Урок по русскому языку «Роль знаков препинания в письменной речи»

Конспект урока в 9 классе на тему «Роль знаков препинания в письменной речи» и презентация к этому уроку. Использован в работе по подготовке девятиклассников к итоговой аттестации. Цели урока: · 1. Повторить правила постановки знаков препинания; · 2.Развивать творческую, речевую и мыслительную активность; · 3. Формировать коммуникативные качества личности учащихся. На уроке девятиклассники работали с текстами, которые позволили сделать вывод, что без знаков препинания нам было бы трудно осмыслить текст, правильно понять его, поэтому без них обойтись невозможно.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Урок по русскому языку

«Роль знаков препинания в письменной речи».

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему











Тишакова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 6»

города Великие Луки



Цели урока:

  • Повторить правила постановки знаков препинания;

  • Развивать творческую, речевую и мыслительную активность;

  • Формировать коммуникативные качества личности учащихся.

Оборудование:

Ход урока



Учитель. Добрый день, ребята! Приветствую вас снова и хочу пожелать успешной работы на уроке, тем более, что материал, над которым мы будем работать, вам знаком. Сегодня на уроке мы будем говорить о роли знаков препинания в письменной речи. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Вспомним знаки препинания, которые мы знаем.

Наш урок посвящен подготовке к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Открываем книги для подготовки к экзамену (страница 51) и читаем задание.

А сейчас работаем с текстом.

Задание классу: Выразительно прочитайте текст, сделайте вывод о роли знаков препинания в письменной речи. Устно воспроизведите содержание текста.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, монотонно. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

Ответ уч-ся о роли знаков препинания. Пересказ текста одним из учеников.

Учитель. Запишите под диктовку предложения. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Пусть весь алфавит завьюжится в напоенных живой жизнью фразах. Пусть встретятся в них точки спокойствия и уверенности, восклицательные знаки восторженности, вопросы познания, двоеточия понимания…

После записи текста делаем вывод о роли запятой в данных предложениях (запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами, способствуют интонации перечисления); второй вывод о роли многоточия (многоточие обычно ставится в конце предложения и указывает на незаконченность высказывания, многозначительность размышления, сильное чувство говорящего).

Учитель. Почитайте весёлые стихи Г. Граника и С. Бондаренко. С какой целью в учебных пособиях иногда привлекают тексты без знаков препинания?

Едят там вилками компот

там пьют из чашек бутерброд

из хлеба с сыром там котлеты

из мяса свежего конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

в тарелках там все варят с солью…

Ответы учеников.

Учитель. А теперь запишите это стихотворение, расставьте знаки препинания правильно и сделайте вывод о роли точки в письменной речи.

Ответы учащихся о том, что точка ставится в конце повествовательного предложения, содержащего сообщение о чем-либо.

Учитель. Как только мы расставили знаки препинания, то прочитали текст быстрее, осмысленнее и выразительнее.

Пока класс записывает стихотворение, один из девятиклассников приглашается к доске и расставляет знаки препинания в предложениях, записанных на доске.

С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме. Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи. Место в предложении или тексте, где нужно решить пунктуационную задачу, называют пунктограммой.

Затем класс проверяет. Учитель обращает внимание на то, что сложное предложение - лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений.

Потом учитель раздает учащимся текст с пропущенными словами, которые они должны вставить. Кроме того, необходимо расставить знаки препинания в последнем абзаце.

Знаки препинания либо разделяют, либо … что-то в тексте.

В конце предложения ставится …, … или … . Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они … предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.

В простом предложении встречаются также знаки препинания: тире, …, … . Одни из них разделяют, например, … члены предложения, другие выделяют, например вводные слова, … .

Простые предложения в составе сложного предложения … запятой, …, …, … . Благодаря этому легче воспринимается сложная мысль, выраженная в … предложении.

В предложениях с прямой речью двоеточие … слова автора и прямую речь, а кавычки … прямую речь.

Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения и предложения, знаки препинания помогают вместе с тем устанавливать связи между ними, помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять.

К.Г. Паустовский писал знаки препинания это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Затем листочки сдаются учителю на проверку.

Учитель читает этот текст с вставленными правильно словами.

Учитель. Сегодня мы говорили только о роли некоторых знаков препинания. Свой разговор мы продолжим ещё на следующих уроках.

Домашнее задание. Написать в тетрадях для творческих работ сочинение-рассуждение «Зачем нужна пунктуация?», опираясь на текст 4 варианта. Обратите внимание на критерии оценивания работы.

Использованная литература



  1. ГИА-2010: Зкзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. - М.:АСТ: Астрель, 2010.

  2. Справочник-практикум по русскому языку. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ К.А. Войлова, Н.Г.Гольцова.М.6 Дрофа, 2007.

  3. Изучение синтаксиса и пуктуации в школе / А.Ю. Купалова. - М.: Дрофа,2007.

  4. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Культура речи. 8-11 кл./ Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников. - М.: Дрофа, 2007.







Приложение

Вот одно из сочинений. Написано Самусевой Оксаной.

В нашей жизни очень важную роль играют знаки препинания, хотя до пятнадцатого века в книгах вообще не было никаких пунктуационных знаков. Я считаю, что знаки препинания очень нужны и важны. Они могут выделять мысли, подчеркивать чувства человека.

В тексте А. Алексина говорится о том, как родных мальчика волновал результат визита Игнатия в больницу. Все были рады, что диагноз не подтвердился, поэтому в тексте так много восклицательных предложений, в которых передаются восторженные чувства: «Он будет жив и здоров!.. Клянусь своим здоровьем!» Больше всего, конечно же, переживала мать Игнатия, она не могла больше ждать. Для того чтобы показать напряженность её ожидания, автор говорит так: «…через полчаса раздались нетерпеливые звонки - слишком длинные и слишком короткие». Тире, используемое при обособленных определениях, передает необыкновенную тревогу.

Без знаков препинания нам было бы трудно осмыслить текст, правильно понять его, поэтому без них обойтись невозможно.



© 2010-2022