- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку «Роль знаков препинания в письменной речи»
Урок по русскому языку «Роль знаков препинания в письменной речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тишакова Е.И. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку
«Роль знаков препинания в письменной речи».
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
Тишакова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа № 6»
города Великие Луки
Цели урока:
-
Повторить правила постановки знаков препинания;
-
Развивать творческую, речевую и мыслительную активность;
-
Формировать коммуникативные качества личности учащихся.
Оборудование:
Ход урока
Учитель. Добрый день, ребята! Приветствую вас снова и хочу пожелать успешной работы на уроке, тем более, что материал, над которым мы будем работать, вам знаком. Сегодня на уроке мы будем говорить о роли знаков препинания в письменной речи. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Вспомним знаки препинания, которые мы знаем.
Наш урок посвящен подготовке к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Открываем книги для подготовки к экзамену (страница 51) и читаем задание.
А сейчас работаем с текстом.
Задание классу: Выразительно прочитайте текст, сделайте вывод о роли знаков препинания в письменной речи. Устно воспроизведите содержание текста.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, монотонно. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
Ответ уч-ся о роли знаков препинания. Пересказ текста одним из учеников.
Учитель. Запишите под диктовку предложения. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Пусть весь алфавит завьюжится в напоенных живой жизнью фразах. Пусть встретятся в них точки спокойствия и уверенности, восклицательные знаки восторженности, вопросы познания, двоеточия понимания…
После записи текста делаем вывод о роли запятой в данных предложениях (запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами, способствуют интонации перечисления); второй вывод о роли многоточия (многоточие обычно ставится в конце предложения и указывает на незаконченность высказывания, многозначительность размышления, сильное чувство говорящего).
Учитель. Почитайте весёлые стихи Г. Граника и С. Бондаренко. С какой целью в учебных пособиях иногда привлекают тексты без знаков препинания?
Едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты
из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
в тарелках там все варят с солью…
Ответы учеников.
Учитель. А теперь запишите это стихотворение, расставьте знаки препинания правильно и сделайте вывод о роли точки в письменной речи.
Ответы учащихся о том, что точка ставится в конце повествовательного предложения, содержащего сообщение о чем-либо.
Учитель. Как только мы расставили знаки препинания, то прочитали текст быстрее, осмысленнее и выразительнее.
Пока класс записывает стихотворение, один из девятиклассников приглашается к доске и расставляет знаки препинания в предложениях, записанных на доске.
С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме. Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи. Место в предложении или тексте, где нужно решить пунктуационную задачу, называют пунктограммой.
Затем класс проверяет. Учитель обращает внимание на то, что сложное предложение - лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений.
Потом учитель раздает учащимся текст с пропущенными словами, которые они должны вставить. Кроме того, необходимо расставить знаки препинания в последнем абзаце.
Знаки препинания либо разделяют, либо … что-то в тексте.
В конце предложения ставится …, … или … . Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они … предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.
В простом предложении встречаются также знаки препинания: тире, …, … . Одни из них разделяют, например, … члены предложения, другие выделяют, например вводные слова, … .
Простые предложения в составе сложного предложения … запятой, …, …, … . Благодаря этому легче воспринимается сложная мысль, выраженная в … предложении.
В предложениях с прямой речью двоеточие … слова автора и прямую речь, а кавычки … прямую речь.
Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения и предложения, знаки препинания помогают вместе с тем устанавливать связи между ними, помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять.
К.Г. Паустовский писал знаки препинания это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Затем листочки сдаются учителю на проверку.
Учитель читает этот текст с вставленными правильно словами.
Учитель. Сегодня мы говорили только о роли некоторых знаков препинания. Свой разговор мы продолжим ещё на следующих уроках.
Домашнее задание. Написать в тетрадях для творческих работ сочинение-рассуждение «Зачем нужна пунктуация?», опираясь на текст 4 варианта. Обратите внимание на критерии оценивания работы.
Использованная литература
-
ГИА-2010: Зкзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. - М.:АСТ: Астрель, 2010.
-
Справочник-практикум по русскому языку. Для школьников старших классов и поступающих в вузы/ К.А. Войлова, Н.Г.Гольцова.М.6 Дрофа, 2007.
-
Изучение синтаксиса и пуктуации в школе / А.Ю. Купалова. - М.: Дрофа,2007.
-
Русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Культура речи. 8-11 кл./ Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников. - М.: Дрофа, 2007.
Приложение
Вот одно из сочинений. Написано Самусевой Оксаной.
В нашей жизни очень важную роль играют знаки препинания, хотя до пятнадцатого века в книгах вообще не было никаких пунктуационных знаков. Я считаю, что знаки препинания очень нужны и важны. Они могут выделять мысли, подчеркивать чувства человека.
В тексте А. Алексина говорится о том, как родных мальчика волновал результат визита Игнатия в больницу. Все были рады, что диагноз не подтвердился, поэтому в тексте так много восклицательных предложений, в которых передаются восторженные чувства: «Он будет жив и здоров!.. Клянусь своим здоровьем!» Больше всего, конечно же, переживала мать Игнатия, она не могла больше ждать. Для того чтобы показать напряженность её ожидания, автор говорит так: «…через полчаса раздались нетерпеливые звонки - слишком длинные и слишком короткие». Тире, используемое при обособленных определениях, передает необыкновенную тревогу.
Без знаков препинания нам было бы трудно осмыслить текст, правильно понять его, поэтому без них обойтись невозможно.