Разработка урока

Методическая разработка урока русского языка с использованием лицензионного программного обеспечения(ПМК «Наставник. Средняя школа. Русский язык») Предмет русский язык, 6 класс Урок закрепления и обобщения сведений о способах образования имен существительных с компьютерной поддержкой (с использованием ПМК «Наставник. Средняя школа. Русский язык»). Применение ЭСО способствует развитию у учащихся чувства ответственности за свой результат, позволяет проводить урок более динамично, наглядно, живо и эмоционально.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Способы образования имён существительных







Павлова Алеся Леонидовна,

учитель русского языка и литературы




Методическая разработка с использованием лицензионного программного обеспечения(ПМК «Наставник. Средняя школа. Русский язык»)

Предмет: русский язык, 6 класс, Способы образования имён существительных

Автор: Павлова Алеся Леонидовна, учитель русского языка

Краткая аннотация: Урок закрепления и обобщения сведений о способах образования имен существительных с компьютерной поддержкой (с использованием ПМК «Наставник. Средняя школа. Русский язык»). Применение ЭСО способствует развитию у учащихся чувства ответственности за свой результат, позволяет проводить урок более динамично, наглядно, живо и эмоционально.

Цель урока: обобщение и закрепление сведений о способах образования имён существительных.

Задачи урока: организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков в рамках темы; обеспечить проверку и оценку знаний, сформированности умений и навыков по теме; создать условия для формирования у учащихся ценностных отношений к художественному слову.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием компьютерной программы по русскому языку «Наставник».

Оборудование: оценочные листы, словообразовательные словари, Вивальди «Времена года», репродукции картин «Иней», «Зимнее утро», «Февральская лазурь» И. Грабаря.

Место проведения урока - компьютерный кабинет

Класс 6 «А»

Ход урока

1 этап. Организационный (2 мин.)

Цель: психологическая подготовка класса к уроку, организация внимания учеников.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет!

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

- У вас на партах находятся оценочные листы. Вы сами будете оценивать свои знания и умения. Оценочные листы в конце урока нужно сдать.

Приветствуют учителя, мобилизуются на работу

2 этап. Определение цели учебной деятельности (3 мин.)

Цель: формулировка темы урока, подведение учащихся к формулировке цели и постановке задач урока. Составление плана урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Тема нашего урока «Словообразование имён существительных».

Каковы же цели нашего урока? Сформулируйте их, используя опорные слова обобщить сведения о …; проверить …; закрепить навыки …; развивать … .

А чтобы прийти к цели, какие шаги должны предпринять? (Постановка задач)


Молодцы!

Запишите в тетрадях число, «классная работа», тему урока.

Формулируют цели урока:

обобщить сведения о способах образования имён существительных;

проверить знание теоретического материала,

закрепить навыки словообразовательного разбора;

развивать связную речь.

Ставят перед собой задачи:

повторить теоретический материал; выполнить тест по теме урока; выполнить упражнения на закрепление навыков.

3 этап. Проверка домашнего задания (10 мин.)

Цель: проверить навыки и умения учащихся по выполнению словообразовательного разбора.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Каким было домашнее задание?


- Вспомните историю создания стихотворения.

- Каково настроение стихотворения?

- Что именно радует поэта?

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали это стихотворение?

У русского художника Игоря Грабаря есть целый ряд картин, на которых изображена зима: «Иней», «Февральская лазурь», «Зимнее утро». Обратите внимание на цвета, используемые художником. Созвучны ли эти картины стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»?

- Проверим домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг друга.

- Возьмите оценочные листы и поставьте отметки за выполненное задание.

Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» выписать производные существительные и выполнить их словообразовательный разбор.

Чтение учащимся стихотворения наизусть.

Учащиеся отвечают на вопросы.



Учащийся работает у доски, объясняет, комментирует. Остальные проверяют задание в тетрадях, выставляют отметки в оценочные листы.

4 этап. Актуализация знаний и практических умений (5 мин.)

Цель: актуализировать знания по теме.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- С какими затруднениями вы столкнулись при выполнении домашнего задания?

- Давайте вспомним способы образования новых слов, составим схему.

(Приложение 1)

Отвечают на вопросы учителя.

1 ученик работает у доски, комментирует свои действия.

Остальные учащиеся выполняют задание в тетради.

Комментируют и оценивают ответ.

5 этап. Обобщение и систематизация знаний (7 мин.)

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для выполнения тестовой работы по теме.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Откройте учебники на стр.136. Давайте сравним таблицу, предложенную в учебнике с составленной нами схемой.

- Исключите их схемы те способы словообразования, которые не характерны для существительных. Как вы думаете, почему не все способы образования новых слов характерны для имён существительных?

- Прежде чем перейти к работе с текстами, мы немного отдохнём.

У знаменитого итальянского композитора есть концерт для скрипки «Времена года». Я предлагаю вам прослушать небольшой отрывок из этого известного произведения. Закройте глаза и попробуйте представить, какие картины хотел передать композитор, какую пору года он изобразил? (Звучит отрывок «Зима». Часть 1)

- Как вы думаете, какую пору года описал Вивальди в данном музыкальном отрывке? Почему вы так думаете?

- У кого из русских композиторов есть произведение с таким же названием «Времена года»? (П.И.Чайковский) Для какого инструмента написано произведение Чайковского?

- Работа в парах с текстами.

У вас на столах есть карточки с текстом «Узоры на стекле». Возьмите их и выполните предложенные задания.Если необходимо, обращайтесь к слообразовательным словарям.

(Приложение 2)

- Обсуждение работы.

Ученики работают с упр.276 (таблица), отвечают на вопросы.



Учащиеся высказывают своё мнение.


Отвечают на вопросы.


Учащиеся выполняют в парах задания, озвучивают выполненное, осуществляют проверку и оценивание.


6. Этап контроля и самоконтроля знаний (10 мин.)

Цель: выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний; обеспечение развития у школьников способности к оценочным действиям.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Выполнение тестовой работы на компьютерах. Программа «Наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1». Выбираем раздел «Коррекция», учебный раздел «Существительное», учебный элемент «Способы образования существительных. Т-1», режим «Самоконтроль с поощрением».

Выполнив тест, обратите внимание на количество допущенных ошибок, поставьте свою отметку в оценочный лист.

Выполняют тест. Осуществляют самопроверку и оценивание

7. Этап коррекции знаний и способов действий (2 мин.)

Цель: организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- В каких заданиях вы допустили ошибки?

- Что осталось не совсем понятным?

Выполняют работу над ошибками, записывают слова, у которых неправильно определили способ образования.

8. Этап подведения итогов урока (3 мин.)

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Наш урок подходит к концу. Достигли мы с вами тех целей, которые поставили в начале урока?

Каков результат вашей работы? Закончите оформление оценочных листов.

Как можно было бы определить ещё тему нашего урока? (Зима, зимнее утро) Какие виды искусства помогали нам сегодня работать над нашей темой?

На что нужно обратить внимание? Что может вызвать затруднение? Как действовать?

Оценка работы класса. Выставление отметок.

Отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

9. Домашнее задание (2 мин.)

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Повторить теоретический материал по теме упр. 276 (устно)

2. Выполнить упр. 279 (выписать слова с пропущенными буквами, выполнить словообразовательный разбор, устно ответить на вопросы)

3. Творческое задание по желанию учащихся - сочинение «Зимняя сказка»

Записывают задание в дневник





Приложение 1

Схема «Способы образования новых слов»Разработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урока

Разработка урокаРазработка урокаРазработка урокаРазработка урока




Разработка урока



















Приложение 2

Узоры на стекле

За ночь похолодало. Утро настало морозное, ясное. Я проснулась и увидела, что на стёклах по…вились уд…вительныерисунки. Снопы солнечных лучей врывались в комнату. Эти весёлые зайчики играли на стенах, на потолке и разноцветными огоньками зажигали снежные узоры на стекле. Вот сверкает длинная перистая ветвь. А вот необыкновенный цветочек. В самом верху разместился рожок полумесяца. Каждый криста(л,лл) чудесного узора сверкает в лучах зимнего солнца.

Стиль текста _________________________________

Тип речи ____________________________________

Тема текста __________________________________

Основная мысль ______________________________

Какое настроение возникает после прочтения текста? Какими художественными средствами это достигается?

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Выполните словообразовательный разбор выделенных существительных.


© 2010-2022