Урок по теме: Пунктуация в ССП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК №_____

Пунктуация в ССП

Цель урока: закрепить знания учеников о сложносочиненном предложении; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Ход урока

1.Проверка дом.задания упр.316

2.Вопросы по теории:

-Назовите группы ССП./соед.,разделит., противит./

-Какие союзы встречаются в сложносочиненных предложениях?

-В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?

/Если в ССП есть одиночный соединительный или разделительный союз, и имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставиться/. Например: Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.

3.Закрепление изученного материала. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми:

Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось оченьтемно (Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно (Песков).

2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами - и, да (в значении «и»), или, либо - не ставится в следующих случаях:

а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член - обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль - поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения - по словам охотников - один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Схема разбора сложносочинённого предложения

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2.Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5.Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Образец синтаксического разбора сложносочинённого предложения

1 ряд. [Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада} (А. Ахматова).

[ ], но [ ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

2 ряд То \падал как будто туман], то [вдруг припускал косой, крупный дождь] (Л. Толстой).

То [ ], то [ ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

3 ряд. [Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки шалые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

[ ], и [ ], и [ ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.

4.Творческий диктант.

Закончите пословицы, использовав противительные союзы:

1)Не место красит человека,…( а человек место).

2) Не красна изба углами,…( а красна пирогами).

3)Мягко стелет,…( да жестко спать).

4) Делу время,…( а потехе час).

5)Близок локоть,…( да не укусить).

6) Рад бы в рай,…( да грехи не пускают).

7)Не спеши языком,… ( а спеши делом).

5. Конструирование предложений.

Составьте из двух предложений одно сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)

2.Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)

3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболеется.( Перед контрольной обязательно зуб заноет или рука разболеется.)

Домашняя работа упр. 314.Объединить простые предложения в сложносочиненные.



© 2010-2022