Писатели о детстве А. С Пушкина

Урок   по теме «Писатели о  детстве А.С.Пушкина» Учитель:Фёдорова Л.А. МОУ«СОШ №86» Города Саратова Цель: показать учащимся живого Пушкина с его судьбой, отношение к миру, людям; помочь ощутить обаяние личности поэта; привить навыки работы с биографической литературой   Список книг: 1.       А Слонимский «Детство Пушкина» 2.       Гессен «Жизнь поэта» 3.       Сборник «Рассказы о Пушкине». М.,  «Детская литература», 1967г. 4.       Ю. Тынянов «Пушкин» 5.       И.Воробьёва, Н.Верховская «Стихи сочиняю»    «Пушкин сказал однажды:«Следовать за мыслями великого человека – наука самая занимательная».  Можно добавить - и за его жизнью, если она так богата содержанием и такая волнующая, как жизнь самого Пушкина.» ( Из книги Гессена «Жизнь поэта»)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Писатели о детстве А.С.Пушкина»

Учитель:Фёдорова Л.А. МОУ»СОШ №86» Города Саратова

Цель: показать учащимся живого Пушкина с его судьбой, отношение к миру, людям;

помочь ощутить обаяние личности поэта;

привить навыки работы с биографической литературой

Список книг:

  1. А Слонимский «Детство Пушкина»

  2. Гессен «Жизнь поэта»

  3. Сборник «Рассказы о Пушкине». М., «Детская литература», 1967г.

  4. Ю. Тынянов «Пушкин»

  5. И.Воробьёва, Н.Верховская «Стихи сочиняю»

«Пушкин сказал однажды:»Следовать за мыслями великого человека - наука самая занимательная». Можно добавить - и за его жизнью, если она так богата содержанием и такая волнующая, как жизнь самого Пушкина.» ( Из книги Гессена «Жизнь поэта»)

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы отправляемся в удивительную страну - страну знаний. А проводником нам в который раз послужит неизменный друг - книга. Невозможно представить человека, который не читал бы книг. И не удивительно! Ведь книга волнует сердце, зовёт к подвигам, делает человека лучше, благороднее, добрее, умнее. Стать человеком помогает книга и писатели, которые с детских лет входят в нашу жизнь.

Писатели не только помогают жить , бороться ,расти своими книгами но и всей жизнью. Вот почему мы изучаем биографии писателей. Вот почему народ старается увековечить память о людях, которые ему дороги : ставит памятники писателям , пишет о них книги.

Cегодня мы познакомимся с книгами, которые рассказывают о детстве А.C Пушкина. И мы должны не только больше узнать о маленьком Саше , но и постараться представить его таким , каким он сходит со страниц литературных произведений о нем.

II. Музыкальная -литературная композиция (Мелодекламация по музыку Чайковского

« Времена года».)

1.Ведущий

Зимний вечер. Маленький ветхий домик , затерянный в бескрайней снежной пустыне. Теперь этот дом опустел навсегда.

2.Ведущий

А когда-то, давным давно, много лет назад в этой комнатке горела свеча, потрескивали в печи поленья….

3.Ведущий

Старушка вяжет чулок , привычно ходят в руках спицы , разматывается клубок.

Изредка старушка поджимает глаза на её бывшего воспитанника.

Как он изменился с тех пор как , она его не видела. Cтарушка улыбается ,может вспоминается ей , каким смешным, ,толстым, неуклюжим был он когда-то.

2. Ведущий

А он , он присматривается к завыванию вьюги за окном. Вглядывается в искрящуюся под луной снежную равнину.

Что он хочет услышать в песне ветра , увидеть в таинственной песне ветра, увидеть в таинственной тьме зимней ночи?

1.Ведущий

Он видит и слышит то, что до него никто никогда не видел и не слышал.

3.Ведущий

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То , как зверь она завоет ,

То заплачет, как дитя ,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит

То, как путник запоздалый ,

К нам в окошко застучит.

(«Зимний вечер»)

(Чтение переходит в песню М.Яковлева «Зимний вечер» со слов

«Наша ветхая лачужка»…)

1.Ведущий

Да , он видит и слышит несравненно больше , чем другие люди. Он может рассказать обо всем этом своей старой няне , своим современникам, нам, людям, живущим через много десятилетий после него.

2.Ведущий

Потому что он поэт

1.Ведущий

Потому что он - Александр Пушкин.

2.Ведущий

Александр Пушкин. Сегодня нам с вами трудно представить , что было такое время , когда на земле не было

«Сказки о золотом петушке « и

«Руслана и Людмилы» ,

«Зимнего вечера» и

«Сказки о мёртвой царевне»,

Поэт ,прозы ,стихотворения , всего того , что создано лирой Пушкина.

Учитель:

И трудно нам представить , что А.C Пушкин -автор стольких прекрасных поэм , сказок, cтихов был маленьким мальчиком - кудрявым , непослушным , своевольным.

Светлый образ кудрявого мальчика донесли до нас книги о Пушкине и художники в своих картинах.





Родился А.C Пушкин в Москве 6 июля 1799г.

(Демонстрация рисунков) Показать рис. Москвы в 19в (кн. Гессен «Жизнь поэта»)

-А как писал А.C Пушкин о своём родном городе позже?

-Какие чувства вызывала у поэта Москва?

(Показ портретов) Показать фотографии, где родился Пушкин , портреты матери, няни , Пушкина - ребёнком (3,5 года)

Учитель:

Все эти портреты вы можете хорошо рассмотреть и прочитать 1-ую часть о детстве Пушкина в книге

А.Гессен «Жизнь поэта»

М.Дет.лит-ра,1972г.

В этой же книге описывается интересная встреча.

(Чтение отрывка) Вот послушайте.

Стр 7 (о встрече с императором Павлом I )

Любовь к поэзии проснулась очень рано. Об этом вы узнаете из рассказов .Из книги

И. Воробьёвой и Н. Верховской. Стр 3

5.Учитель:

Шло время .Саша рос в семье нелюбимым ребёнком.

Чтение отрывка из книги Ю.Тынянова «Пушкин « гл 4

VI) Рассказ о няне

Учитель:

Живя в такой обстановке нелюбви ,жестокости , маленький Саша тянулся к простым людям -дворовым. Он частенько засиживался в девичьей : смотрел , как гадают девушки , рассказывают жуткие истории. И это в доме ,где по-русски разговаривали только со слугами.

Однажды мать, Надежда Осиповна , застала Сашу в девичьей . Она схватила его за ворот и почти понесла в комнаты . По дороге толкнула плечом Арину, которая встретилась в дверях и крикнула:«Розог»

Казачок принёс. Надежда Осиповна била сына долго, пока не устала .

Сын молчал. А в тёмной людской тихо плакала няня скупыми мелкими слезами.

Литер .композиция -миниатюра.

1.Ведущий:

Таинственная и сказочная тишина. Тишина на много вёрст вокруг. И в этой тишине звучит голос няни.

2.Ведущий

«Некоторый царь задумал жениться , но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор 3-х сестёр . Старшая хвалилась , что государство одним зерном накормит, вторая , что одним куском сукна оденет ,третья, что родит богатыря. И царь женился на третьей.

1.Ведущий

И никто иной ,как именно старая няня пробудила воображение будущего поэта. Так вошли в поэзию мотивы «Сказки о золотом петушке « Сказки о мёртвой царевне ,весёлой сказке « О попе и его работнике балде « ,«Сказки о царе Салтане»

Позже Пушкин вспоминал:

1.Ведущий

АХ! Умолчу ль о мамушке моей ,

О прелести таинственных ночей ,

Когда в чепце ,в старинном одеянье ,

Она , духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь бывало ,

Едва дыша прижмусь под одеяло,

Не чувствую ни ног , ни головы

(«Сон»)

VII) Учитель: О чтении

Одним из любимых мест в доме у Саши был отцовский кабинет.

Ученик:

Когда никого не было дома , он пробирался в отцовский кабинет , прямо встав с постели . Босой , в одной сорочке , он бросался на кожаный стул и , подогнув под себя ногу , и не чувствуя холода, читал.

В кабинете он научился распоряжаться , как в захваченном вражеском лагере. Он перечёл много книг , лежавших в беспорядке на окнах.

На полках были большие тома , покрытые пылью ,от которой он чихал . Страницы были рыхлые , буквы просторные , рисунки изображали знамёна и героев.

Он узнал о римских полководцах , о путешествиях , об острых ответах королей.

Русских книг он не читал, их не было.

Стихи нравилось ему более чем всё другое. При каком-нибудь шуме он ловко ставил книжку на место и вытянув шею приготовлялся к неожиданности.

Вообще осенью этого года он вдруг переменился . Исчезла медленная походка Увальня : медленный и как бы всегда вопрошающий взгляд стал быстрым и живым.

Ничего не стоило без усилия и разбега вспрыгнуть бы на стол , перескочить через кресло , не опрокидывая . Ему не сиделось на одном месте , неожиданно для самого себя . Он вскакивал и ронял книгу , менял место. Ему было 7 лет.

VIII) О сочинении стихов

Учитель:

И ещё одно сообщение о детстве Пушкина по книге А.Слонимского

Ученик:

IX Демонстрирование книжной выставки

X Обобщение.

Д/З Сочинение на тему: «Каким я представляю себе Пушкина в детстве?»



© 2010-2022