Проект «Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель»

Представляю коллегам проект "Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель", разработанный авторским коллективом кафедры русского языка и литературы МБОУ СОШ №31 г. Якутска. Мы взялись за разработку и реализацию этого проекта с целью формирования потребности и поддержания интереса к чтению у учащихся нашей школы. Практически все мероприятия нам удалось осуществить.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель»


Люди перестают мыслить,

когда они перестают читать.

(Д. Дидро)


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ

На рубеже тысячелетий, с развитием цивилизации человечество столкнулось с проблемой о которой еще 20-25 лет назад осторожно предупреждали некоторые ученые. Речь идет о значительном снижении у людей интереса к чтению. В России, где художественная литература, начиная с XIX века и до 90-х г.г. ХХ века, занимала центральное место, такая ситуация воспринимается особенно остро. В этой связи особенно вызывает беспокойство чтение молодежи (от 14 до 17 лет).

Современная образовательная, а следом за ней и культурная ситуация характеризуется, к сожалению, утратой интереса к чтению, особенно классической литературы. Объективной причиной этого является ускорение темпа жизни в целом, стремительное развитие информационных технологий, рост интернет - сетей. Формирующееся в результате этих процессов «клиповое сознание» не способствует развитию навыка медленного вдумчивого чтения , которое требуется для постижения классического произведения. Общеизвестно, что утрата интереса школьников к чтению становится причиной многих проблем в учебе, ведущих к снижению качества образования, а следовательно, к снижению общего интеллектуального уровня нации. Повышение интереса россиян к чтению, по выражению В.В. Путина, «без преувеличения, можно считать общенациональной задачей».

ЦЕЛЬ - формирование потребности и поддержания интереса к чтению.

ЗАДАЧИ:

  1. Организовать и провести исследование по изучению интереса к чтению, читательских предпочтений обучающихся.

  2. Сформировать у обучащихся представление о ценности и значимости чтения и книжной культуры.

  3. Создать положительные и привлекательные образы читающего человека, литературы, библиотеки.

  4. Вовлечь в активное чтение нечитающих и мало читающих обучащихся.

  5. Создать условия для повышения у обучащихся мотивации к чтению и включению его в структуру своих приоритетных культурных потребностей.

  6. Организовать совместную деятельность обучащихся и взрослых (учителей, библиотекарей, родителей, социальных партнеров) на основе общего интереса к книге.

  7. Создать на сайте школы Библиотечную страницу.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ : апрель 2013 г. - май 2014 г.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ:

Этапы

№ п/п

Содержание деятельности

Формы

Сроки

Ответственные

Охват

I Диагностический


1

Изучение читательских интересов и начитанности школьников

Анкетирование обучащихся, их родителей «Книга в моей жизни»

Апрель 2013 г.

2

Определение степени интереса к чтению, читательских предпочтений

Обработка результатов

Май 2013 г.

3

Разработка плана мероприятий

Утверждение плана

Май 2013 г.

II Этап проектирования и реализации

1

Просвещение обучающихся

Тематические политинформации (согласно календарю литературных и библиотечных праздников)

21 марта - Всемирный день поэзии

2 апреля - Международный день детской книги

23 апреля - Всемирный день книги

27 мая - Общероссийский день библиотек

6 июня - Пушкинский день России

В течение учебного года

2

Викторина «Из истории книг»

3

Конкурс «Лучший книгочей»

4

Популяризация чтения

Пиар-компания неизвестной книги

5

Фотоконкурс «Read &art»

6

Проведение читательского марафона

Интеллектуальный марафон

7

Организация совместной деятельности учащихся и родителей

Конкурс проектов «Заочные экскурсии по библиотекам города»

8

Проведение

Конкурс театрализованных постановок «Оживи книгу»


9

Организация совместной деятельности обучащихся и родителей

Круглый стол «Книга в эпоху интернета».


10

Конкурс «Иллюстрируем классику»

11

Популяризация чтения

«С книгой в будущее» - выпуск листовок, буклетов, закладок

12

Популяризация чтения

Уроки Чтения

13

Беседы с родителями «Как вырастить книгочея?»


14

Конкурс презентаций «Удивительная книга»


15

Встречи с якутскими писателями

16

«Путь к успеху» - встречи с известными людьми, которым чтение и книга помогли добиться успеха в жизни

17

Организация сменных экспозиций

Выставки «Нобелевская плеяда», «Лауреаты литературных премий»

18

Работа актива библиотеки

Разработка Библиотечной страницы на сайте школы

19

Конкурс эмблемы Библиотечной страницы

20

Ежемесячное выявление десяти книг для размещения списка на Библиотечной странице

Рекомендация книг «Горячая десятка»

21

Рекомендательные виртуальные выставки

Виртуальный вернисаж «Любимые книги нашего класса»


22

Размещение отзывов о прочитанных книгах на Библиотечной странице сайта библиотеки

«Диалоги о прочитанном»

III Контрольно-оценочный

1

Организация и проведение мониторинга

Диагностика

Апрель 2014 г.

2

Анализ деятельности

Отчет на заседании МС

Май 2014 г.

МОНИТОРИНГ

Мониторинг читательского развития - это механизм контроля и слежения за активностью чтения учащихся, позволяющий выявить тенденции в развитии и последствия принятия решений, направленных на совершенствование дальнейшей деятельности.

Для определения эффективности программы различных форм и методов работы, их влияния на продвижение чтения и рост читательской активности используется разработанный мониторинг.

Технология мониторинга включает 3 этапа: диагностический; проектирование и реализация; контрольно-оценочный.

Диагностический этап определяет показатели читательского развития на начальный период мониторинга. С помощью анкетирования учащихся и их родителей определяется уровень начитанности объектов проекта, их потребность в книге и чтении, а также интерес к книгам определённого направления (См. Приложение Анкета для учащихся «Книга в моей жизни», Анкета для родителей ).

На этапе проектирования и реализации ведется учет индивидуальной и массовой работы с учениками - участниками проекта, посещаемость и активность в мероприятиях. Собираются отзывы о прочитанных книгах и творческие работы, определяются трудности в читательском развитии.

На контрольно-оценочном этапе проводится анализ и прогнозирование дальнейших изменений по решению задач проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • изменится отношение к литературе;

  • вырастет читательская активность, мотивация к чтению;

  • повысится уровень читательской и информационной культуры;

  • раскроется духовно-нравственный и творческий потенциал читателей;

  • улучшится качество образования;

  • усилится взаимодействие школы с родителями и социальными партнерами.

УЧАСТНИКИ, ПАРТНЕРЫ: педагоги, учащиеся среднего и старшего звена, библиотекари, родители, социальные партнеры.

РЕСУРСЫ:

  • кадровые (педагоги, библиотекари);

  • материально-технические (компьютерная и офисная техника, обновленный книжный фонд, канцелярские товары);

  • методические (программа проекта, нормативно-правовая документация);

  • информационные (доступ в интернет, библиотечная страница на сайте школы, СМИ);

  • социальные (педагоги, учащиеся, родители, социальные партнеры).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для обучающихся 7 классов

«Книга в моей жизни»


1. Прочитал ли ты хотя бы одну книгу за последний месяц?

  • Да

  • Нет

2. О чем ты любишь читать?

  • О природе и животных

  • О своих сверстниках

  • О путешествиях

  • О жизни замечательных людей

  • О спорте

  • О технике

  • О профессиях

  • О приключения

  • Фантастика, фэнтези

  • Юмористические произведения

  • Книги на исторические темы

  • Стихотворения

  • Детективы

  • Комиксы

  • Ужастики

  • Другое (напиши, что)_____________________________________________________

3. Что читаешь чаще всего? (отметь не более 2 ответов)

  • Учебники

  • Энциклопедии

  • Книги

  • Газеты

  • Журналы

  • Другое_________________________________________________________________

4. Даришь ли ты книги в подарок своим друзьям?

  • Да

  • Нет

  • Нет, но собираюсь подарить

5. Хочешь ли ты получить книгу в подарок?

  • Да, эта книга называется_________________________________________________

  • Нет, я хочу получить что-то другое.

6. Кто чаще всего тебе советует, какую книгу почитать?

  • Друзья

  • Родители

  • Учителя

  • Библиотекари

  • Реклама в СМИ

  • Другое_________________________________________________________________

7. Где ты чаще всего берешь книги?

  • Дома, в домашней библиотеке

  • В школьной библиотеке

  • В городской библиотеке

  • В книжном магазине

  • У друзей или знакомых

  • В Интернете

8. Ты выберешь книгу, если … (отметь не более 2 ответов)

  • Понравилось название

  • Знаю этого автора

  • Понравилась обложка

  • Видел(а) рекламу книги

  • Узнал(а) об этой книге из Интернета

  • Читаю книги этой серии

  • Другое_________________________________________________________________

9.Читаешь ли ты книги в Интернете?

  • Не читаю такие книги

  • Читаю книгу на экране компьютера

  • Распечатываю книгу из Интернета на бумагу

  • У меня есть специальный прибор для чтения электронных книг (КПК, Букридер)

10.Сколько книг у тебя в домашней библиотеке?

  • Книг почти нет

  • От 50 до 300 книг = 1 книжный шкаф

  • От 300 до 500 = 2 книжных шкафа

  • От 500 до 1000 = 3 книжных шкафа

  • Более 1000 = 4 и более книжных шкафов

11.Сколько книг в месяц ты читаешь?

  • Меньше одной

  • Одну

  • Две

  • Три

  • Больше трех

12.С кем ты обсуждаешь прочитанные книги?

  • С родителями

  • С друзьями

  • В Интернете

  • Где-то еще______________________________________________________________

  • Ни с кем не обсуждаю

13. Кто в твоей семье часто читает?

  • Мама

Папа

  • Дедушка

  • Бабушка

  • Старшие брат/сестра

  • Другие люди (напиши, кто ) _______________________________________________

  • Никто; в моей семье мало читают (почти не читают)





Анкета для родителей обучающихся 7 классов


1. Есть ли у Вас домашняя библиотека?

  • да

  • нет

2. Сколько примерно книг в Вашей библиотеке?

  • меньше 50

  • от 50 до 100

  • более 100 книг

3. Какие журналы и газеты Вы выписываете или покупаете?

4. Читаете ли Вы художественную литературу в свободное время?

  • да

  • нет

5. Что значит для вас «ЧТЕНИЕ»:

  • приятное проведение досуга, отдых;

  • приобретение новых знаний для саморазвития и самообразования;

  • необходимое условие для профессионального обучения и повышения квалификации;

  • другое__________________________________________________________________

6. Хочется ли Вам, чтобы Ваш ребенок любил читать и почему?

7. Охотно ли читают Ваши дети?

  • да

  • нет

  • редко

  • систематически

8.Каким образом Вы привлекаете внимание ребенка к книге, к чтению? _____________________________________________________________________________

9. Читаете ли Вы книги своим детям?

  • ежедневно

  • 2-3 раза в неделю

  • 1 раз в месяц

  • не читаем

10. Где Вы берете книги для чтения?

  • в книжных магазинах

  • дома

  • у знакомых, друзей

  • в библиотеке

11. Посещают ли ваши дети библиотеку?

  • да

  • нет

Благодарим за участие!


© 2010-2022