Знаки препинания в БСП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ембергенова Жанна

Кызылординская область

Средняя школа №142


Урок по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему, готовы ли они писать контрольный тест по данной теме. На этом уроке происходит обобщение и закрепление изученного материала, развивается умение обосновывать расcтановку знаков препинания в бессоюзом сложном предложении.

Тема урока: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «БСП», формировать умения анализировать БСП, правильно ставить в них знаки препинания, обосновывать их.

Задачи урока:

- знать определение, отличительные признаки сложного бессоюзного предложения.
- выделять сложное бессоюзное предложение по совокупности признаков:
- определять смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного;
- обосновать выбор знака препинания на основе смысловых отношений.

Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация знаний

Слово учителя. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Знаки препинания в БСП». На уроке мы продолжим отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, систематизируем наши знания о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. В конце урока вы напишите проверочный тест по данной теме.

1.Какую тему мы изучали на протяжении нескольких уроков? Каковы цели нашего урока?

(Учащиеся формулируют цели урока)

Для чего вам необходимо знать условия постановки знаков препинания в БСП?

2.Лингвистическая разминка.

Учитель проводит словарный комментированный диктант: ученики по цепочке объясняют орфограммы в словах.

Бензопровод, вербовщик, избалованный, засоренный, безудержный, без умолку, блокировать, знамения, откупорить, ходатайство, намерение, принудить.

III Обощение и закрепление изученного материала

Укажи наиболее точное определение БСП:

  1. это такое сложное предложение, части которого соединяются интонацией.

  2. это такое сложное предложение, в котором части соединены только смыслом и интонацией, а союзы и союзные слова не используются.

  3. это такое сложное предложение, в котором части соединяются без помощи союзов и союзных слов.

Среди данных предложений найдите БСП. Свой выбор обоснуйте.

  1. Луны на небе не было она в ту пору поздно всходила. (И.Тургенев)

  2. Облако пройдёт озеро опять заблестит. (Н.Некрасов)

  3. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М.Горький)

  4. В его походке я заметил перемену он хромал немного. (Н.Павлов)

  5. Всё лицо походка взгляд голос вдруг изменилось в ней. (Л.Толстой)

Работа в парах

- Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?

- Когда ставится двоеточие в БСП?

- Когда ставится тире в БСП?

Тренировочное упражнение.

1 группа

  1. Из простых предложений составить два бессоюзных с двоеточием и тире.

Я стал прислушиваться. Возле дома раздавались чьи - то шаги.

Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.


  1. Расставьте знаки препинания и объясните их.

Знание возбуждает любовь чем больше знакомишься с наукой тем больше любишь её.

Раздался выстрел зверь продолжал бежать.

Над Герасимом однако глумиться не решались он шуток не любил.

2 группа

  1. Из простых предложений составить два бессоюзных с двоеточием и тире.

Мы решили остаться дома. На улице сильный ветер.

Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться.


  1. Расставьте знаки препинания и объясните их.

Биться в одиночку жизни не перевернуть.

Да недобрый день задался ему ходят мимо баре богатые в его лавку не заглядывают.

Мы собрались в лес дрова были на исходе.

Разноуровневое обучение: слабые ученики работают с карточками, а средние пишут схематический диктант.

Задание для средних учеников: составить схему предложения. Учитель читает предложение, ученики составляют схему.

Осыпал лес свои вершины, сад обнажил своё чело.

Вокруг меня щёлкают любопытные синицы; на ветках деревьев чирикают, шумят, суетятся воробьи.

Всех нас объединяла одна цель: учиться и приобрести специальность.

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Погода утихла, тучи расходились, перед нами лежала равнина.

Погода была ужасная: дождь лил как из ведра.

Учитель вызывает двух учеников к доске, и они делают схемы на доске, а класс проверяет.

Физкультурная минутка

Под руководством учителя ученики выполняют упражнения для глаз.

Тест с последующей взаимопроверкой.

1) Если в тексте перечисляются факты, то ставим...

2) Если в предложении перечисляются факты, но части более распространены, то ставим..

3) Второе предложение поясняет смысл первого, ставим...

4) Содержание одного предложения противопоставлено по смыслу содержанию первого, то ставим..

5) Второе предложение дополняет смысл первого, то ставим...

6) Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то ставим...

7) Первое предложение указывает на время, то...

8) Первое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором..

9) Второе заключает в себе вывод, следствие..

(Учащиеся меняются тетрадями, проверяют тест.Ключ озвучивает один из учеников)

Итог: Все проблемы решаемы, надо только приложить свою волю, желание и труд. Сегодня, как никогда актуальны для нас слова Джона Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны».

Рефлексия: Итак, обратимся к тому, с чего мы начали урок. Достигли ли результатов? Что вам дал этот урок? Какой основной вывод сделал каждый из вас для себя? Над чем заставил задуматься?

Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.


© 2010-2022