Урок-игра по роману А. С. Пушкина

Урок-игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Класс: 6  Цель: обобщить  и систематизировать знания о романе А. С. Пушкина «Дубровский». Задачи: ·         Познавательные: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом. ·         Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли, продолжать работу по раскры...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

Класс: 6 б

Цель: обобщить и систематизировать знания о романе А. С. Пушкина «Дубровский».

Задачи:

  • Познавательные: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом.

  • Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли, продолжать работу по раскрытию творческих способностей детей, развивать коммуникативных способности, умение работать в группе.

  • Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе, воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, воспитание активности, уважительного отношения к товарищам.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: литературная игра.

Методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, наглядный.

Оборудование: карточки-задания, иллюстрации по произведению, портрет А. С. Пушкина, стенд по роману, звукозапись.

Опережающее задание: с помощью мимики и жестов изобразить отрывок из романа.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Инсценировка отрывка из романа командой №1.

- Какому произведению посвящается урок?

Объявление темы урока. Целеполагание. Правила игры.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Задание №1. Композиция романа.

  1. Что такое композиция художественного произведения?

  2. Команды работают с карточкой.

- Восстановите последовательность эпизодов в романе. Проставьте номера 1-12.

Обед у Троекурова

Первое свидание Маши и Дубровского

Троекуровы в гостях у князя Верейского

Письмо Маши князю Верейскому

Саша прячет кольцо в дупле

Дубровский останавливает карету князя Верейского

Ссора Дубровского и Троекурова

Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского

Суд

Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку

Похороны Андрея Гавриловича Дубровского

Пожар


Правильный вариант:
Ссора Дубровского и Троекурова

Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского

Суд

Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку

Похороны Андрея Гавриловича Дубровского

Пожар

Обед у Троекурова

Первое свидание Маши и Дубровского

Троекуровы в гостях у князя Верейского

Письмо Маши князю Верейскому

Саша прячет кольцо в дупле

Дубровский останавливает карету князя Верейского

Инсценировка отрывка из романа командой №2.

Критерии оценивания выступления:

1 балл. Массовость.

1 балл. Артистичность.

1 балл. Костюмы.

1 балл. Дисциплинированность.

Задание №2. Роман в музыке.

Поочередно звучат отрывки из музыкальных произведений Л.В.Бетховена :

1) симфония №9 ре-минор

2) «Мелодия слез»

3) «Эгмонт»

- Какой эпизод романа «Дубровский» вы бы проиллюстрировали данными музыкальными отрывками? Свой ответ обоснуйте. Запишите названия эпизодов.

Задание №3. Цитаты из романа.

Каждая команда получает иллюстрацию по роману.

- Подберите цитату к иллюстрации. Запишите.


Урок-игра по роману А.С.Пушкина


Урок-игра по роману А.С.Пушкина


Урок-игра по роману А.С.Пушкина


Урок-игра по роману А.С.Пушкина


Урок-игра по роману А.С.Пушкина


Урок-игра по роману А.С.Пушкина


Урок-игра по роману А.С.Пушкина


Урок-игра по роману А.С.Пушкина

Инсценировка отрывка из романа командой №3.

Задание №4. О ком из героев идёт речь?

( Команды по очереди отвечают, посоветовавшись)

1. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; он принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

(Троекуров Кирилла Петрович)

2. «Прошло несколько времени, а здоровье его всё еще было плохо; правда, припадки сумасшествия уже не возобновлялись, но силы его приметно ослабевали. Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей комнаты и задумывался по целым суткам. Егоровна, добрая старуха, некогда ходившая за его сыном, теперь сделалась и его нянькою. Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать. Он тихо повиновался ей и, кроме ее, не имел ни с кем сношения».

(Дубровский Андрей Гаврилович)

3. «Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

(Дубровский Владимир)

4. «Между тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка принадлежала Троекурову. Он явился к нему с поклонами и поздравлениями и просьбою назначить, когда угодно будет его высокопревосходительству вступить во владение новоприобретенным имением - самому или кому изволит он дать на то доверенность».

(Шабашкин)

5. «Он смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, - и победа не радовала его сердце. Он грозно взглянул на Шабашкина, ища к чему привязаться, чтоб его выбранить, но не нашел достаточного к тому предлога, сказал ему сердито: «Пошел вон, не до тебя».

(Троекуров Кирилла Петрович)

6. «Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на него, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней кряду потом она встречала его довольно часто, не удостаивая большей внимательности. Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие».

(Дефорж)

7. «Один только человек не участвовал в общей радости: сидел пасмурен и молчалив на своем месте, ел рассеянно и казался чрезвычайно беспокоен. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение.
Он, призывая господа в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал: красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой. Сею только предосторожностью успокаивал он свою недоверчивость ко всем и вечную боязнь».

(Антон Пафнутьич)

8. «Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».

(Верейский)

Инсценировка отрывка из романа командой №4.

Задание №5. Проблемные вопросы.

1 Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Почему А. С. Пушкин именно так представляет события?

2 Докажите, что Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: 1)расточительный и честолюбивый ,2) скромный и мужественный , 3)грозный и честный ?

3 Почему Владимир Дубровский не хочет оставаться разбойником?

4 Докажите, что Владимир Дубровский любит Машу.

5 Марья Кирилловна согласилась стать женой князя. Князь ранил Дубровского. Ревность, боль, отчаяние… А в руках пистолет, а рядом вооруженные разбойники. Как и почему поступил Дубровский? Почему он так и не отомстил Троекурову, ведь Маша теперь потеряна для него навсегда?

6 Общее задание. В романе «Дубровский» у последней черты Владимиру и Маше дается шанс сделать достойный нравственный выбор. Что за последняя черта и какой нравственный выбор делают герои? Чей выбор вы считаете достойным?

Ответы.

1 Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству.

2 Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник".

3 Доброта и разбой - несовместимые вещи. Владимир не может оставаться разбойником, так как он сын своего отца «бедного и независимого».

4 Владимир отказался от мщения, после ограбления Антона Пафнутьича до последнего оставался в доме Троекурова, чтобы быть рядом с Машей, на свидании просил не любви, а права помочь Марье Кирилловне.

5 Владимир отпустил карету с Верейским и любимой Машей. Любовь, по мнению Пушкина, способна остановить насилие. Пушкин не верит, что можно, переступив через кровь, быть счастливым.

6 Дубровский: отомстить Верейскому или отпустить его. Маша: уйти с Дубровским или остаться женой Верейского. Оба выбора правильны: нельзя добиться любви, переступив через кровь, нельзя нарушить клятву, переступить через честность.

Инсценировка отрывка из романа командой №5.







Задание №6. ( Дополнительное, если останется время).

Урок-игра по роману А.С.Пушкина

Взгляните на репродукцию картины Василия Владимировича Пукиреева «Неравный брак» (. Как она связана с романом «Дубровский»? Свое мнение докажите текстом (гл.18) Что отражается на лице девушки, изображенном художником? Сходно ли ее душевное состояние с состоянием героини романа Маши? Свой ответ подтвердите текстом. Почему Маша так огорчена?

Ответ.

На картине изображен неравный брак - молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину. Этот же сюжет мы наблюдаем и в романе Пушкина: молодая Маша вынуждена стать княгиней немилого ей старого князя Верейского. Девушка грустна, убита горем. Ей не хочется становиться женой князя Верейского, ведь она любит Владимира Дубровского )



  1. Подведение итогов игры, определение команды-победителя.

  2. Рефлексия. ( Карточку заполняет каждый ученик).

Продолжи предложенную фразу:

«Сегодня на уроке мне понравилось … »

«Мне кажется, сегодня на уроке у меня отлично получилось … »

«В дальнейшем мне хочется, чтобы на уроках литературы мы … »

«Я себе ставлю оценку …»

Капитан тоже выставляет свои оценки членам своей команды и мотивирует их.

5. Домашнее задание.

- Составить кроссворд по роману «Дубровский»

Примерный кроссворд.





По горизонтали:

1. Село, в котором жил Троекуров (Покровское).

3. Фамилия богатого князя, за которого хотели отдать замуж дочь Троекурова (Верейский).

5. Имя штаб-лекаря, который лечил больных собак (Тимошка).

7. Как называли комнатного слугу (Комердинер).
11. Роман состоит из двух … ( в им. п.) (Том).
12. Фамилия няни Дубровского младшего (Бузырёва).
13. Куда поехали Верейский и Марья Кириловна ( в им. п.) (Арбатово).
15. Месяц, в котором князь Верейский вернулся из заграницы (Май).

По вертикали:

1. Фамилия автора повести «Капитанская дочка» (Пушкин).
2. Название села, в котором жил Дубровский (Кистенёвка).
4. Младший офицерский чин в кавалерии (Корнет).
6. Любимая фраза Троекурова: « … победы раздавайся!» (Гром).
8. Место, куда младший брат Маши положил кольцо (Дупло).
9. Чувство, которое испытывал Владимир к Маше (Любовь).
10. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры ( Вражда). Урок-игра по роману А.С.Пушкина

14. Имя старой старой птичницы.(Агафья).








© 2010-2022