Урок Только мы - лицо нашего времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по теме:

« Только мы - лицо нашего Времени»

Русский футуризм и футуристы

Цель урока: усвоение учащимися новых знаний

Задачи урока:

1. Образовательные: формирование общекультурной компетенции при знакомстве с авангардистским течением начала XX века, развитие учебно-познавательной компетенции при самостоятельной работе с текстом.

2. Воспитательные: развитие ценностно-смысловой компетенции при оценке мировоззрения футуристов.

3. Развивающие: развитие коммуникативной компетенции при работе в группах

На доске: лозунги из декларации футуристов, они написаны цветными мелками и разбросаны по доске в разных направлениях.

Класс разделен на 3 группы, каждая группа приготовила в качестве домашнего задания представление-защиту поэта-футуриста.

I Вступление.

Учитель: Они ворвались в русскую литературу стремительно и властно, не признавая авторитетов и великих имён. По размаху притязаний и резкости высказываний футуристы не знали себе равных.

Представьте себе: Россия, 1912 год. Девятнадцатилетний Маяковский «выходит на эстраду читать свои вирши публике, собравшейся потешиться им: выходит засучив руки в карманы штанов, с папиросой, зажатой в углу презрительно искривлённого рта. Он высок ростом, статен и силён на вид, черты его лица резки и крупны, он читает, то усиливая голос до рёва, то лениво бормоча себе под нос; кончив читать, обращается к публике уже с прозаической речью: «Желающие получить в морду благоволят становиться в очередь».

Футуристы любили эпатировать публику. Вспомним лексическое значение слова.

1-й эксперт: Эпатировать - удивлять, поражать, ставить в тупик каким-нибудь необычным, неприятным поведением, имеющим характер общественного скандала.

Эпатажный ответ Маяковского на одном из публичных выступлений:

- Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

- Мои стихи не море, не печка и не чума!

II Объяснение нового материала

1. Теоретические сведения.

2-й эксперт: Футуризм (от лат. futurum - будущее) - авангардистское течение в европейском искусстве (скульптуре, живописи, литературе, театре, музыке, кинематографе) начала XX века.

Учитель: Наибольшее развитие футуризм получил в Италии и России. Футуристы отрицали традиционную культуру (нравственные и художественные ценности), стремились создать «искусство будущего», культивировали урбанизм (аморальную эстетику большого города), разрушали естественный язык в поэзии, занимались словотворчеством.

Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и культ войны как «гигиены мира», что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини (итальянского фашистского диктатора).

Наиболее известные русские футуристы в литературе - Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Александр Кручёных, Игорь Северянин.

2. Работа в группах.

1. Знакомство с текстом в течение 3-х минут.

2. Ответы на вопросы каждым учеником внутри группы в течение 3-х минут.

3. Выработка общего ответа группы в течение 3-х минут.

4. Ответы представителей каждой группы в течение 3-х минут.

Задание:

1. Прочитайте эстетическую декларацию (заявление) русских футуристов.

2. определите, что лежит в основе эстетических принципов футуристов.

3. Сформулируйте своё отношение к данной декларации.

( каждой группе даётся текст Декларации «Пощёчина общественному вкусу»)

3. Визитная карточка поэта.

Представитель каждой группы выходит к доске, крепит на неё портрет представляемого поэта-футуриста, читает его стихотворение, несколько слов о поэте. После этого группы по очереди предлагают сообщение-защиту выбранного поэта-футуриста.

1-я группа - Владимир Маяковский.

Он ушёл из жизни в роковом для поэтов возрасте - неполных 37 лет. Как Пушкин, как Рембо, как Лорка, как Хлебников…

Начало было скандальным. Двадцатилетний Маяковский взорвал сосредоточенную тишину символизма, господствовавшего в русской поэзии начала прошлого века, и произвёл действие налетевшей бури. Ему улюлюкали, он вызывал на себя потоки брани и издевательств. Критики, журналисты, репортёры скандальной хроники захлёбывались от негодования, со страниц газет призывали полицию на выступления Маяковского и его друзей-футуристов. Жёлтая кофта, в которой этот юный гигант появился на эстраде, сыграла роль красной тряпки, приводившей в ярость снобов и охранителей старых вкусов. А он - нарочито груб, скандален, антиэстетичен.

Был абсолютно как все

- до тошноты одинаков -

день

моего сошествия к вам.

Такой ли уж «одинаковый», обыкновенный был этот день 7 июля 1893 года, когда в селении Багдады недалеко от Кутаиса родился Владимир Владимирович Маяковский. Он рано остался без отца. После этого несчастья семья Маяковских перебирается в Москву.

На Володю Маяковского обрушивается уйма новых впечатлений.

По возрасту, да и потому, что он был ещё новичок в Москве, Маяковский не проявлял серьёзного интереса к литературе, не был связан с литературными кругами, но он всё больше и активнее втягивался в революционную деятельность.

«Беллетристики не признавал совершенно. Философия. Гегель. Естествознание. Но главным образом марксизм. Нет произведения искусства, которым бы я увлёкся больше, чем «Предисловием» Маркса.

«Поэт почитаемый - Саша Чёрный. Радовал его антиэстетизм»

Поэзия волнует юного Маяковского, хотя выбор сделан - живопись. Антиэстетизм - футуристическая ступень ещё не футуриста Маяковского.

Как-то ночью на Сретенском бульваре Маяковский прочитал Бурлюку свои стихи, выдав их за чужие. Но Бурлюк не то человек, которого можно провести на мякине. «Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!»

В ту ночь родился поэт Владимир Маяковский.

Маяковский в это время, учась в училище живописи, ваяния и зодчества, главные творческие силы отдаёт живописи. Обласканный Бурлюком, поверивший в себя как в поэта, он ещё какое-то время колеблется в выборе. Но уже 1913 год вывел футуризм на арену литературной жизни и окончательно решил выбор 20 -летнего Маяковского в пользу поэзии.

В этом году началось знаменитое турне футуристов по городам России, сопровождавшееся шумными скандалами, турне, которое принесло им известность.

Первый вечер футуристов-речетворцев в Москве состоялся 13 октября 1913 года. Вечер с аншлагом, конными городовыми, свалкой у входа. Маяковский-докладчик. Успех вечера был успехом Маяковского.

Коллегам по футуризму особенно нравилось у Маяковского то, что дразнило воображение фантастическим несоответствием реальным представлениям о жизни.

Я сошью себе чёрные штаны

из бархата голоса моего.

Жёлтую кофту из трёх аршин заката.

По Невскому мира, по лощёным полосам его

профланирую шагом Дон Жуана и фата.

Неизменной частью внешнего облика Маяковского стала знаменитая жёлтая кофта, сшитая сестрой из дешёвого кашемира, который обычно шёл на флаги. В 1913 году полиция получила распоряжение - не пускать Маяковского в места публичных сборищ, если он окажется одет в неприличную жёлтую кофту.

На открытии кабаре «Розовый фонарь» Маяковский читает стихотворение «Нате!». Оно вызвало грандиозный скандал. Лирический герой бросает в лицо буржуазной публики вызов и упрёк. Он - одинокий бунтарь.

Стихотворение «Нате!»

По словам одного из футуристов, поэта Бенедикта Лившица, 20-летний Маяковский напоминает участника разбойничьей шайки или анархиста-бомбометателя: плохая одежда, вызывающие манеры. Вдобавок к этому - громадный рост и голос, как тромбон. Но Лившиц заметил в развязном юноше и нечто совсем другое: … «достаточно было заглянуть в умные, насмешливые глаза, чтобы увидать, что много, выставленное наружу - уже поднадоевший театр для себя». Проницательный и тонкий человек, Лившиц разглядел в молодом Маяковском вдумчивость, стыдливую сдержанность, ранимость.

Стихотворения «Послушайте»,

«А вы могли бы..»

Яркая пластика стихов Маяковского выдаёт в нём художника. Он видит мир в красках, в веществе, в плоти. Дерзкие развёрнутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы.

Стихотворение «Ночь»

Молодой поэт щеголяет необычной рифмовкой, украшая стих новыми звучаниями, стыкует рифмы. Его интересует не слово как таковое, «самовитое», а образ - пластически изощрённый, необычный, непривычный.

Стихотворение «Из улицы в улицу»

О своём пребывании в футуризме Маяковский говорит так:

«Для меня эти годы - формальная работа, овладение словом». Сразу же выделившийся в среде футуристов как поэт яркого таланта и как один из лидеров, Маяковский уже в начальный период своего стремительного поэтического восхождения не укладывался в их теоретические программные установки.

В начале 1914 года пришло сознание готовности совершить решительный рывок навстречу будущему.

2-я группа - Велимир Хлебников.

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников был в среде своих соратников безусловным авторитетом. Современники вспоминали, что поэт жил в каком-то своём, особом мире. Он часто писал свои стихи в самых неожиданных, неподходящих для этого занятия местах: в магазине на обёрточной бумаге, в книжной лавке - на обложке любой книги, в постели - на краешке подушки, - везде, где находился клочок бумаги.

Дебри словесного хаоса Хлебникова до сих пор служат преградой постижению того подлинного, что было в творчестве этого оригинальнейшего поэта. Почитатели Хлебникова без удержу твердили о грандиозном художественном эксперименте, о создании Хлебниковым нового поэтического языка, который сумеют постичь лишь в далёком будущем. Так был создан образ «сверхгения», пророка и лидера космической духовной революции.

Футуристы не церемонились со словом, оно (слово) опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Возникает множество неологизмов в поэзии. Похожий эксперимент проводит В.Хлебников.

Стихотворение «О, рассмейтесь, смехачи!»

Теоретик русского футуризма В.Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего будет язык заумный. Слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: «Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные - краска, звук, запах».

Стихотворение «Мы чаруемся и чураемся»

Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он пытался «свободно плавит слова». Хлебников пытался создать особый, «заумный» язык. Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определённой семантикой (смыслом). Знаменито заумное стихотворение Хлебникова:

Стихотворение «Бобэоби пели губы…»

Язык стихотворения прозвучавшего напоминает язык птиц. Кстати, отец Хлебникова был орнитологом. «Заумный» язык для Хлебникова - язык будущего, способный служить объединению людей. Хлебникова многие считали юродивовым, чудаком. Асеев писал о нём: «Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной ноге, и его внимательным глазом, с его внезапными отлётами и улётами во времена будущего». Своё назначение он видел в том, чтобы нести мирку«самовитое» слово. Не случайно он выбрал себе имя Велимир (повелевающий миром).

Хлебников видел мир с неожиданной стороны, взгляд этот, с одной стороны, по-детски свеж и наивен, с другой - аналитичен. Есть у него стихотворения, совершенно не похожие на «заумь», простые и глубокие:

Мне мало надо!

Краюшку хлеба

И каплю молока.

Да это небо,

Да эти облака!

Отрицая зависимость русского футуризма от итальянского, Хлебников предлагает использовать как название направления термин «будетляне», образованный по законам славяно-русского корнесловия от «будет» (будущее).

Велимир Хлебников не заботился о том, чтобы сохранить свои творения. Как они легко писались у него, так и легко исчезали. Он мог подарить, потерять стихи, мог пустить их на растопку костра, мог набить ими наволочку и использовать вместо подушки.

Стихотворение «Кузнечик»

3-я группа - Игорь Северянин

Стихотворение «Миррелия - светлое царство»

Молодой человек, 26 лет. Потомок Карамзина и Фета. Истинный поэт, полный надежд, мечтающий о славе. Самоуверенный, имеющий основания считать себя первым поэтом России. Обласканный публикой, ею же не понятый, ибо хотел творить Поэзию и мечтал быть поэтом, а стал немного Клоуном, потому что истинное лицо поэта никому не интересно. Несмотря на все его заявления о торжестве «эго», приходится думать о вкусе толпы. Раздвоенность, самоуверенность и нерешительность - вот основы его личности

В 1911 году И.Северянин вместе с Олимповым создаёт группу «эгофутуристов». Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», то есть «я поэта». Отсюда «самовозвеличивание», раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближало неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал - стихи о «красивостях» жизни принимались всерьёз; одинаковой с футуристами была тяга к словотворчеству.

Известность Игоря Северянина началась как известность скандальная: резкий отзыв Толстого и последовавшее за ним «всероссийское улюлюканье» не только привлекли внимание к поэту - они же и определили и направленность его будущего творчества. Публика, негативно воспринявшая «улюлюканье» прессы, уже связывала с именем Северянина прежде всего «экстазность» и «фурор».

Стихотворение «Ананасы в шампанском»

Северянин обещал чудо, очаровывал необычным, ярким, новым - звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, возвышал читателя над суетой и житейскими заботами, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, точнее - красивости. В этом выдуманном и таком притягательном мире живут короли и королевы, принцы и принцессы, виконты и виконтессы, пажи, феи… Здесь может «поселиться» любой читатель, если захочет на какое-то время забыть о реальности.

Стихотворение «Это было у моря»

Игорь северянин известен как создатель неологизмов и словесных диковинок.

«И что ни слово - то сюрприз», как автор манерных «хабанер», «прелюдов», «вирелэ» и прочих изысканных поэтических форм. Какие темы привлекают молодого поэта? Скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик, «высь сфер» - что-то непонятное, несуществующее, уникальное, экзотическое, современное.

Стихотворение «В шумном платье муаровом»

Северянин очень рано понял, что наряду с печатью существует и другая форма бытия стихов - форма устного авторского их исполнения.

Поэт появлялся на сцене в длинном узком в талии сюртуке цвета вороного крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг.

27 февраля 1918 года на «поэзовечере» в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был провозглашён «королём поэзии», обогнав Маяковского и Бальмонта.

Сам Северянин так вспоминал об этом событии: « В феврале 1918 года в аудитории Политехнического музея меня избрали «королём поэтов». Маяковский вышел на эстраду: « Долой королей - теперь они не в моде» Мои поклонники протестовали, назревал скандал. Раздражённый, я оттолкнул всех…»

Стихотворение «Мне плакать хочется»

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления. Вот они лозунги «эгофутуризма».

1. Душа - единственная истина.

2. Самоутверждение личности.

3. Поиски нового без отвергания старого.

4. Осмысленные неологизмы.

5. Смелые образы, эпитеты.

6. Борьба со «стереотипами».

Где же здесь самолюбование, эпатаж и пошлость - в чём так часто упрекали поэта???

Стихотворение «Вдали в долине играют Грига»

III. Тренинг творческих способностей.

Учащиеся в группах рисуют фломастерами своё восприятии любого представленного поэта (можно общий рисунок от группы). Комментарии к рисунку.

IV. Домашнее задание.

Анализ одного из ранних стихотворений В.В.Маяковского.





© 2010-2022