- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Условное наклонение глагола (6 класс)
Урок по русскому языку на тему Условное наклонение глагола (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юрьева Е.С. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока на тему «Условное наклонение глагола» (6 класс)
Тип урока: - урок закрепления знаний, умений, навыков;
Цель урока: - закрепить знания по теме «Условное наклонение»;
-
укрепить навык раздельного написания частицы бы с глаголом;
-
развивать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование урока: учебник под ред. М.Т. Баранова; интерактивная доска; аудиозапись песни «Кабы не было зимы», распечатки текстов, маркеры.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Актуализация знаний.
Какие наклонения глагола вам известны? Как образуется условное наклонение глагола?
-
Тренировочное упражнение.
Задание: выделите маркером в тексте условное наклонение глагола. (тексты распечатаны для учащихся)
Если я был бы...
Если я был бы маленький-маленький гном,
Я умывался бы каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал в дырочку от гвоздя,
Я бы под дверями запросто проходил,
Мне бы комар казался большим орлом,
Блюдце - широким озером, если бы я был...
Если бы я был маленький-маленький гном.
Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,
Разве мизинчик, и то - не наверняка,
Я бы в испуге шарахался из-под ног
Даже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету "Полет"
Тетя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтоб написать короткое слово "привет",
Я бы с неделю ворочал вечным пером...
(Эти стихи я писал четырнадцать лет,
Я ведь и есть маленький-маленький гном.)
Перевод Григория Кружкова
4. Закрепительное упражнение.
Задание: Спишите, раскрывая скобки. (Прослушивается аудиозапись песни «Кабы не было зимы»)
Кабы (не) было зимы
В городах и сёлах,
Никогда (б) (не) знали мы
Этих дней весёлых.
(Не) кружила (б) малышня
Возле снежной бабы,
(Не) петляла (бы) лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы (не) было зимы,
В этом нет секрета -
От жары (б) увяли мы,
Надоело (б) лето.
(Не) пришла (бы) к нам метель
На денёк хотя бы,
И снегирь (не) сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы (не) было зимы,
А всё время лето,
Мы (б) (не) знали кутерьмы
Новогодней этой.
(Не) спешил (бы) Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лёд на речке (не) замёрз,
Кабы, кабы, кабы...
5. Упражнение «Продолжи»
Задание: соедините между собой части пословиц, запишите получившиеся. Подчеркните глаголы в условном наклонении как члены предложения, определите их грамматические характеристики.
-
Кабы знал да ведал а) так бы соломинки подостлал
-
Кабы бабушка не бабушка б) всего бы отведал
-
Кабы не кабы в) то был бы не рот, а целый огород
-
Если бы не мороз г) так была бы она дедушкой
-
Если бы да кабы, да во рту росли грибы д) то овес бы до неба дорос
-
Кабы знать, где упасть е) лишь бы не плакало
-
Чем бы дитя ни тешилось, ж) было б море, не пруды
-
Итоговое упражнение.
Задание: выпишите из текста глаголы всех наклонений (изъявительного, повелительного, условного).
«Бы»
Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные и взрослые должны были бы их во всем, во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень было бы интересно.
Во-первых, я представляю себе, как бы маме "понравилась" такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе небось тоже бы "понравилось", а о бабушке и говорить нечего. Что и говорить, я все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал: "Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! - И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду: - Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!" (В. Драгунский)
7. Информация о домашнем задании: сочинение-небылица «Если бы да кабы».