- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Контрольная работа по теме Обособленные члены предложения
Контрольная работа по теме Обособленные члены предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Медова А.Л. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контрольная работа - это вид опроса на уроке, который проводится с целью контроля и последующего анализа типичных ошибок и затруднений школьников в конце изучения темы или раздела.
Формы проведения контрольной работы:
-
диктант с дополнительным грамматическим заданием;
- тест;
-
упражнение типа осложненного списывания;
-
контрольное изложение или сочинение;
-
система лингвистических задач;
-
контрольный грамматический разбор.
В структуру контрольной работы могут входить следующие компоненты:
-
Проверка знаний о языковой системе, знаний норм современного литературного языка (норм словоупотребления, словообразования, словоизменения, построение словосочетаний и предложений разных структур).
-
Определение уровня овладения орфографическими и пунктуационными нормами.
-
Контроль за усвоением основных языковых явлений и понятий и за овладением рациональными учебными действиями при решении лингвистических задач.
-
Проверка уровня коммуникативной компетенции.
Пример контрольной работы
(по теме «Обособленные члены предложения»)
Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите, чем выражены обособленные обороты. Сформулируйте пунктуационные правила.
Вариант I
1) На иных березах обращенных к солнцу появились сережки золотые чудесные нерукотворные. (М. Пришвин) 2) Звонок колокола чистый и нежный доносился до нас. (И. Бунин) 3) Тайга убаюканная прохладой засыпала. Где-то в чаще не добежав до нас заглох ветерок. (А. Фадеев)
Вариант II
1) Боясь непогоды обычной в холодных краях летчики торопятся назад. (И. Соколов-Микитов) 2) Дождь лил ровно и однообразно шумя по траве и по деревьям. (А Пушкин) 3) Туман, редея, ползет вверх, сливаясь с быстро несущимися тучами. (А. Фадеев)
Задание 2. Прочитайте предложения. Определите, какие члены предложения соединяет союз и. Составьте схемы предложений.
Вариант I
1) Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба. 2) Брат вернулся из поездки усталый и встревоженный. 3) Сосны, высокие и гордые, наполняли окрестность своим шумом. 4) Солнце вышло уже из-за гор, и, освещенная его лучами, раскинулась перед нами цветущая степь.
Вариант II
1) Снежок, выпавший ночью и тающий у нас на глазах, делает склон еще более скользким. 2) Ветер пробежал по кустам, влажным от дождя, и затих. 3) Зло подул ветер, и, сырой, по-весеннему рыхлый, повалил снег. 4) Солнце вышло уже из-за гор, и, освещенная его лучами, раскинулась перед нами цветущая степь.
Задание 3. Из данных форм слов сконструируйте предложения с обособленными определениями и приложениями.
Вариант I
1) Разбудило, по-летнему, природу, яркое, весеннее, окружающую, солнце, нежное. 2) Дул, с востока, все еще, ветер, сильный, теперь.
Вариант II
1) Лодка, волнами, подгоняемая, по реке, неслась, быстро. 2) Я, под кедром, сел, большим, усталый, отдохнуть
Задание 4. Замените простые предложения с однородными сказуемыми предложениями, осложненными обособленными обстоятельствами. Сделайте вывод о грамматическом значении обособленных обстоятельств.
Вариант I
1) Друзья заметили его беспокойство и ушли. 2) Тяжелые волны мирно и ровно катились одна за другой, приподнимали одинокую лодку. 3) Орел едва коснулся земли, сделал несколько сильных порывистых прыжков.
Вариант II
1) Вдруг ракета рассекла потемки и золотой лентой взвилась к небу. 2) Впереди уходила вдаль, тянулась узкая полоска света. 3) В море появился корабль, медленно двигался по темной воде, светился огнями.
Задание 5. Расставьте знаки препинания в отрезках предложений. Определите структуру возможных синтаксических конструкций.Вариант I
-
Пошумев река ...;
-
... надвигалась не спеша;
-
... открывать ворча и недоумевая ....
Вариант II
-
... не смотря собеседнику в глаза ...;
-
... засеянное яровыми углублялось ...;
-
Мерцая звезды ....
Задание 6. Составьте три предложения, используя (по выбору) сочетания в качестве уточняющих приложений и обстоятельств.
Весной, на озере, у самой пристани, через несколько дней, даже в непроходимой тайге; как путешественник, открывающий ...; например в Антарктиде.
Задание 7. В данных предложениях перепутаны причастные обороты. Сконструируйте предложения и запишите их. Укажите известные вам орфограммы.
За садом и за полями, пережитыми мной зимою, на самом горизонте синело Батурино.
К лету от душевных и телесных болезней, незаметно уводивших нас за собой все дальше, как будто не осталось и следа.
Мы зорко следили за Джальмой, простиравшейся за ним. Так прошли мы все ржаное поле, потом картофельное, миновали глинистый пруд, сиявший и ярко желтевший за стволами.
Я подставил руки под голову и стал смотреть то в поле, жарко и скучно желтевшее своей удлиненной поверхностью вправо от нас, то на облако.