Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)

Урок письма « Разговор сердец».                                                                                                   Цели урока:-научить учащихся грамотно составлять текст письма-научить правильно подписывать конверт- развивать способность к сочинительству, тонкому  выражению своих мыслей - возродить традиции эпистолярного жанра- сконцентрировать внимание школьников на многообразии словарей и словарном богатстве. Еще недавно письмо было неотъемлемой частью жизни каждого человека. Ув...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)Разработка урока по русскому языку

учителя МОУ средней школы №88 Малясовой Е.Д.

Дата: 21 мая 2007 года

Класс: 5 «Д»

Тема: Урок письма « Разговор сердец».

Цели урока:

-научить учащихся грамотно составлять текст письма

-научить правильно подписывать конверт

- развивать способность к сочинительству, тонкому выражению своих мыслей

- возродить традиции эпистолярного жанра

- сконцентрировать внимание школьников на многообразии словарей и словарном богатстве.

Оборудование и наглядные пособия: толковые словари, чистые конверты,

мультимедийный проектор.

Методы обучения: беседа, самостоятельная работа со словарем, сравнительный анализ, практическая работа, метод проекта.

Формы работ: индивидуальная, групповая

Тип урока: урок изучения новых знаний

Технологии: обучение в сотрудничестве с использованием информационных средств

План:

  1. Организационный момент 1 минута

  2. Вступительное слово 2 минуты

  3. Работа со словарями 7 минут

  4. Проект учащихся 9 минут

«Что общего между огнем и интернетом?»

5. Изучение структуры письма 10 минут

6. Как правильно подписывать конверт 7 минут

7. Заключительное слово 3 минуты

8. Домашнее задание 1 минута

Ход урока

1.Организационный момент. (1 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Вступительное слово учителя. (2 мин)

- « Кто стучится в дом ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

Ленинградский почтальон».

Совсем забытые слова из детства ваших родителей. А ведь не так давно письмо было неотъемлемой частью жизни каждого человека. Увы, мы стали мало писать друг другу. Мы запросто обходимся бездушными электронными сообщениями, скрываемся за неискренними казенными фразами. Мы отвыкли разговаривать с близкими и друзьями с помощью писем, которые можно читать, перечитывать, хранить с любовью долгие годы.

Писать письма - это настоящее искусство, искусство эпистолярного жанра. На этих тоненьких листах бумаги мы любим, радуемся, ненавидим. С какими нежными и ласковыми словами мы можем обратиться к дорогим нам людям, открыть им самые потаенные уголки нашей души, высказать сокровенные мысли и заветные мечты, прикоснуться к их сердцу.

Нельзя не вспомнить великих русских писателей и поэтов:

М.Ф. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.С.Пушкина, С.А.Есенина и многих других, творчество которых трудно представить без личной переписки, в которой отразилась вся их судьба.

3. Работа со словарями. (7 мин)

- а знаем ли мы с вами, что обозначают слова письмо, почта, почтальон?

- ребята, найдите значение этих слов в школьном толковом словаре.

После того, как ребята самостоятельно знакомятся со статьями в словаре,

на экран мультимедийного проектора выводятся значения слов, взятые из разных словарей. Необходимо обратить внимание учащихся на разнообразии словарей (В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка, Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка, Историко-этимологический словарь современного русского языка П.Я. Черных). Информацию читает один из учеников.





- А к какому жанру относится письмо? (к эпистолярному жанру).

На экран проектора выводиться информация, что такое эпистолярная литература, значение слова эпистолярный.

Учитель добавляет, что наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная эпистолярная литература; основные жанры - роман в письмах ("Бедные люди" Ф.М. Достоевского) и стихотворное послание.

Послание (от греч. epistole - стихотворное письмо). Впервые оно появляется у Горация в античной литературе, живет в эпохи Ренессанса, классицизма и романтизма. Основная функция послания - дидактическая (наставительная, поучительная). Содержание посланий носит и морально-философский характер.

- Итак , эпистола в переводе обозначает посылаю, отправляю. Устаревшее значение этого слова письмо, послание.


  1. Проект учащихся. (9 мин)

Перед уроком весь класс посетил ранее запланированную экскурсию в Тольяттинский музей письма. Группа ребят начала работу над проектом, в котором рассматривается история почты с древнейших времен. Была поставлена проблема: «Что общего между огнем и интернетом?» Ребята работали по следующему плану.

1.Подготовить буклет для родителей с целью познакомить с предстоящей работой, рассказать об уроке, знаниях которые получат ребята в результате урока.

2. Изучить материал по теме.

3. Подготовить презентацию.

Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)


Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)

Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)

Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)

Урок по русскому языку Разговор сердец (5 класс)

3 . Представить презентацию, сопровождая докладом.

«Передать весть» (краткая история почты).

Потребность в передаче информации возникла еще на заре человечества. Одни племена использовали для этого ветки и палки с зарубками, другие - свист, барабаны, огонь, дым костров. Кое-где так передают вести еще и сейчас. Так, на острове Гомера (Канарские острова), несмотря на современные средства связи, жители горных деревень общаются свистом, причем высвистывают не условные сигналы, а звуки испанской разговорной речи - гласные, некоторые согласные. При благоприятном ветре слышимость достигает 6 километров.

Позднее, с появлением письменности, стали наносить информацию на камень, глину, а затем на папирус, пергамент, ткань и, наконец, на бумагу. Передача сообщений постепенно стала напоминать почтовую связь, какой мы привыкли ее себе представлять.

Известно, что уже при фараонах 4-й династии в 2900-2700 гг. до н.э. в Египте существовала почта с пешими скороходами и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставить гонцам постой. Служба гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям то гот времени гонца, принесшего плохую весть, могли казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы найден в одном из древних папирусов; автор его завещает своему сыну: « Становись, кем хочешь, но не гонцом».

Наиболее совершенную для своего времени систему почтовой связи начал создавать персидский царь Кир II Великий, наивысшего расцвета она достигла при Дарий I (522-486 гг. до н.э.). Персы создали мощную и разветвленную сеть дорог. Безопасность движения почты и путешественников обеспечивали войска. По свидетельствам древнегреческих историков Геродота и Ксенофонта, все путешествие по царской дороге от Сард до Суз длиной 2300 км длилось 90 дней. Царская почта доставлялась за 6-дней по принципу эстафеты: каждые пять км (парсанг) на дороге находился пикет; всадник, получив почту, во весь опор мчался к следующему пикету, передавал пакет другому, мчавшемуся далее.

Почта доставлялась пешими и конными гонцами, а также повозками о системе главных станций - мансио и промежуточных - мутацио. Кроме почты, по этой системе перевозили грузы и пассажиров. Все было расписано до мельчайших подробностей: и виды отправлений, и грузоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их жалование и т.д. По одной из версий римской системе станций мы обязаны названием «почта». Станции собственных названий не имели, про них говорили: «станция, находящаяся в пункте N». От слова «позита» - «находящаяся» - возникло со временем слово «почта», вошедшее в 13 веке в большинство европейских языков.

В России первая регулярно действующая почта появилась в середине 17 века, она предназначалась для связи с зарубежными странами, к концу века появились почтовые линии Архангельская и Cибирская, и в первой четверти 18 века, уже при Петре Великом, почта связала в единую сеть все основные города страны.

Сейчас Российская почта - это гигантская сеть, в которую входят 92 областных, краевых и республиканских управления почтовой связи, около 40 тысяч отделений, расположенных в различных населенных пунктах, и 125 тысяч почтальонов, для которых нет недопустимых мест, - они обслуживают население и там, где нет отделений почтовой связи.

..В стене церкви в одном из сел неподалеку от Ужгорода укреплена чугунная плита, на которой изображен спешащий куда-то человек в распахнутом плаще, с сумкой. Надпись на плите гласит: «В память привязанности, преданности, честности и послушности посла Федора Фекета». Федор Фекет не был дипломатом - послами в 19 веке в Закарпатье называли письмоносцев. Жизнь его оборвалась, как поведали предания, при исполнении служебных обязанностей в 1838 г. А в назидание потомкам остался памятник, как символ особого отношения к почтальону - спутнику нашему в беде и в радости.

Главный секрет современного городского почтового ящика - механическое извлечение писем (или выемка, как говорят почтовики). У почтальонов, вынимающих корреспонденцию, есть специальная рамка, без которой ящик не откроется. В сельской местности почтальон вынимает письма вручную.

Выемка организована так, чтобы уберечь содержимое ящика от любопытных взглядов. Еще в одном из указов Петра Великого есть слова: «Велеть... отнюдь ни чьей грамотки не распечатывать и не смотреть, чтоб всяк, заплатя достойную плату, был обнадежен. Тайна переписки охраняется законом и в наше время, никаких сведений о чужих почтовых отправлениях посторонние лица не могут.

В работе почтальонов есть незыблемое правило - строжайшим образом беречь почту от постороннего любопытства. Они не могут ни на минуту оставить сумку с письмами без присмотра или передоверить.

-Да, ребята, немало легенд связано с почтой и с ее историей. Вот одна из них гласит, что, проводя раскопки в Междуречье, археологи нашли самое древнее и самое тяжелое любовное письмо. Оно было написано даже не на глиняной табличке, как было принято в те времена ,а высечено на камне весом 16 килограмм. Письмо относится к 2200 до н.э. Неприлично читать чужие письма, но археологи расшифровали клинописный текст. В письме юноша Гамиза просит девушку Дастай о свидании.

Письма бывают не только личные, но и деловые, официальные.

5. Изучение структуры письма. (10 мин)

На экране поэтапно появляются компоненты композиции письма. После обсуждения дети записывают структуру и основные требования в тетрадь.

- Правильная структура письма включает в себя обязательные компоненты:

1. Обращение.

2. «Приступ» - какая-либо любезность или пожелание в адрес получателя.

3. Изложение сути вопроса, которое обязательно должно быть интересно адресату.

4. Заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения (при необходимости). При забывчивости отправителя можно приписать недописанное (P.S. или N.B.).

Общие требования:

1. Тон выдержанный, мысли хорошо продуманы и логически выстроены.

2. Почерк разборчивый, аккуратный, исключающий неправильное прочтение слова.

3. Ширина полей 2 см.

4. Помните: написанное не исчезает. Мысли, бездумно изложенные на бумаге, могут существовать сотни лет.

5. Письма, написанные под сильным эмоциональным воздействием, следует отложить на сутки и перечитать, а затем или отправить, или без сожаления разорвать на мелкие кусочки.

6. Как правильно подписывать конверт. (7 мин)

- Герои детского рассказа Николая Носова «Автомобиль» вот как подписали конверт:

« Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру».

Запечатали конверт и бросили в ящик.

  • Скажите, получит письмо милиционер? (нет).

  • А почему? ( потому что конверт должен быть подписан правильно; индекс, адрес, имена адресата и адресанта написаны четко).

  • Ребята, давайте возьмем чистые конверты и подпишем их, можно придумать оригинальный адрес.

  • А теперь посмотрите на экран, вы видите, как надо правильно подписывать конверт. Самостоятельно сравните и исправьте ошибки.


7. Заключительное слово. (3 мин)

-В наше энергичное и компьютеризированное время мы можем общаться друг с другом как угодно: по телефону, интернету, факсу. Но разве будем мы подолгу думать над словами в sms-сообщении или вкладывать в них чувства и душу? Нет. Это над письмом можно сидеть часами, тщательно подбирая каждое слово, чтобы собеседник мог проникнуться нашей бедой или порадоваться вместе с нами.

Письмо близкому человеку, другу - это самый настоящий, задушевный разговор двух сердец. Чтобы не говорили люди о быстроте темпа жизни, о нехватке времени, о «несовременности» писем, нет ни одного человека, который , достав из ящика письмо с давно знакомым почерком , не улыбнулся бы. Один конвертик, а в нем столько радости, эмоций, событий, новостей о том, кого давно не видел, по кому очень скучаешь. Тепло идет от такого конверта, согревая сердца, оживляя воспоминания в нашей памяти.

Пишите письма. Пусть ваши сердца разговаривают.

8.Домашнее задание. (1 мин)

- Напишите письма своим друзьям, расскажите им о самом ярком событии в вашей жизни. Тема вашего сочинения так и называется: « Письмо другу. Самое яркое событие моей жизни».


Список используемой литературы:

russianpost.ru

Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка

Историко-этимологический словарь современного русского языка П.Я.Черных

yandex.ru/yandsearch?text=фестиваль+педагогических+идей+открытый+урок&lr=11

В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка

Документы и письма музея тольяттинского почтамта

Н. Носов «Автомобиль» Изд. «Детская литература», 1982

С.Я. Маршак «Почта» Изд. «Детская литература», 1980

Материалы











© 2010-2022