Контрольная работа по теме Обособленные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контрольная работа - это вид опроса на уроке, который проводится с целью контроля и последующего анализа типичных ошибок и затруднений школьников в конце изучения темы или раздела.

Формы проведения контрольной работы:

  • диктант с дополнительным грамматическим заданием;

- тест;

  • упражнение типа осложненного списывания;

  • контрольное изложение или сочинение;

  • система лингвистических задач;

  • контрольный грамматический разбор.

В структуру контрольной работы могут входить следующие компоненты:

  1. Проверка знаний о языковой системе, знаний норм современного литературного языка (норм словоупотребления, словообразования, словоизменения, построение словосочетаний и предложений разных структур).

  2. Определение уровня овладения орфографическими и пунктуационными нормами.

  3. Контроль за усвоением основных языковых явлений и понятий и за овладением рациональными учебными действиями при решении лингвистических задач.

  4. Проверка уровня коммуникативной компетенции.

Пример контрольной работы

(по теме «Обособленные члены предложения»)

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите, чем выражены обособленные обороты. Сформулируйте пунктуационные правила.

Вариант I

1) На иных березах обращенных к солнцу появились сережки золотые чудесные нерукотворные. (М. Пришвин) 2) Звонок колокола чистый и нежный доносился до нас. (И. Бунин) 3) Тайга убаюканная прохладой засыпала. Где-то в чаще не добежав до нас заглох ветерок. (А. Фадеев)


Вариант II

1) Боясь непогоды обычной в холодных краях летчики торопятся назад. (И. Соколов-Микитов) 2) Дождь лил ровно и однообразно шумя по траве и по деревьям. (А Пушкин) 3) Туман, редея, ползет вверх, сливаясь с быстро несущимися тучами. (А. Фадеев)



Задание 2. Прочитайте предложения. Определите, какие члены предложения соединяет союз и. Составьте схемы предложений.

Вариант I

1) Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба. 2) Брат вернулся из поездки усталый и встревоженный. 3) Сосны, высокие и гордые, наполняли окрестность своим шумом. 4) Солнце вышло уже из-за гор, и, освещенная его лучами, раскинулась перед нами цветущая степь.

Вариант II


1) Снежок, выпавший ночью и тающий у нас на глазах, делает склон еще более скользким. 2) Ветер пробежал по кустам, влажным от дождя, и затих. 3) Зло подул ветер, и, сырой, по-весеннему рыхлый, повалил снег. 4) Солнце вышло уже из-за гор, и, освещенная его лучами, раскинулась перед нами цветущая степь.

Задание 3. Из данных форм слов сконструируйте предложения с обособленными определениями и приложениями.

Вариант I

1) Разбудило, по-летнему, природу, яркое, весеннее, окружающую, солнце, нежное. 2) Дул, с востока, все еще, ветер, сильный, теперь.

Вариант II

1) Лодка, волнами, подгоняемая, по реке, неслась, быстро. 2) Я, под кедром, сел, большим, усталый, отдохнуть

Задание 4. Замените простые предложения с однородными сказуемыми предложениями, осложненными обособленными обстоятельствами. Сделайте вывод о грамматическом значении обособленных обстоятельств.

Вариант I

1) Друзья заметили его беспокойство и ушли. 2) Тяжелые волны мирно и ровно катились одна за другой, приподнимали одинокую лодку. 3) Орел едва коснулся земли, сделал несколько сильных порывистых прыжков.

Вариант II

1) Вдруг ракета рассекла потемки и золотой лентой взвилась к небу. 2) Впереди уходила вдаль, тянулась узкая полоска света. 3) В море появился корабль, медленно двигался по темной воде, светился огнями.

Задание 5. Расставьте знаки препинания в отрезках предложений. Определите структуру возможных синтаксических конструкций.Вариант I

  1. Пошумев река ...;

  2. ... надвигалась не спеша;

  3. ... открывать ворча и недоумевая ....

Вариант II

  1. ... не смотря собеседнику в глаза ...;

  2. ... засеянное яровыми углублялось ...;

  3. Мерцая звезды ....


Задание 6. Составьте три предложения, используя (по выбору) сочетания в качестве уточняющих приложений и обстоятельств.

Весной, на озере, у самой пристани, через несколько дней, даже в непроходимой тайге; как путешественник, открывающий ...; например в Антарктиде.

Задание 7. В данных предложениях перепутаны причастные обороты. Сконструируйте предложения и запишите их. Укажите известные вам орфограммы.

За садом и за полями, пережитыми мной зимою, на самом горизонте синело Батурино.

К лету от душевных и телесных болезней, незаметно уводивших нас за собой все дальше, как будто не осталось и следа.

Мы зорко следили за Джальмой, простиравшейся за ним. Так прошли мы все ржаное поле, потом картофельное, миновали глинистый пруд, сиявший и ярко желтевший за стволами.

Я подставил руки под голову и стал смотреть то в поле, жарко и скучно желтевшее своей удлиненной поверхностью вправо от нас, то на облако.





© 2010-2022