Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

имени Анатолия Ивановича Андрианова





План-конспект урока

по теме «Причастие (повторение)»

в группе русского языка

объединения «Знатоки»



Педагог дополнительного образования

Молофеева Зоя Михайловна







Новочебоксарск, 2015г.

Тема: Причастие (повторение).

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о причастии.

Задачи:

Обучающая:

- систематизировать знания учащихся о причастии.

Развивающая:

- способствовать развитию умения находить и правильно писать орфограммы в причастиях, выделять запятыми причастный оборот.

Воспитательная:

- привить учащимся любовь к предмету.

Оборудование: 1) кроссворд «Спрятанное слово»; 2) Т. В. Шклярова. Сборник упражнений. 7 класс; 3) карточка «Морфологический разбор причастия»; 4) тест «Причастие».

Ход занятия. I. Работа над кроссвордом «Спрятанное слово».

- Впишите по горизонтали соответствующие определениям слова, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название части речи, к которой эти слова относятся.

1



2



3



4



5



6



7



8



9



1. Который закипает. 2. Которых избрали. 3. Который можно различить. 4. Которую заметили. 5. Который отдал. 6. Которая запаслась. 7. Которых испытывают. 8. Которую разлили. 9. Которые зацвели.

Ответы:

1з

а

к

и

п

а

ю

щ

и

й

2и

з

б

р

а

н

н

ы

е

3р

а

з

л

и

ч

и

м

ы

й

4з

а

м

е

ч

е

н

н

а

я

5о

т

д

а

в

ш

и

й

6з

а

п

а

с

ш

а

я

с

я

7и

с

п

ы

т

у

е

м

ы

е

8р

а

з

л

и

т

а

я

9з

а

ц

в

е

т

ш

и

е

II. Сообщение темы, цели и задач занятия.

III. Беседа с учащимися о причастии.

- Что такое причастие?

- Признаки каких частей речи совмещает любое причастие?

-Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи). Какого вида и времени бывают причастия?

-Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи). Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).IV. Выполнение упражнения 207 по сборнику Т. В. Шкляровой (стр.56) на нахождение в тексте причастных оборотов и выделение их знаками препинания. (2, 3 и 4 предложения выполняются письменно на доске и в тетрадях.)

- Как понимаете значение слова плутовать? (Мошенничать, хитрить, лукавить.)

- Разберите письменно слово держащую по составу. Скажите, как оно образуется?

V. Синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, остальные в тетрадях).

Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Слово, идущее от сердца, до сердца дойдёт. (Повест., невоскл., прост., двусост.,

Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).~~~~~~~~~~~~~

рУрок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).аспр., полн., осл. обособл. опред., выраж. прич. обор.)

VI. Морфологический разбор причастия.

- Укажите правильный вариант морфологического разбора причастия из предложения Слово, идущее от сердца, до сердца дойдёт.

I. Идущее- причастие. (Слово какое?) идущее. Н. ф. - идущий.

I. Идущее - причастие. (Слово какое?) идущее. Н. ф. - идущий.

II. Пост. - действ., наст. вр., несов. вид; непост. - им. п., ед. ч., ср. р.

II. Пост. - действ., прош. вр., несов. вид; непост. - им. п., ед. ч., ср. р.

III. Какое слово? идущее.

~~~~~~

III. Какое слово? идущее.

~~~~~~

VII. Работа над тестом «Причастие».

1. Укажите неверное утверждение:

а) причастие обозначает признак предмета по действию; б) причастие имеет вид и время; в) действительные причастия могут иметь краткую форму; г) причастный оборот является одним членом предложения; д) причастие в предложении может быть сказуемым.

2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам.

а) б) в) г) держ..щий первенство а а у у клокоч..щий поток а у а у та..щий на солнце я ю я ю жал..щий больно я я ю я

3. Укажите причастия, в суффиксах которых нужно писать Е:

а) выброш..нный мусор г) сдерж..нный шёпот б) засе..нные поля д) услыш..нный разговор в) встревож..нная мать е) выкач..нная из цистерны нефть

4. Найдите предложения, где в выделенных словах нужно писать НН.

А. Мы собирались на зва..ый обед. Б. Посея..ая весной рожь дала первые всходы. В. В углу стоял покрытый паутиной кова..ый сундук. Г. К вечеру ошибки были исправле..ы. Д. Море сегодня взволнова..о. 5. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать раздельно.

А. В классе стоял протяжный (не)умолкающий гул. Б. Мальчик смотрел на нас (не)доумевающими глазами. В. (Не)напечатанная, а написанная статья передана в редакцию. Г. Тишина, (не)нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.

6. Найдите предложение, в котором находится причастие со следующими признаками: действит., наст. вр., вин. п.

А. И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле... Б. И вот слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне.

7. Выберите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены). А. От деревьев освещённых косыми холодными лучами ложатся длинные серые тени. Б. На молотьбе я прислушался к разговору находящихся вблизи от меня крестьян.

VIII. Итог занятия.





ПРИЧАСТИЕ.

Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи). ЕСЛИ причастие образовано от -ущ-, -ющ- глагола I спр., ТО суффиксы причастий -ем-

Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи).Урок Повторим орфографию! (Правописание не с различными частями речи). ЕСЛИ причастие образовано от -ащ-, -ящ- глагола II спр., ТО суффиксы причастий -им-

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ.

От каких глаголов образуются

Коли-чество форм

Действительные

Страдательные

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее

время

Прошедшее

время

От непере-

ходных

глаголов

НСВ

бросать

называть

хранить

вести

мыть

читать

3

реже

4

бросающий

называющий

хранящий

ведущий

моющий

читающий

бросавший

называвший

хранивший

ведший

мывший

читавший

бросаемый

называемый

хранимый

ведомый

-

читаемый

-

-

-

-

мытый

читанный

От пере-

ходных

глаголов

СВ

бросить

назвать

вымыть

2

-

-

-

бросивший

назвавший

вымытый

-

-

-

брошенный

названный

вымытый

От непере-

ходных

глаголов

НСВ

бросаться

сидеть

дремать

2

бросающийся

сидящий

дремлющий

бросавшийся

сидевший

дремавший

-

-

-

-

-

-

От непере-

ходных

глаголов

СВ

броситься

вымыться

задремать

1

-

-

-

бросившийся

вымывшийся

задремавший

-

-

-

-

-

-




НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ

Слитно

Раздельно

1. С полными причастиями, при которых нет зависимых слов (несделанное задание).

2. Если причастие без НЕ не употребляется (ненавидевший ложь).

1. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание).

2. Когда НЕ входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решённая задача).

3. Когда есть (или подразумевается) противопоставление (не написанная, а напечатанная работа).

4. С краткими причастиями (не прочитана).

Н и НН в ПРИЧАСТИЯХ и ОТГЛАГОЛЬНЫХ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Н

НН

В кратких страдательных причастиях:

1. Имеется или подразумевается сущ. в Т.п. книга прочитаНа (Катей)

2. Имеется зависимый глагол в неопреде-лённой форме намереНа выучить

3. Имеется зависимое дополнение продумаНа в деталях

В полных отглагольных прилагательных:

1. Образованы от глаголов несовершенного вида без приставок, не имеют суффиксов -ОВАНН-, -ЁВАНН- тушёНое мясо

Обрати внимание: коваНый, жёваНый

2.Если не имеют зависимого слова жареНый гриб

Обрати внимание на слова: смышлёНый (мальчик), назваНый (брат)

В полных страдательных причастиях прошедшего времени:

1. Если имеют приставку (кроме НЕ-) прочитаННое письмо

2. Если имеют зависимое слово рыба, жареННая в тесте

3. Образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида куплеННый (что сделать? купить). Исключение: ранеНый.

В полных отглагольных прилагательных

1. Образованы при помощи суффиксов -ОВАНН-, -ЁВАНН- мариноваННые огурцы

2.Если имеют зависимое слово жареННый на костре гриб

В кратких отглагольных прилагательных дети воспитаННы

Обрати внимание на слова: свящеННый (долг), даННый (случай), желаННый (гость), нечаяННый (поступок), читаННый (рассказ), невидаННый и неслыхаННый (успех)



© 2010-2022