Программа развития школьников Восхождение к Олимпу

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы. Программа «Шаги к литературному Олимпу» для 5 классов разработана в контексте системы общего образования, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств. Литература как учебный предмет имеет большое значение ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»


Программа развития для интеллектуально одаренных детей в общеобразовательной школе «Шаги к литературному Олимпу»


Программа рассчитана на детей 10 -11 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1год.

Авторы дополнительной образовательной программы:

Симбиркина Н.В. - учитель русского языка и литературы

Рахманова Л.В. - заместитель директора по УВР

Программа развития школьников Восхождение к ОлимпуПрограмма развития школьников Восхождение к Олимпу










Программа развития школьников Восхождение к Олимпу

Программа развития школьников Восхождение к Олимпу












г. Астрахань, 2012года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.

Программа «Шаги к литературному Олимпу» для 5 классов разработана в контексте системы общего образования, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств.

Литература как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их размышлению над поставленными автором проблемами.

Программа «Шаги к литературному Олимпу» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности,пробудить интерес к литературе, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Программа рассчитана на детей 10 -11 лет. Занятия предполагают быть многоплановыми: изучение истории литературы, работа с литературоведческими терминами, литературное сотворчество.
Общий курс в объединении рассчитан на 1 год . Программа для воспитанников составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и строится в виде кружковой работы.

Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;


  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);


  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;


  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;


  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;


  • развитие творческого и логического мышления учащихся;


  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.


Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности -оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление -познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление -создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция -глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект -умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети- дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность- уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

Основные направления реализации программы.

Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:


- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.


Мероприятия по работе с одарёнными детьми:


предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: школьного/гимназического, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.


  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.


  • Гуманизм в межличностных отношениях.


  • Научность и интегративность.


  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.


  • Применение принципов развивающего обучения.


  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.


Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение- это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия- это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:


  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;


  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;


  • ослабить скрытые конфликты;


  • выработать общее решение;


  • повысить эффективность работы участников дискуссии;


  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;


удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.


Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания- это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм- используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методическая работа педагога:


  • заниматься самообразованием;


  • повышать профессиональное мастерство;


  • посещать занятия других педагогов;


  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;


  • проводить открытые занятия;


подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;


  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.


Актуальность программы «Шаги к литературному Олимпу».

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения - не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:


  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;


  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;


формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.





Учебно-тематический план

№ раздела

Тема

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Литература как искусство слова.

1

Виды, роды и жанры литературы.

Работа с текстами:определение

2-3

Вымысел и художественное творчество.

2

Сопоставление устного народного творчества и литературной сказки.

Работа с текстами, элементы инсценирования.

4-5

Литературные жанры как исторически

сложившиеся формы литературы.

2

Ступени развития жанров.

Сравнительный анализ.

6-7

Фольклор. Основные жанры фольклора.

2

Жанровое своеобразие фольклора

Отличительные особенности жанров устного народного творчества

( сопоставление и анализ прочитанного)

8-9

Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки.

2

Виды и основные образы русских народных сказок, истоки их возникновения.

Распределение известных сказок по представленной тематике. Элементы инсценирования.

10-11

Сказки народов мира.

2

Сходство и отличия русских народных сказок от сказок народов мира.

Работа в группах(1 группа инсценирует отрывок из русской народной сказки, 2 группа - сказку народов мира). Изготовление персонажей из природного материала (выставка творческих работ).

12

Самостоятельный анализ сказки.

1

Схема анализа сказки.

Анализ сказки, рисунок.

13-14

Народ как основной творец сказок.

2

Фабульное своеобразие сказок народов мира.

Работа с фольклорной картой(география сказки).

15

Книжная полка. Из русского фольклора.

1


История создания сборника сказок астраханского края. (под редакцией Л.Л. Ивашнёвой).

Встреча с автором сборника.

16

Русские народные сказки, былины, народные песни.

1

Фабульное своеобразие сказок народов мира.

Виртуальное

путешествие в мир фольклора.

17

Духовная литература. Библия.

1

Разделы Библии (Ветхий завет, Евангелие) основные отличия.

Сопоставление сюжетов Ветхого и Нового заветов

18

Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи.

1

Летопись как исторический памятник и история данного периода времени.

Выявление авторского и исторического в летописи.

19

Эпические жанры.

Литературные сказки.

1

Русские писатели - создатели, хранители сказки.

Развитие навыков чтения по ролям литературной сказки.

20-21

Сказочная традиция в русской литературе. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский

2

Отражение сказочных традиций в произведениях данных авторов.

Обучение чтению наизусть отрывка из сказки с декламацией.

22

Тема, идея сказки и их образное воплощение. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг.

1

Сопоставление сюжетных линий в творчестве русских и зарубежных сказочников.

Викторина «Отгадай сказку».

23-24

Как рождается сказка. Создание сказки по пословице.

2

Композиционные элементы сказки.

Творческая мастерская.

25-26

Книжная полка. Писатели - сказочники.

2

Писатели-сказочники Нижнего Поволжья.

Фольклорная экспедиция.

27

Рассказ. Жанровые особенности рассказа.

1

Сюжет как ключевой элемент рассказа.

Рассказ как жанр эпоса.

28

Герой и сюжет рассказа. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю. Драгунский.

1

Герой как основной элемент сюжетной линии.

Сопоставление характеров и поведения главных героев в представленных рассказах.

29-30

Рассказы о животных. К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон.

2

Олицетворение как основной приём рассказа.

Мини-спектакль по прочитанным рассказам. Поделки из природного материала.

31-32

Писатели Астраханской области.

2

Экскурсия в музей

Занятия в музее.

33-34

Итоговое занятие.

2

Концерт для родителей, учащихся и педагогов по изученным произведениям.



Содержание изучаемого курса

1.Литература как искусство слова. Литературный процесс от древности до наших дней. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы.

2.Фольклор. Основные жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, считалки, игры. Небылицы. Основные приемы создания небылиц.

3.Сказка. Виды сказок. Как строится сказка. Русские народные сказки.

4.Сказки народов мира. Общность сюжетов в сказках народов мира. Самостоятельный анализ сказки.

5. Русские сказочники. Сочинение сказки. Вариант сочинения сказки по предложенному началу.

6. Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни. «Два Ивана - солдатских сына». «Финист - Ясный сокол». «Жена - доказчица». «Снегурочка». «Святогор - богатырь».

7.Духовная литература.Основные жанры духовной литературы. Библия.

8. Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи. «Слово о полку Игореве». «Поучение Владимира Мономаха».

9.Эпические жанры.Литературная сказка и фольклорная.

10. Сказочная традиция в русской литературе. Литературная обработка фольклорных сюжетов. Литературные приемы создания сказочной ситуации. 11. Тема, идея сказки и их образное воплощение. Герой в сказке. Мораль в сказке.

12.Как рождается сказка. Создание сказки по пословице.

13. Книжная полка. Писатели - сказочники. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг.

14. Рассказ.Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

15.Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Юмористический рассказ. Детективный рассказ. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю. Драгунский.

16. Рассказы о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе. К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон.

17. Тайны рассказа. Творческая мастерская. Мой первый рассказ.

18. Книжная полка. Из литературы XIX века. И. А. Крылов, И. А Тургенев,

А. П. Чехов.










Список литературы.

Для педагогов:

1.В.Я. Пропп «Русская народная сказка»

2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. "Одаренные дети". М., Прогресс, 1991

3. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991

4.Очерки о детских писателях. Справочник для учителей . Приложение к книгам для чтения «Свободный ум». - М.: Баласс, 2005

5. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 2010

Для родителей:


1. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1999

2.Сборники Астраханской области.

Для детей:


1. Маршак С. Я. Любимые детские стихи. - СПб., 2009

2.Русские народные сказки. Сказки народов мира.


3. Уроки сказки. - 2-е изд., - М.: Педагогика,2010








© 2010-2022