- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Казахская народная сказка «Красавица Айбарша, живущая под луной»
Конспект урока по литературе на тему Казахская народная сказка «Красавица Айбарша, живущая под луной»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зулпихарова А.П. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
Предмет: внеклассное чтение
Класс: 3
Тема: Казахская народная сказка «Красавица Айбарша, живущая под луной»
Цели: обучающая: знакомство с новым произведением, развитие навыка правильного, осознанного, развивающая: формировать навыки беглого, выразительного чтения; развивать: выразительность, проникновенность речи, технику чтения, обогащать словарный запас;
воспитывающая: воспитывать стремление трудиться на благо и процветание свой страны, прививать гордость за народ, способствовать воспитанию доброты, взаимопонимания, щедрости к окружающим, способствовать привитию любви к чтению, познанию, воспитывать патриотизм, любовь к родной земле, народу.
Оборудование: иллюстрации к сказке
I Оргмомент
2. Повторение пройденного материала, заданного на дом.
3.Работа над новой темой.
-Что такое устное народное творчество? Какие виды УНТ вы знаете?
Объяснение учителя об УНТ казахского народа.
Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, создаванными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.
Они глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к единству, стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели.
Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский фольклор уникален, он включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества. Он неисчерпаем: здесь есть не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философские размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания, дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании казахов.
Что такое легенда.
Легенда - приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа - обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.
Легенды делят на религиозные и социальные.
Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Разнообразны формы народного стихосочинительства. Это связано с тем, что ни одно событие, ни один праздник в казахской семье не обходился без песни. На свадьбах, например, исполнялся "Жар-жар" - проводы невесты в форме хорового пения с ведущими как со стороны девушек, так и со стороны парней - сверстников новобрачных. Другая ритуальная песня "Сынсу" - прощание с родным очагом - исполнялась невестой перед выездом свадебной процессии из аула. В ауле жениха певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня "Беташар" для ознакомления невесты с его родственниками. Характеризуя в стихах каждого из почтенных родственников, он призывал невесту отдать поклон в его честь, относиться к нему уважительно, как подобает достойной невестке.
"Жоктау" - плач по усопшему. По установившейся традиции его исполняли женщины на поминках, устраиваемых в день смерти родича, в день его похорон, через семь дней, сорок дней, год и четыре года после смерти.
Все это результат усилий безымянных творцов казахского фольклора, шлифовавших исконно народные произведения на протяжении веков. В силу того обстоятельства, что они передавались из уста в уста, из поколения в поколение, эти произведения изменялись и дополнялись.
Единение народа - главная цель всех героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры. Их жены оказываются в роли умных помощниц, советчиц, как, например, Кортка в "Кобланды", Акжунус в "Ер-Таргыне", наравне с мужьями разделяют все невзгоды жизни, ведут борьбу. Герои терпят невероятные трудности, лишения, но в конце концов выходят победителями.
Лирико-эпические поэмы "Кыз-Жибек", "Козы-Корпеш - Баян-Сулу" сходны между собой по содержанию, по теме и развертыванию событий, для их жанра характерны социально-бытовая направленность, любовная лирика. А в поэме "Айман-Шолпан" все явления жизни и быта тогдашнего казахского общества изображаются реально, без особой гиперболичности.
В лирико-эпических поэмах, не жалея красок, с особенной любовью авторы воспевают красоту девушки, находят ей сравнения и эпитеты из окружающей среды.
Будто белый сокол, она
На перчатке ловчей была.
Несомненной красотой,
Словно утренний снег бела.
Так воспевается красота девушки в поэме "Камбар и Назым".
Разнообразна тематика казахской сказки, особенно волшебной, представляющей во многом синкретическую форму. Здесь можно обнаружить наряду с волшебными повествованиями космогонические, генеалогические, топонимические сказания, предания, легенды. Популярными героями казахских сказок являются Алдар-Косе и Жиренше - острословы и шутники, которые ловко проводят своих противников.
Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку.
Выдающимся памятником устного народного творчества является "Кырык отирик" - "сорок небылиц", не поддающийся до сих пор точному переводу на русский и другие языки. Жесток нрав ханов-властелинов. Один из них то ли из-за безделья, то ли из честолюбия извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ и споет сорок куплетов стихов-небылиц собственного сочинения, будет достоин руки его единственной дочери и сана великого везира. Многие сложили головы из-за правдоподобия сказанного. И лишь мальчик-пастушок выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум, находчивость за сорок своих небылиц.
Распространителями и популяризаторами народного творчества в прошлом были:
жыршы - сказитель, который мог спеть целую поэму на память, пользуясь при этом традиционными приемами народного исполнительства, импровизации, демонстрируя одновременно виртуозную игру на народных инструментах. Таким был Мурын-жырау (1860-1954), владевший феноменальной памятью, талантом актера "театра одного исполнителя", пел на память и эмоционально рассказывал содержание целой серии эпических поэм "О сорока батырах" - памятника устного народного творчества XIV-XVII вв., записи которых хранятся ныне в редком фонде Национальной Академии наук Казахстана;
анши - певец, достигший высоты исполнительного мастерства на народной основе. Такими были Биржан-сал, Ахан-серэ, Балуан-шолак, Мади, Ибрай и др. А вот Амре Кашаубаеву - выдающемуся казахскому певцу суждено было спеть на домбре такие сложные, требующие сценического воплощения и высокого профессионального мастерства песни как "Агаш аяк", "Жалгыз арша", "Смет", "Уш дос" на Всемирных выставках в Париже (1925 ), во Франкфурте-на-Майне (1927);
акын - певец, обладающий искусством импровизации.
Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов - поэтические состязания певцов-импровизаторов, которые собирались большое количество любителей народной поэзии. На айтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род, его людей, мгновенно слагая свои импровизации. Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих сородичей, их щедрость и сердечность. Приз доставался тому, кто выходил победителем из этого состязания в стихах.
Большой популярностью среди народа пользовался среди народа великий казахский акын Жамбыл (1846-1945).
4.Чтение легенды из Хрестоматии. Краткий анализ.
Казахская народная сказка «Красавица Айбарша, живущая под луной»
-
вводное слово учителя
-
первичное чтение сказки учителем
-
чтение учащимися сказки «цепочкой»:
- Что означало имя Ольмес?
- Что произошло с ним на охоте?
- Как Ольмес решил поймать сайгу?
- Что он сказал воинам?
- Кто стал виновником бегства сайги?
- Как поступил Ольмес?
- Что он сделал в незнакомом городе?
- Как разбойник отблагодарил ханского сына?
- Кем оказалась золотая сайга?
- Легко ли было достать Айбаршу? Почему?
- Что требовалось от Ольмеса?
- Сколько раз Ольмес терял Айбаршу? Почеиу?
- Что случилось в третий раз?
- Что увидели они в городе?
- Куда запретил ходить им старик?
- Что оказалось в замке?
- Как друзья искупили свою вину?
- Кто им в этом помог?
- Чем закончилась сказка?
- Чему учит нас сказка?
V. Домашнее задание:
«Хр.» с.36 - 40 выр. чит.
VI. Итог урока