ОЛИМПИАДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Лянторский нефтяной техникум ( филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет».



Задания олимпиады.



Дисциплина: Русский язык и культура речи.

Преподаватель: Урывская Н.П.

Курс:

Группа:

Специальности:

Рассмотрены на заседании предметной ( цикловой) комиссии общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рекомендованы к утверждению .

Протокол №____ от «___» __________20 г.

Председатель ПЦК__________________ Подпись_______________





Задания олимпиады по русскому языку и культуре речи.

Задание 1. Расставьте ударения.

Августовский, асбест, договор, дремота, диспансер, каталог, закупорить, щавель, красивее, кухонный, нефтепровод, феномен, жалюзи, заржаветь, оптовый, баловать, искра, медикаменты, намерение, обеспечение. (20 б)

Задание 2. Замените иностранные слова русскими синонимами.

Апатия

Дифирамб

Раритет

Феномен

Фиаско

Электорат

Мозаика

Монархия

Бартер

Гастарбайтер (10 б)

Задание 3. Определите род существительных и составьте словосочетания «существительное + прилагательное».

Авеню

Иваси

Кофе

Тюль

Толь

Мозоль

Пони

Шимпанзе

Шампунь

ЖКХ (10 б)

Задание 4. Определите значения фразеологического оборота.

1. АЛЬФА И ОМЕГА: а) начало и конец; б) окончание; в) решение важного вопроса.

2.УДАРЯТЬСЯ В АМБИЦИЮ: а) зазнаваться; б) потерпеть поражение; в) бурно проявлять своё недовольство.

3. АХИЛЛЕСОВА ПЯТА: а) уязвимое место; б)неуязвимое место; в) географический объект.

4. ОТСТАВНОЙ КОЗЫ БАРАБАНЩИК: а) помощник в делах; б) человек, не заслуживающий никакого внимания; в) музыкант.

5. КИСЕЙНАЯ БАРЫШНЯ: а) важная женщина; б) изнеженный человек; в) балерина.

6. МЫШИНАЯ ВОЗНЯ: а) забота; б) о действиях животных; в) мелкие хлопоты.

7. ПИТАТЬСЯ МАННОЙ НЕБЕСНОЙ: а) жить очень хорошо; б) недоедать; в) быть на небесах.

8. СТРОИТЬ ЗАМКИ НА ПЕСКЕ: а) основываться на ненадёжных данных; б) заниматься строительством; в) предвидеть.

9. КЛАСТЬ ПОД СУКНО: а) без продвижения (о просьбе, деловой бумаге); б) уделять пристальное внимание чему-либо; в) надеяться на что-либо.

10. КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ: а) сильно плакать; б) лицемерная жалость; в) слёзы крокодила.

(10 б)

Задание 5. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.

А) здравый, мощь, добродетель, чуждый;

Б) здоровый, мощь, зима, чужой;

В) здравый, мочь, добродетель, чужой;

Г) здоровый, мочь, зима, чуждый. (5 б)

Задание 6. Исправьте лексическую ошибку и укажите её тип (тавтология, плеоназм, смешение паронимов, неправильное употребление иностранных слов).

1. Мужественный и смелый человек.

2. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

3. Текст выступления отредактирован уважаемым редактором.

4. Он был патриотом своей Родины.

5.Проводится очень объёмистая работа по сбору межотраслевой информации.

6. Участники собрания строго обсудили нарушителей дисциплины.

7. Во многих районах вода оказалась в минимуме.

8. Преподаватель оперирует положительными примерами из жизни группы.

9. Онегин вёл праздничный образ жизни.

10. Писатель завоевал мировую признательность.

(10 б.)

Задание 7. Отредактируйте предложения.

1. На мебель были одеты чехлы.

2. Прошу представить мне очередной отпуск.

3. Достоевский - замечательный психиатр.

4. Это для нас не имеет роли.

5. Есть возможность тяжёлых осложнений.

6. В аудитории собралось 26 человек студентов.

7. Неженатый холостяк хочет познакомиться.

8. Полчища тружеников вышли на субботник.

9. Команда опять потерпела победу.

10. Он демонстрационно покинул зал заседаний.

(10 б.)

Задание 8. Выберите нужную форму сказуемого.

1. Бар-дискотека (открыт, открыта) всю ночь.

2. Музей-квартира поэта (открылась, открылся) после реставрации.

3. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.

4. Вагон-лаборатория (стоял, стояла) на запасных путях.

5. Гостям (понравился, понравилась) хлеб-соль. (5 б

Задание 9. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Помидоры

Солдаты

Чулки

Носки

Апельсины

яблони

Сапоги

Джинсы

Валенки

Килограммы (10 б)

Задание 10. Соедините деепричастные обороты с одним из двух предложений.

1. Открыв дверь,

а) я увидел простую обстановку гостиной;

б) моим глазам предстала странная картина.

2. Путешествуя 2-м классом,

а) сервис был замечательным;

б) никто не ожидал такого хорошего сервиса.

3. Ничуть не смутившись,

а) она быстро прошла мимо изумлённой публики;

б) вся её фигура выражала уверенность.

4. Приветливо кивая всем встречным,

а) ему хотелось сказать о своей радости;

б) он думал о своей радости.

5. Взяв без разрешения оборудование,

а) у него начались неприятности;

б) он почувствовал себя неуютно.

(10 б.)

© 2010-2022