структуру сложноподчинённого предложения. Иметь представление о сложноподчинённом предложении с придаточным местоименно-соотносительным.

4.2

5.8

5.13

7.12

7.18

7.19

33-34

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

2

Комбинированный


Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

12



35

Сложноподчинённые предложения с придаточным места

1

Комбинированный

Работа с деформирован­ным текстом, тест, синтаксический разбор предложения, взаимопроверка, самопроверка, различные виды диктантов

4.2

5.8

5.13

7.12

7.18

7.19

36

Сложноподчинённые предложения с придаточным времени

1

Комбинированный

37

Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения

1

Комбинированный

38

Р/р. Подготовка к сочинению «Два портрета»

(упражнение 391)

1

Урок развития

речи

Работать над сочинением по плану: определять замысел сочинения, обдумывать содержание сочинения,

создавать текст сочинения, редактировать сочинение.

Сочинение

Знать основные этапы

создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка

рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста.

8.1

8.6

Часть С

39

Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени

1

Комбинированный

Производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений, составлять их схемы (горизонтальные и вертикальные), моделировать подобные предложения

по заданной схеме.

Распознавать разные виды придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Различать союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях.

Производить синонимическую замену сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами.

Работа с деформирован­ным текстом, тест, синтаксический разбор предложения, взаимопроверка, самопроверка, различные виды диктантов

Иметь представление о видах сложноподчинённых предложений;

Уметь определять вид сложноподчинённого предложения;

Уметь схематично изображать структуру сложноподчинённого предложения. Иметь представление о сложноподчинённом предложении с придаточным местоименно-соотносительным.

4.2

5.8

5.13

7.12

7.18

7.19

40

Сложноподчинённые предложения с придаточным цели

1

Комбинированный

41

Сложноподчинённые предложения с придаточным условия

1

Комбинированный

42

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия

1

Комбинированный

43

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия

1

Комбинированный

44

Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным

1

Комбинированный

45

Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение изученного)

1

Комбинированный

46

Р/р. Подготовка к сочинению «Две картины»

(упражнение 489)

1

Урок развития

речи

Работать над сочинением по плану: определять замысел сочинения, обдумывать содержание сочинения,

создавать текст сочинения, редактировать сочинение.

Сочинение

Знать основные этапы

создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка

рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста.

8.1

8.6

Часть С


Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

3



47-48

Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

2

Комбинированный

Производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с

несколькими придаточными, составлять схемы (горизонтальные и вертикальные), моделировать подобные

предложения по заданной схеме.

Использовать сложноподчинённые предложения в собственных речевых высказываниях.

Исправлять ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм построения сложноподчинённых

предложений.

Работа с деформирован­ным текстом, тест, синтаксический разбор предложения, взаимопроверка, самопроверка, различные виды диктантов

Знать виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение

придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.

4.2

5.8

5.13

7.12

7.18

7.19

49

Контрольная работа №3. Зачёт по теме «Сложноподчинённое предложение»

1

Урок контроля

Производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений, составлять их схемы (горизонтальные и вертикальные), моделировать подобные предложения по заданной схеме.

Распознавать разные виды придаточных в сложноподчинённых предложениях и виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными.

Тест и грамматические задания

Уметь определять вид сложноподчинённого предложения;

Уметь схематично изображать структуру сложноподчинённого предложения. Уметь определять виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными.

4.2

5.8

5.13

6.17

7.12

7.18

7.19


Бессоюзное сложное предложение

6



50

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

Комбинированный

Проводить синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор

бессоюзных сложных предложений.

Моделировать бессоюзные сложные предложения разных видов.

Использовать интонации

для точного выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Аргументировать постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Фронтальная, индивидуальная работа,

работа с деформирован­ным текстом, тесты, выполнение упражнений, взаимопроверка, самопроверка, различные виды диктантов

Иметь представление о бессоюзном предложении, его грамматических особенностях.

Уметь определять смысловые отношения между частя-

ми бессоюзного сложного предложения.

Знать виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частя-

ми.

Уметь использовать синонимию сложноподчинённых, сложносочинённых и бессоюзных предложений.

5.9

5.13

51-52

Виды бессоюзных сложных предложений

2

Комбинированный

5.9

5.13

53-54

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2

Комбинированный

5.9

5.13

7.14

7.16

7.17

7.19

55

Контрольная работа №4. (диктант с языковым анализом текста по теме «Бессоюзное сложное предложение»)

1

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием

5.9

5.13

6.17

7.14

7.16

7.17

7.19


Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

3



56-57

Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи

2

Комбинированный

Проводить синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор

сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Моделировать бессоюзные сложные предложения разных видов по заданной схеме.

Аргументировать постановку знаков препинания в сложных предложениях с разными видами синтаксической связи.

Фронтальная, индивидуальная работа,

работа с деформирован­ным текстом, тесты, выполнение упражнений, взаимопроверка, самопроверка, различные виды диктантов.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами

синтаксической связи.

Знать основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи.

Знать интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с

разными видами союзной и бессоюзной связи.

Уметь правильно и аргументированно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами синтаксической связи.

5.8

5.10

5.13

7.15

7.19

58

Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

1

Комбинированный

Использовать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Исправлять ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм построения сложных предложений с разными видами связи.

Анализ текстов, в том числе деформированных, редактирование текстов с нарушением норм построения и лексических норм.

Знать и уметь использовать интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

5.8

5.10

5.13

7.15

7.19

9.4


Синтаксические конструкции с чужой речью

6



59

Способы передачи чужой речи

1

Комбинированный

Проводить синтаксический разбор и моделировать предложения с прямой речью.

Расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью с соблюдением соответствующих интонационных правил.

Соблюдать грамматические нормы при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот.

Расставлять знаки препинания в предложениях с цитатой.

Соблюдать основные требования к цитированию.

Работать с учебными словарями цитат.

Исправлять ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм построения конструкций с чужой речью.

Знать основные способы передачи чужой речи.

Иметь представление о прямой и косвенной речи.

5.11

7.10

7.19

60-61

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

2

Комбинированный

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Иметь представление о диалоге и знать его основные виды.

Уметь пунктуационно оформлять диалог.

5.11

7.10

7.19

62

Цитаты и способы цитирования

1

Комбинированный

Иметь представление о цитировании как о способе передачи чужой речи.

Знать различные способы

цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций

(по словам…, как писал…). Знать основные требования к цитированию.

5.11

7.10

7.19

63-64

Контрольная работа № 5 - сочинение «Два портрета» (упражнение 645)

2

Урок контроля

Работать над сочинением по плану: определять замысел сочинения, обдумывать содержание сочинения,

создавать текст сочинения, редактировать сочинение.

Знать основные этапы

создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка

рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста.

8.1

8.2

8.4

8.6

6.17

7.19

Часть С


Повторение изученного

4



65

Фонетика, словообразование, лексика

1

Комбинированный

Проводить фонетический, орфоэпический, морфемно - словообразовательный, лексический, морфологический анализов слов, орфографический анализ текста.

Проводить синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций.

Анализ текстов, в том числе деформированных, редактирование текстов с нарушением норм построения и лексических норм.

Знать основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.

Уметь выполнять трудные случаи синтаксического и

пунктуационного анализа предложения.

Уметь объяснять трудные случаи орфографии и пунктуации.

1.2

2.5

3.2

3.4

66

Грамматика: морфология и синтаксис

1

Комбинированный

4.3

5.14

6.17

7.19

67

Культура речи

1

Комбинированный

8.5

10.1

11

68

Правописание: орфография и пунктуация

1

Комбинированный

6.17

7.19


Итого

68






4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

9 класс

Речь. Речевая деятельность

Аудирование. Адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; понимать информацию, содержащуюся в устном сообщении, вычленять в нём коммуникативную установку, тему, главную мысль, основную и дополнительную информацию; систематизировать и фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию аудиотекста; сопоставлять два и более прослушанных текстов, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; выделять в аудиотексте изучаемые языковые явления; работать с аудиословарём «Устный русский», сопоставляя содержание прослушанной программы о русском языке с другой информацией по той же теме; адекватно воспринимать содержание небольшого по объёму видеотекста и на его основе создавать собственные речевые высказывания (устные и письменные); извлекать и анализировать аудиоинформацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; предъявлять прослушанную информацию в виде связного текста, плана, тезисов, схемы, таблицы, рисунка и т. п.; исправлять орфоэпические, грамматические и интонационные ошибки, допущенные в собственной и чужой устной речи; давать адекватную и объективную оценку устным выступлениям одноклассников.

Чтение. Адекватно понимать информацию, содержащуюся в письменном сообщении (тему текста, главную мысль, основную и дополнительную информацию); осознавать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; переходить с одного вида чтения на другой с учётом коммуникативной целесообразности; составлять тезисный план, конспект прочитанного текста; отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде; сопоставлять прочитанный и прослушанный тексты, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; сопоставлять и сравнивать тексты с точки зрения их содержания и возможного использования в процессе подготовки собственного речевого высказывания (устного или письменного); сопоставлять информацию, предъявленную в виде текста, таблицы, схемы, модели; предъявлять прочитанную информацию в виде связного текста, плана, тезисов, схемы, таблицы, мультимедийной презентации, рисунка и т. п.; определять примерное содержание книги по её компонентам (оглавлению, аннотации, иллюстрациям и т. п.); самостоятельно оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; аргументированно прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста; владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; вести самостоятельный поиск информации; преобразовать, сохранять и передавать информацию, извлечённую из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета.

Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы с учётом замысла, адресата и ситуации общения, осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, занятий кружка; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану), наличие грамматической и смысловой связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); владеть различными видами устного монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и устного диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога) в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; строить небольшое по объёму научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (например, «Причастие - это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?»), а также на основе словаря цитат «Высказывания о русском языке»; выступать перед одноклассниками с небольшими сообщениями, докладами, рефератами, мультимедийными презентациями; публично представлять проект, реферат и защищать свою позицию, используя различные средства аргументации и речевого воздействия на слушателей; участвовать в обсуждениях актуальных проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать слушателей; понимать коммуникативные цели и мотивы собеседника в разных ситуациях общения и уместно использовать эту информацию в процессе речевого общения; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения в различных ситуациях общения; осуществлять речевой самоконтроль, обнаруживая и исправляя недочёты в построении и содержании устного высказывания (отступления от темы и основной мысли, нарушение логики высказывания и др.), речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный порядок слов и др.) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом и т. п.); оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; уметь предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Письмо. Создавать письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (аннотация, реферат, выступление, эссе и др.), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, соответствие нормам правописания; воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, тезисы, конспект, аннотация); писать изложения на основе публицистических, художественных, научно-учебных текстов, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства исходного текста; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста, комментируя позицию авторов по затронутой в исходном тексте проблеме и формулируя собственное отношение к ней; формулировать основную мысль сочинения-рассуждения, убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух-трёх доказательств; уместно употреблять разные виды цитирования; осуществлять речевой самоконтроль, оценивая собственное изложение и сочинение с точки зрения содержания и языкового оформления; соблюдать изученные правила орфографии и пунктуации, а также лексические и грамматические нормы в письменных высказываниях; совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании письменного высказывания (отступления от темы и основной мысли, нарушения логики изложения, абзацного членения текста), речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средств связи между предложениями) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным и т. п.); использовать лингвистические словари, в том числе и онлайн-словари, при написании сочинения, изложения и редактировании текста.

Анализ текста. Определять принадлежность текста к той или иной разновидности русского национального языка (литературный язык, диалект, просторечие, жаргон); оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты); по предложенному плану проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи.

Предметные результаты обучения

Фонетика и орфоэпия. Объяснять, в чём заключаются особенности изменения звуков в речевом потоке, как изменяется качество гласного звука в безударном положении, при каких фонетических условиях происходит оглушение и озвончение согласных звуков; применять знания по фонетике в практике правописания; правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; проводить фонетический и орфоэпический разборы слов, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Морфемика и словообразование. Овладеть приёмом морфемного анализа: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; проводить морфемный и элементарный словообразовательный разборы слов, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Лексикология и фразеология. Владеть основными лексическими нормами современного русского языка; разъяснять лексическое значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять в речи; пользоваться разными видами лексических словарей, используя книги и ресурсы Интернета; правильно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка; использовать лексическую синонимию как коммуникативно-эстетическое средство в устной и письменной речи; проводить лексический разбор слова, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Морфология и культура речи. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических задач; проводить морфологический разбор слов изученных частей речи, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Синтаксис и культура речи. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; соблюдать в речи основные синтаксические нормы построения сложных предложений разного типа; преобразовывать синтаксическую конструкцию, используя возможности грамматической синонимии, и пользоваться синтаксическими синонимами при создании текста; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; проводить синтаксический разбор предложений изученных синтаксических конструкций, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Орфография. Аргументировать тезис о системном характере русской орфографии; применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; усвоить орфографический минимум, представленный в учебнике; соблюдать орфографические нормы в процессе письма, а также обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; проводить орфографический анализ фрагмента текста.

Пунктуация. Аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации; применять пунктуационные правила; устно объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, а на письме использовать для этой цели специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; опираться на смысловой и интонационный анализ сложного предложения при объяснении постановки знаков препинания; соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма, а также обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки; проводить пунктуационный анализ небольшого фрагмента текста.

Универсальные учебные действия

1. Самостоятельно формулировать цель выполнения учебной задачи, осуществлять контроль за ходом её выполнения и соотносить цель и результат учебной деятельности; обсуждать, формулировать и сообща корректировать общие цели коллективной учебной деятельности и цели индивидуальной работы в составе группы, последовательно выполнять при этом индивидуальную задачу и соотносить её с общими целями коллективной учебной работы (упражнения серии «Проводим самостоятельное мини-исследование»); самостоятельно выбирать тему мини-исследования, ставить учебные цели, планировать деятельность с учётом конечного результата (подготовка сообщения, доклада, презентации, реферата, проекта).

2. Самостоятельно выбирать способ действия для выполнения поставленной учебной задачи; обсуждать, составлять и корректировать план совместной групповой учебной деятельности, распределять части работы среди членов группы, учитывая общие и индивидуальные задачи проводимого миниисследования, соблюдать намеченную последовательность действий в процессе коллективной исследовательской деятельности;

3. Организовывать совместную учебную деятельность, предупреждая коммуникативные неудачи в речевом общении; уметь выслушивать мнения участников группы в процессе коллективной работы, оценивать разные точки зрения и вырабатывать единое мнение.

4. Под руководством учителя и самостоятельно проводить проектно-исследовательскую деятельность по одной из тем школьного курса русского языка.

5. Использовать персональный компьютер для сбора, классификации и хранения языкового материала (примеры крылатых слов, афоризмов, пословиц и т. п.), необходимого для выполнения учебных задач, для использования в речи, для проведения мини-исследований на лингвистическую тему, а также для подготовки сообщений, докладов, выступлений, мультимедийных презентаций, рефератов, проектов.

6. Поэтапно оценивать коллективную и индивидуальную учебную деятельность членов группы, выполняющих совместную работу; выявлять основные проблемы, связанные с индивидуальной и групповой учебной деятельностью, устанавливать причины этих проблем и предлагать пути их устранения.

7. Формулировать аргументированные выводы по итогам сопоставления творческих работ, презентаций, докладов и проектов учащихся; оценивать достигнутые результаты (индивидуальные и коллективные) в усвоении учебной темы и адекватно формулировать выводы в разных формах (констатация, рекомендация, размышления и т. п.);

8. Совершенствовать учебно-логические умения в процессе изучения всех тем курса: определять объект анализа; проводить анализ, классификацию, сопоставление, сравнение изученных языковых явлений, определять их существенные признаки; различать родовые и видовые понятия, соотносить их при анализе родовидовых определений понятий; устанавливать причинно-следственные отношения между единицами языка и речевыми фрагментами; выполнять индуктивные и дедуктивные обобщения, систематизировать информацию разными способами и т. п.














Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 9 класса:

  • диктанты с грамматическим заданием,

  • объяснительные, предупредительные, словарные диктанты;

  • тесты,

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разных жанров,

  • изложения (подробное, сжатое)

  • зачёты по теме.




График текущего контроля по русскому языку в 9-а классе

Дата

Диктант

Зачёт по теме

Изложение

Сочинение (аудиторное)




































итого


























5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Печатные пособия.

  • Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. - Москва, ДРОФА, 2010 г.

  • Портреты выдающихся отечественных лингвистов 19-20 века. - Москва, ДРОФА, 2010 г.

Мультимедийные пособия.

  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. - М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2002-2010.

  • 1С: Репетитор. Русский язык: Мультимедийный курс. - М. : 1С, 2000.

  • 1С: Школа: Тесты по пунктуации: 9-11 классы. - М. : 1С, 2011.

Интернет-ресурсы.

  • rusolymp.ru/ rosolymp.ru/ - Сайт «Всероссийская олимпиада школьников».

  • pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет.

  • it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.

  • som.fio.ru/ openclass.ru/ - Открытый класс.

  • pedsovet.alledu.ru/ - Педсовет.

  • nayrok.ru/ - Портал «На урок.ру».

  • ug.ru/ - Информационный сайт «Учительская газета».

  • ps.1september.ru/ - Газета «Первое сентября».

  • rus.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Русский язык».Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

  • gramota.ru/ - Справочно-информационный портал «Грамота.Ру».

  • gramota.ru/spravka/ - Справочная служба русского языка.

  • likbez.spb.ru/tests/ - Тесты по русскому языку.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Для учителя


  1. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова - М.:Мнемозина, 2009.

  2. Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. - 2-е изд. - М. : Дрофа, 2010.

  3. Львов В. В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5-9 классы. - М. : Экзамен, 2011.

  4. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. - 2-е изд. - М. : Русское слово, 2001.

  5. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. -2-е изд. - М. : Дрофа, 2005.

  6. Львова С. И. Русский язык. Трудные вопросы морфемики и словообразования: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2013.

  7. Львова С. И., Цыбулько И. П., Гостева Ю. Н. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы / под ред. С. И. Львовой. - М. : Эскмо,2007.

  8. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. -3-е изд. - М. : Дрофа, 2005.

  9. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы: Пособие для учителя. - М. : Мнемозина, 2003.


Для учащихся


  1. Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Егораева Г. Т. ГИА 2013. Русский язык: 9 класс: 30 вариантов типовых тестовых заданий. - М. : Экзамен, 2013.

  2. Гостева Ю. Н., Васильевых И. П. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. - М. : Экзамен, 2013.

  3. Гостева Ю. Н., Васильевых И. П., Соколова Н. В. Контрольные работы по русскому языку в новом формате. 9 класс. - М. : Интеллект-Центр, 2011-2013.

  4. Капинос В. И., Пучкова Л. И., Гостева Ю. Н., Цыбулько И. П. ЕГЭ:

  5. шаг за шагом. Русский язык. 9 класс. - М. : Дрофа, 2011.

  6. Львов В. В., Гостева Ю. Н. Тесты по русскому языку: К учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова. 9 класс. - М. : Экзамен, 2013.

  7. Львова С. И. ГИА 2013. Русский язык. Сборник заданий. 9 класс. -М. : Эксмо, 2013.

  8. Львова С. И., Замураева Т. И. ГИА 2013. Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс. - М. : Эксмо, 2013.

  9. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. - М. : Дрофа, 2005.

  10. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М. : Мнемозина, 2005.

  11. Львова С. И.. Русская орфография. Самоучитель.- Москва, Мнемозина, 2005 г.


© 2010-2022