Рабочая программа модульного элективного курса. Русский язык. 10-11 класс. Итоговое сочинение: метапредметность содержания и многообразие жанров

Рабочая программа элективного курса реализует один час добавленного учебного времени на подготовку учащихся  к экзаменам по русскому языку (ЕГЭ) и литературе (итоговое допускное сочинение). Программа состоит из двух взаимодополняющих модулей, в основе которых заложен принцип текстоцентризма: навыки анализа текста-образца формируют навык написания сочинений различных жанров. В качестве текстов для аналитического прочтения используются не только материалы сборников для подготовки к ЕГЭ, но и широк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

г. Дрезна Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Дрезненская

средняя общеобразовательная школа №1»


______________ Дегтярева И.Б.


«___»___августа____________ 2015 г.


Рабочая программа

элективного курса

11 класс

« Русское речевое общение »

Модуль «Русское речевое общение»

(авторская программа Шаталовой В.М., д-ра пед. наук, профессора,

ИПК и ПРНОМО)

Модуль «Итоговое сочинение: метапредметность содержания и жанровое многообразие формы»

(составитель программного обеспечения Крючкова Н.С.)

Русский язык

11 класс (34 ч/год)

Уровень обучения - базовый (1ч/нед)

Составитель: Крючкова Н.С., учитель русского языка и литературы;

квалификационная категория -высшая.

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка к авторской программе В.М. Шаталовой.

2. Программно- методическое обеспечение модуля «Русское речевое общение»

3. Пояснительная записка и программно-методическое обеспечение модуля Итоговое сочинение: метапредметность содержания и жанровое многообразие»

3.1 Нормативно правовая база реализации программы .

3.2.Цели и задачи модуля в контексте элективного курса.

3.3 Прогнозируемые результаты.

3.4. Место предмета (курса) в учебном плане школы

4. Содержание программы практического курса «Итоговое сочинение: метапредметность содержания и жанровое многообразие»

5. Учебно- тематический план.

6. Формы, методы, технологии, применяемые на учебных занятиях.

7. Календарно-тематическое планирование.

8. Приложения (тексты , система проблемных и творческих заданий) к практическим

занятиям по курсу «Итоговое сочинение: метапредметность содержания и жанровое

многообразие»)





11класс (элективный курс)

Шаталова В.М., д-р пед. наук, профессор,

ИПКиПРНОМО

КУЛЬТУРА РУССКОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

17 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В структуре гуманитарного обучения элективный курс "Культура русского речевого общения" углубляет представление о социальной функции русского языка и социализации личности, дает знание о языке как средстве общения и взаимодействия людей друг с другом, средстве познания действительности, хранения и усвоения знаний о национальной культуре русского народа и культуре мирового сообщества.

В элективном курсе основное внимание уделено культуре речевого поведения, речевой этике и речевому этикету. Учащиеся знакомятся с речевыми идеалами русской нации.

Включение в содержание гуманитарного обучения на в 10 классе данного курса позволит предупредить равнодушие к "речевому беспределу" в современном обществе, обеспечит возможность формировать и развивать ряд базовых для представления механизма речевого поведения понятий, таких как: речевая деятельность, речевое общение и воздействие, речевая ситуация, ее компоненты, текст как результат речевой деятельности, сферы и среды функционирования языка, язык и его роль в современном обществе, речевое поведение, речевая этика, речевой этикет, речевые идеалы, речевой беспредел.

Предлагаемый элективный курс призван подготовить учащихся к выбору гуманитарного (лингвистического) профиля обучения в 10 классе, дать им возможность проверить свои способности в овладении научными знаниями и практическими умениями в области культуры речи в системе социальной коммуникации.

Овладение системой знаний социальной функции языка, их составляющих - культурно-исторических, социальных и системно-языковых - предусматривает обогащение учащихся не только сведениями о культуре речевого поведения, речевой этики, речевого этикета, но, в первую очередь, - овладение практическими умениями и навыками речевого общения, соответствующими представлениями о культуре речевого поведения. У учащихся формируется активная позиция к речевой жизни современного общества.

Развитие знаний и дальнейшее совершенствование речевых умений и навыков учащихся с точки зрения удовлетворения их жизненных потребностей в речевом общении реализуется в данном курсе на дидактическом материале "Русская национальная и мировая культура". Цели программы определяют специфику обучения в курсе. Предлагается, наряду с лекцией, беседой, тренировочными практическими занятиями, составлять проекты и проводить ситуативно-речевые игры.

В десяти из двадцати республик в составе РФ в качестве государственных признаются языки титульных наций, т.е. языки народов, проживающих в этих республиках, и русский язык.

Русский язык принадлежит к наиболее распространенным языкам мира (наряду с китайским, английским, французским, испанским и др.). По данным переписи населения 1989 г., русским языком в Российской Федерации владело 143,7 млн. человек (97,8 % всего населения России), а также 28 млн. в республиках. В России 16,4 млн. нерусских свободно владеют русским языком, а 7,5 млн. человек разных национальностей назвали его родным языком. Русский язык является одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Он призван выполнять многообразные функции, играть важную роль в обеспечении содружества (консолидации), единства и культурного развития народов России, в сотрудничестве с народами Содружества Независимых Государств и Балтии, с мировым сообществом.

Понятие государственного языка соотносится с понятием официального языка, который решениями органов государственной власти или международными организациями признается обязательным средством внутригосударственного и межгосударственного общения в публичных сферах. Под государственным языком понимается определяемый Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ или иными законодательными актами язык той или иной нации, которому официально придается правовой статус обязательного средства определенного языкового общения. В Российской Федерации это - литературная форма речи русской нации. Русский язык в силу историко-культурных традиций принят многонациональным народом России в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и иными законами, другими нормативными правовыми актами на всей территории страны в качестве средства общения при осуществлении полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей, в деятельности органов государственной власти субъектов РФ

В Декларации о языках народов России провозглашено право каждого человека на свободный выбор языка обучения, общения, воспитания и интеллектуального творчества, указано на равные возможности для сохранения, изучения и развития всех языков народов РСФСР; на равную социальную, экономическую и юридическую защиту государством всех языков народов РСФСР;

особую заботу и внимание государства к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально- государственных и национально-территориальных образований. "Высокое предназначение языка в исторических судьбах каждого народа, - говорится в Декларации, -определяет его как неповторимое явление общечеловеческой культуры".

Законом определяются: сферы официального языкового общения, где устанавливается обязательное использование в качестве государственного только русского языка: работа высших федеральных органов законодательной власти; работа федеральных органов исполнительной власти;

официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений между государственными органами (сг. 17); судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем арбитражном суде РФ; отношения РФ с зарубежными странами и международными организациями (ст. 26).

Выбор русского языка в роли государственного языка фиксирует то обстоятельство, что говорящая на данном языке нация играет роль государствообразующей как более влиятельная в экономическом, политическом и социокультурном отношениях.

Государственный язык есть важнейшее условие эффективности функционирования государства.















Модуль «Русское речевое общение»

(авторская программа Шаталовой В.М., - доктора пед. наук,

профессора, ИПКиПРНОМО )

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Русский язык в современном обществе.

4


2


2


2.

Речевая деятельность.

3


-


3


3.

Речевое общение и воздействие.

5


2


3


4.

Речевая этика.

2


-


2


5.

Формулы речевого этикета

2


1


1


6.

Практикум "Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет".

1

Итого:17 17

'

5

1

12

ПРОГРАММА.

Тема 1 (4 часа)

Русский язык в современном обществе. Социальные функции языка. Русский язык как государственный язык РФ. Сферы и среды функционирования языка.

Тема 2 (3 часа);

Речевая деятельность. Речевая ситуация, ее компоненты. Текст как результат речевой деятельности.

Тема 3 (5 часов)

Речевое общение и воздействие. Максимы речевого общения. Речевое поведение. Нормы речевого поведения (диахронический и синхронический аспект). Становление речевого идеала русской нации. Речевой беспредел в современном обществе.

Тема 4 (2 часа)

Речевая этика. Культурно-эстетические функции языка (русский литературный язык, табу).

Тема 5 (2 часа)

Формулы речевого этикета

Тема 6 (1час)

Практикум "Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет".

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В работе по элективному курсу, например, при изучении Темы 1 «Русский язык в современном обществе» (4 часа) возможно использовать дидактический материал, который позволяет создать информативную базу обучения. Автором предлагается для беседы лекция (текст), которая далее рассматривается учащимися как тезисная основа для проведения дискуссии. Полнота представления социально значимой информации позволяет создать основу для речевой игры «Функции русского языка как государственного языка РФ» на втором уроке, используя опорную схему.

Организация полилога по данной опорной схеме, наблюдения над языковыми фактами, формирующими понятие «Язык», уточняются выполнением комплексных нормативных упражнений в лексической теме «Государственность».

Язык русской нации - государственный язык Российской Федерации.

В Законе РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г. и в ст. 68 Конституции РФ 1993 г. русский язык официально закреплен как государственный язык.

Модуль «Итоговое сочинение: метапредметность содержания

и многообразие жанровых форм» (17 часов)

Составитель: Крючкова Н.С.

Пояснительная записка.

Нормативно - правовая база реализации программы элективного курса:

Рабочая программа элективного курса создана на базе авторской программы курса В. М. Шаталовой «Русское речевое общение» (17 часов) и сборника заданий «Русское речевое общение.»

2.Программы модуля «Итоговое сочинение: метапредметность содержания и многообразие жанровых форм» и методического приложения, разработанного Крючковой Н.С. (17 часов)

3 Учебного плана МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1», согласно которому на изучение русского языка в 11 классе отводится 1 час дополнительного учебного времени (всего 34 ч/год.)

Цели и задачи курса:

В современной школе приоритетно развивающее обучение, составными элементами которого является обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность связана с логически-словесной переработкой текстов: составлением плана, конспекта, тезисов, объединением нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения, так как формирует литературные взгляды и вкусы, позволяет учащимся реализовать свои личностные устремления в слове, приобщает к творчеству. В этой связи, несомненно, верны слова М. Шагинян: « Работа со словом - всегда литература, в каком бы жанре ни велась, - и всегда искусство». Даже небольшое сочинение на экзамене по русскому языку или литературе, написанное в жанре эссе, свидетельствует не только о грамотности, но и культурном потенциале автора. Не случайно, на моой взгляд, к жанру эссе проявляют внимание разработчики вариантов заданий ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла: истории, обществознания, герграфии. Следовательно, преимущества выпускников, обладающих этим метапредметным навыком, очевидна. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе тоже должно отличаться метапредметным содержанием, однако желательно и некоторое разнообразие формы, которой представлены литературные образцы, созданные в жанре эссе: слово, записки из дневника, письмо, притча, сатира, фантаситическая зарисовка. Оценивая совершенство подобных произведений, ученик обретает некоторый опыт построения собственного высказывания в разнообразии стилей и жанров и возможность реализовать этот опыт в выпускных итоговых работах.

.

Цели:

1. гуманитарное развитие школьников;

2.овладение учащимися навыком свободной и яркой собственной речи (и устной, и письменной) во всех общественных сферах её применения. .

3. подготовка учащихся к итоговому сочинению по литературе и русскому языку.

Задачи:

-развитие языкового эстетического идеала;

- овладение нормами русского литературного языка;

- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- способствовать овладению навыком создания текстов сочинения в жанре эссе.

3 Прогнозируемые результаты.

К концу изучения курса учащиеся должны:

- знать основные жанрообразующие признаки эссе;

-

- уметь отличать эссе от других сопутствующих жанров: слово, записки из дневника, письмо, притча, сатира, фантаситическая зарисовка

-ипользовать знания о жанровом многообразии литератрных форм при созлании собственного письменного высказывания.

- 4. . Место предмета (элективный курс «Русское речевое общение») в учебном плане школы

На изучение элективного курса «Русское речевое общение» в 11 классе , согласно учебному плану МБОУ « Дрезненская СОШ №1» , отводится 1 час дополнительного учебного времени (34 ч/ год).

5.ПРОГРАММА.

Тема 1 (5 часов)

Особенности устной и письменной речи. Безусловность знания текста литературного произведения, с которым связано сочинение. Интерпретация и пределы толкования произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.

Тема 2 (3 часа);

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объём сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Абзацирование.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата - не самоцель, а подтверждение сказанного.

Порядок работы . Работа над черновиком. Характерные ошибки сочинений. Порядок проверки написанного. Анализ допущенных ошибок.

Тема 3 (3 часа)

Эссе как литературное произведениее..

Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах.

Содержательные, структурные особенности эссе, воплощённые в разных литературных жанрах. Многообразие риторических жанров. Сопоставление жанра письма и эссе, написанного в форме письма.

.

Тема 4 (2 часа)

Общие и отличительные свойства эссе и стихотворений в прозе. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора.

.

Тема 5 (2 часа)

Слово как жанр ораторской прозы. Структура слова. Эссе в форме слова. Отличие структуры эссе от чёткого построения риторического высказывания.

Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации.

Тема 6 (2часа)

Зачётные работы. Анализ и взаимооценка созданных текстов.

6.Учебно-темаический план

Тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Сочинение как вид речевого высказывания.

5


2


3


2.

Жанровые признаки эссе..

2


-


2


3.

Литературные жанры, близкие к эссе.

3


-


3


4.

Эссе и стхотворения в прозе .

2


-


2


5.

Литературно-критические эссе

3


-


3


6.

Зачётные работы. Анализ и оценка текстов

2


'


2

17


7.Формы, методы , технологии. Методические рекомендации.

Описанная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить уроки литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив по теме: "Эссе как жанр литературного произведения и как вид творческой работы".

Предоставляемые для анализа образцы должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи - художественного, публицистического, разговорного

В процессе анализа текста используются следующие методы: частично- поисковый метод,

объяснительно-иллюстративный; метод проблемного изучения; используется технология группового обучения, применяются приёмы технологии РКМЧП.

Обращение к жанру эссе может быть связано и с внеклассной работой по литературе и русскому языку - участием школьников в тех проектах, где эссе преобладает как ёмкий и мобильный жанр.

Выбор имён авторов-эссеистов, чьи работы будут рассматриваться или упоминаться в спецкурсе, определён списком писателей, произведения которых рекомендованы для обязательного или самостоятельного чтения: В. Набоков, В. Гроссман, И. Бродский, А. Солженицын, Ф. Искандер. Занятия, посвящённые анализу эссеистики писателей, дополнят представления учащихся о многообразии жанровых и стилевых поисков художников слова.



8.Календарно- тематическое планирование.

ТЕМА

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Русский язык в современном обществе и в современном мире. Поиск , чтение и обсуждение публицистических статей на эту тему.

Веб-квест. «Великий и могучий

1

2

Социальные функции языка.

1

3

Русский язык как государственный язык РФ

1

4

Сферы и среды функционирования языка. Направления выпускных сочинений 2015г.

1

5

Обдумываем тему: «Русский язык - язык межнационального общения народов». Актуальна ли, на ваш взгляд ,эта тема в современном обществе?»

1

6

Эссе как жанр литературного творчества.

Проблема как «решающая идея автора».

Сочинение как вид речевого высказывания. Тема, Проблемв, Композиция, Абзацирование.

1

7

Как отличить эссе по жанровым признакам?

Аналитическое чтение эссе В.Набокова «Кембридж».

Жанры путешествия, путевых заметок, запмсок из дневника как возможная форма сочинения.

1

8

Жанровыые признаки эссе. Анализ текста-образца.

( Василий Гроссман .«Сикстинская мадонна»)

Тема войны.

1

9

Эссе в эпистолярном жанре (письмо)

И.С.Тургенев. «Полине Виардо»

1

10

Русская эпистолярная традиция.

Образцы творческих работ учащихся в эпистолярном стиле. Жанр письма как одна из форм сочинения.

(«Решающая мысль» авторов - «прекрасные воспоминания детства»)

1

11

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое задание.

Анализ текста. Фазиль Искандер «Беседы с Виктором Максимивичем». Философское осмысление «коллективного бессознательного»

1

12

Эссе и стихотворения в прозе.

Фазиль Искандер. «Душа и ум»

1

13

Практическая работа.

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами. Фредерико Гарсиа Лорка. Современная проза.

Проблемы творчества, природы, силы человеческого духа.

1

14

Ассоциация и её роль в творчестве. Ассоциативная цепочка как основа развития мысли в сочинении.

1

15

Литературно-критические эссе, написанные в форме Слова. Анализ текстов -образцов.

1

16

Зачётные работы. (тексты, презентации -месседж обязателен, видеоролики, творческие работы: стихи, фантастические зарисовки)

1

17

Зачётные работы. Взаимооценка. Комментарии.

1

18

Максимы речевого общения. Нарушение этических норм в школьных ученических работах.

1

19

Становление речевого идеала русской нации. Лингвоспецифические слова русского языка.

1

20

Речевой беспредел в современном обществе

Анализ текста. Симон Соловейчик «Прощай, алфавит!».

1

21

Анализ литературно-критических эссе. Нормы речевого поведения (диахронический и синхронический аспект.)

1

22

Анализ литературно-критических эссе .Полемический аспект и его отражение в критике. В.Г. Белинский, В.М. Бурачок о романе «Герой нашего времен..

1

23

Анализ литературно-критических эссе. Пьесы Островского в оценке Писарева и Добролюбова. .

1

24

Анализ литературно-критических эссе .И.Золотусский.Проблема маленького человека» в творчестве Пушкина,Гоголя, Чехова

1

25

Культурно-эстетические функции языка (русский литературный язык, табу). «Крылатые слова» как форма трансляции культурных устремлений нации

(А.С.Грибоедов . И.А. Крылов; А.С.Пушкин)

1

26

Слово и словесность.Лексические средсва выразительности. Тропы. Анализ текста .

1

27

Слово и словесность. Синтаксические средства выразительности. Анализ текста.

1

28

Совершенствуем умение редактировать собственное сочинение. М. Розовский. Школьное сочинение.

1

29

«Крылатые слова» как форма трансляции культурных устремлений нации. (Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толмьой; Ф.И.Тютчев; С.А. Есенин А.Т. Твардовский))

1

30

Формулы речевого этикета

1

31

Формулы речевого этикета

1

32

Обобщение. Лексико-грамматическое единство языка.

1

33

Изобразительно- выразительные возможности русского слова. Тестирование.

1

34

Повествование, описание и рассуждения основные типы словесного выражения. Тестирование.

1

9. Материалы к практическим занятиям по курсу:

«Итоговое сочинение: метапредметность содержания и многообразие жанровых форм»



Тема 3 .Урок № 6: Эссе как жанр литературного творчества

1. Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека?

2.О чем свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец?

3.Каково отличительное свойство этого жанра?



Урок № 6

Прочитать названия эссе и проследить указанное свойство:

«О совести», «О добродетели». «Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О лружбе», «О воспитании» (Мишель Монтень)

«Книга как врата мира», «О стихотворениях Гете» (Стефан Цвейг);

«Беспощадная Европа, или Путешествие с пятого на десятое» (Роберт Музиль)

«О собеседнике»; «О природе слова», «Разговор о Данте» (Осип Мандельштам);

«Как читать книгу » (Иосиф Бродский)

«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (В. Набоков)

Правда о Набокове, или Бабочки по Фрейду» (Игорь Клех)

Можно ли, опираясь только на заголовки, заранее судить о содержании работы?

Характеризуют ли данные заголовки особенности мыслительного процесса эссеиста?

Прочитайте названия некоторых работ и определите, какие литературные формы используют авторы. Встречали ли вы эссе, написанные в других формах?.

«Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам);

«Письмо к президенту», «Похвала глупости»; (Иосиф Бродский).

Домашнее задание. Прочитать эссе Фазиля Искандера «Слово о Пушкине» и В. Набокова «Кембридж»



Тема 3.Урок№7 .Как отличить эссе по жанровым признакам?

Проанализируйте композицию эссе В. Набокова о России "Кэмбридж". Как определил жанр этого произведения сам автор? Как перекликаются первые три предложения текста и. последнее?

В чем смысл названия? Как заголовок отражает одно из свойств жанра?

Можно ли назвать эту работу очерком или путешествием по Кэмбриджу?

Каковы особенности синтаксической организации текста?

Каковы его лексические особенности?

По мнению современного русского эссеиста Виктора Ерофеева, «у набоковской прозы, учатся прекрасному русскому языку».

Обратите и вы внимание на роль определений, метафорических эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений, на прозрачность синтаксических конструкций..

Домашнее задание.

Вспомните свои впечатления от путешествий, встреч с другими уголками нашей страны и мира и напишите ВСТУПЛЕНИЕ к такому воспоминанию. Определите,к какому жанру (эссе, очерк, путевые заметки, воспоминания, странички из дневника) вы отнесли бы свою работу и почему?

Прочитайте эссе Василия Гроссмана «Сикстинская мадонна»



Тема3. Урок №8

Жанровые признаки эссе. Анализ текста-образца. ( Василий Гроссман .«Сикстинская мадонна»)

Групповая работа (каждая группа получает четыре вопроса). Этапы работы: обсуждение в группах (приём «мозговой штурм»); ответы на вопросы (приём «разговор по кругу»)

Вопросы

1группа

Какой тип речи использует автор в начале текста? Для какого жанра малой прозы характерно такое вступление? С каой целью дан подробный событийный исторический ряд? Какие ассоциации возникаюту автора, когда он видит Мадонну с младенцем на руках?

Определите в пестром «кружеве» авторских размышлений «решающую идею» первой части эссе.

2 группа

Как меняется категория времени, когда начинается рассказ о Треблинке? Почему автор прибегает к прямой речи? Какова здесь роль описаний природы? Готовы ли вы к той параллели с Сикстинской Мадонной, которая появляется после горестного авторского воспоминания? В чем особенность восприятия Мадонны художником слова?

3 группа

Как соединились в тексте время и пространство? В чем особенность повествовательной манеры автора? Использование каких художественных приемов создает эффект присутствия? Какие определения находит писатель для характеристики фашизма? Какова авторская позиция? Обратите внимание на роль отрицательного сравнения, повторов, пауз, риторических вопросов и обращений в художественно-языковой системе автора.

4 группа

Как отдельными штрихами автор убедительно рисует суровуюпрозу военного быта? Какие исторические портреты эпохи возникают в размышлениях писателя?

Подведение итогов урока.

В чём бессмертие «Сикстинской мадонны»? Всегда ли эссе актуально своей современностью?

Д.З. Какие литературные и внехудожественные формы включает эссе? Продолжите понятийный ряд: факты науки, описание исторических событий, жизненных ситуаций, встре

Тема 4 Урок.9. Эссе в эпистолярном жанре (письмо)

И.С.Тургенев. «Полине Виардо»

Самостоятельная работа. Какова цель письма И.С. Тургенева к Полине Виардо?.

Образцы творческих работ учащихся в эпистолярном стиле

Прочитайте образцы творческих работ. К какому жанру вы бы отнесли их: письма, сочинения, лирического размышления автора, воспоминания или другого? Аргументируйте свою точку зрения..

Работа №1.

Счастье, имя твоё-молодость

Лафонтен

Дорогая Олеся!

Я пишу, так как очень соскучилась, потому что ты одна из немногих, кому я доверяю как своей сестре

Мы с тобой давно не виделись, но я до сих пор помню, как в детстве мы играли в прятки в деревне в осеннем сказочно-пестром лесу.. Немного потускневшие солнечные лучи пробивались сквозь золотые и малиново-зеленые листья, наполняя светом густые заросли малины.. Голубое озеро, отражавшее пушистые облака, мягкая трава, еще не успевшая пожухнуть, теплое солнышко и птицы, которые радовали слух и поднимали настроение, всё это запомнилось мне навсегда.

Помнишь, как мы пили чай на веранде? Помнишь того большого кузнечика, который пел серенады каждый вечер? Помнишь, как мы смотрели на закат и представляли себя облаками, потерявшимися в бездонной красоте вечернего неба. А те цвета: фиолетовый, багровый, красный, оранжевый? Мы мечтали взлететь и отправиться в страну наших желаний, заблудиться в нежном свете садящегося солнца, лепить снеговика из мягких добрых облаков. Мы хотели погнаться за ветром, оседлав тучку. А когда наступала ночь, можно было забраться на какую-нибудь красивую звезду и слушать мелодию восходящей луны. Ах, это время прошло, и теперь ты переехала в другой город, и все это осталось в наших воспоминаниях. Но как хочется иногда вернуться туда, в тот лес, в тот домик у озера, в то незабываемое детство. (Аня Щ.)

«Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства»

(из дневника Коли Красоткина)

День сегодня прошел удивительно прекрасно и ужасно одновременно. Хоронили Илюшечку. До сих пор стоит у меня в глазах это худенькое тельце, и ручки, сложенные на груди, и личико, да, главное - личико, бледненькое и... мне почему-то показалось -счастливое. Даже самому странно становится, когда вспомню эту мысль. А может, действительно онобыло счастливым? Хотя бы потому, что перед смертью он твердо знал: отца его не бросят, поддержат, возможно, спасут от сумасшествия. А еще потому, что смерть сблизила нас, всех мальчиков..Странно и даже страшно, но так сойтись, так сдружиться мы смогди только у постели умирающего Илюши.Эта недолгая,но такая святая, такая прекрасная дружба длилась всего несколько дней, но это чудное, пережитое нами чувство останется в памяти навсегда. Мы разлетимся, словно птицы, в разные стороны Но не сможем забыть ни Илюшечки, ни Алеши Карамазова, ни этих малышей - Смурова и Карташова, которые, один Бог, знает зачем, пережили с нами и эту святую дружбу, и эту страшную трагедию. Но ни разу за сегодняшний день мне не стало стыдно за мои слезы, хотя мне уже практически четырнадцать лет, и я не должен плакать, как эти мальчики Карташов и Смуров. И, несмотря на это, мне не только сегодня не было стыдно, но и никогда не будет, потому что за святое стыдиться нельзя.Когда я произнёс об этом Алёше, он улыбнулся и заметил, чтоя вырос. Может, это правда.

А потом, когда мы стояли у камушка и Алеша говорил слова, которых нет прекрасней на свете и которые я запомню на всю жизнь: «...ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь из жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома», - я понял эти слова, я был восхищен ими, и мне показалось, будто с неба на меня полилось что-то прекрасное, исцеляющее моё горе.

Святая дружба, святое горе, святые слёзы…хотя, что же мы за люди, если за настоящую дружбу нужно платить смертью? (Аня Щ.)

Сопоставьте два текста, имеющие признаки эпистолярного жанра. Какие особенности содержания, стиля, выбор адресата, на ваш взгляд, влияют в каждом конкретном случае на окончательное определение жанра каждого текста.

Домашнее задание

Предложите для рассмотрения свой вариант творческой работы в эпистолярном стиле.Определите тему своего письма (странички дневника), цель: общение с конкретнымсобеседником, размышление, адресованное широкому кругу читателей, в том числе самому себе, создание произведения в определенной форме (проникновение в личный мир литературного героя).

В качестве образца ребятам можно представить видеоролик «Последнее письмо Базарова», выполненный их сверстником, учеником 10 класса

Тема 4. Урок 10 Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое задание.

1 .Практическая работа.

Найдите верные соответствия ( помощбю стрелок) межлу адресатом эссе и литературной формой его воплощения и расположите их в нужном порядке:

Возможные формы эссе: Адресаты жанра:

Письмо Слушатели и зрители

Слово Близкий друг

Открытое письмо Аудитория

Речь Собеседник

Очерк Человек, с которым идёт полемика

2.Проверка домашнего задания. (Понимание целей и задач своего творческого замысла)

Саморефлексия. Оценочные суждения о содержании и форме работ одноклассников

3.Анализ текста. Фазиль Искандер «Беседы с Виктором Максимивичем»

У Виктора Максимовича было вообще повышенное чувство русского языка. Он страдал

если русский человек говорил по-русски стертым или вычурным языком. Однажды, потягивая кофе,он задумчиво пробормотал:

--Странная связь существует между словами Пламя - это не то ли, чем владело племя? Тоска-это не то ли, что стискивает грудь?

---Верите ли вы в Бога? - спросил я его..

--По натуре,-сказал он мне, и в его голосе появилось то отрешённое выражение,

которое я так любил, попытка понять истину, совершенно независимо от того, каким он сам покажется в свете этой истины, - я человек нерелгиозный. У меня никогда не возникает ни желания молиться Богу, ни спросить у него помощи. Но я верю, что вера Бога есть простое следствие научной и человеческой корректности.

Когда ко мне приходит то, что называют вдохновением, и я необыкновенной ясностью вижу конструкцию нового аппарата, с необыкновенной быстротой делаю необходимые вычисления, и даже чертеж у меня получается стройней и красивей, чем обычно, разве я не понимаю, что в меня влилась некая сила, не принадлежащая мне? Было бы научной некорректностью и даже отчасти плагиатом приписывать эту силу самому себе

--А человеческая корректность в чём заключается? -спросил я.

- -Сам посуди, - сказал он, - я был на фронте трижды ранен и остался жив. Мой самолет горел, но я его успел посадить и остался жив. Разве чувство благодарности

не подсказывает, что существует объект благодарности?

  1. Самостоятельная работа. Записать ответы на вопросы к тексту:

---Что отличает, а что сближает отрывок из эссе с типичной формой беседы?

---Можно ли на основании этого фрагмента определить область интересов автора и собеседника?

---Как бы вы определили адресата жанра?

Домашнее задание: Найдите в газетных или журнальных публикациях, в электронной печати пример беседы с писателем, деятелем культуры, науки. Сравните найденный вами материал с эссе Ф. Искандера.

Урок 12 Эссе и стихотворения в прозе.

Вопросы и задания

Прочитайте эссе Ф. Искандера полностью. Какие эссеистические «спорады» писателя вам кажутся наиболее глубокими, отвечающими вашим раздумьям?



фазиль искандер

Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире - творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми - умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Душа и ум

Когда теченье наших дум

Душа на истину нацелит,

Тогда велик и малый ум,

Он только медленнее мелет.

Душа есть голова ума,

А ум - его живая ветка.

Но ум, порой, сходя с ума,

- Я сам! - кричит, как малолетка.

Своей гордынею объят,

Грозит: - Я мир перелопачу! -

И, как безумный автомат,

Он ставит сам себе задачу.

И постепенно некий крен

Уже довлеет над умами,

Уже с трибун или со стен

Толпа толпе долбит: - Мы сами!

И разрушительный разбег

Однажды мир передраконит.

...Вдруг отрезвевший человек,

Схватившись за голову, стонет.

Сбирая камни, путь тяжел,

Но ум, смирившийся погромщик,

Работает, как честный вол,

Душа - надолго ли? - погонщик.

Вопросы и задания

1. Сравните небольшое эссе Ф. Искандера «Душа и ум» со стихотворением такого же названия.

2. Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение?

3. Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе?

4. Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора?

Домашнее задание. Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.



Урок 13. Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами.

фредерико гарсиа лорка

Стихи из книги «Сюиты» (1920-1923)

* * *

Вечерний ветер в деревьях

играет их голосами.

Колосья смотрят на звезды

и тускло светятся сами.

Уходит закат в потемки,

в курящийся росный ладан.

Рассыпав янтарные четки,

уходит, никем не разгадан.

Сумерки

Поздний час.

Тишина степная.

Козодои летят,

стеная.

Бредят дали,

грустит округа.

Мир распахнут,

как руки друга.

Закат

По краю небосвода

крадется непогода.

Как сизые верблюды

бегут по небу клочья.

Закат, повитый тьмою,

грозит недоброй ночью.

Сошла тоска по крыльям

на горые отроги.

Глухая будет полночь -

ни друга, ни дороги.

Горизонт

Тусклое солнце

село в зеленый туман.

Смутно и сонно.

Спят и баркас, и лиман.

Грусть однозвучным бренчаньем

будит отара овец.

Где оно, прежнее сердце мое,

серебряный бубенец?



Предисловие к множеству книг

Сумерки отзываются в нас эхом сентиментальной баллады. -На горизонте дрожит вечерняя звезда, и под ее теплой лаской загораются наши собственные звезды. Свой путь, долгий и краткий, мы обречены пройти. И невесело думать о жизни, которая достигнет перевала и сойдет в гиблую осень умирать.

Книга сумерек пьянит печалью своих страниц, и читаются они с тихой тревогой. Цветут маки. Откликнись же этой улыбке полей!.. И такой ласковой луне!.. Но ты уходишь в себя - иначе говоря, на свой лад перелагаешь ту гениальную книгу, что шелестит перед глазами... и задумываешься. Какие щемящие думы! Брезжат и расплываются миражи грядущего, и хочется растаять в перламутровой синеве горизонта. Они уплывают, чудесные видения плоти и духа, а все, что ты можешь, - это молчать и мучаться, глуша в себе самое искреннее.

Поэт - существо, обязанное быть искренним, - в душе замалчивает то, что способно взорвать ему сердце. На сцене пляшет тень, оплакивая все - горестное и радостное. Радость, честно говоря, призрачна, потому что в глубине сердец почти всегда ютится неизбывная печаль, растворенная в мироздании печаль печалей - боль существования. Это она велит поэту летними вечерами, сострадая луне и розам, оплакивать сумерки. И это единственный способ молиться по-настоящему.

1918





Вопросы и задания

1. Найдите поэтические образы вечернего ветра, заката, звезд, ночи и другие, которые включает поэт в эссе.

2. Как перекликаются в стихах и эссе образы природы и размышления автора о человеческой жизни?

3. Найдите сравнения и метафоры в стихотворных текстах. Подумайте, в чем смысл использования сравнений в эссе.



Тема 5. Урок 14 . Ассоциативная цепочка как основа развития мысли в сочинении

Отрывок из сочинения

Южные города тоже города, только построенные мелким убористым почерком. Маленькие домики как ступеньки, по которым при большом желании можно карабкаться ввысь. Здесь путаешься в масштабах и величинах, кажется - море так близко, что можно в него сигануть со скалы; звезды, близкие, сочные, ничуть не бледнее фонарей, звезды замещают любые светильники, ибо ночью со светом туго, южная ночь - самая ночь на свете. До всего словно рукой подать, колесо здесь - излишек цивилизации, и не в этих ли краях воспитываются паломники, путешествующие пешком в Иерусалим... А море, купающее сгущенный пастельный закат, - самый большой обманщик, ибо заманивает в самую свою сердцевину, где так глубоко и далеко от суши, что не дано представить ребяческому разуму человека, так же как не дано измерить космос. В одном таком городе, по легенде, в ущельях скал прятались беглые рабы, и когда они узрели поднимающихся к ним солдат, идущих не убить, а даровать им свободу, - беглецы прыгнули вниз. Они поторопились, бедолаги, и погибли напрасно, но, быть может, если посмотреть иначе, они спутали звезды с фонарями, они решили: попадут в воду и не разобьются ли они, или они, не желая возвращаться в нудный быт, навечно отдали себя стихии, которая, околдовав душу однажды, уже не отпустит никогда... А впрочем, на том все грустные истории этих волшебных мест заканчиваются. ( Дарья Симонова.)

Как есть

Как повторяющийся сон - хромой, пересекающий пути трамвая. Каждый божий день, стоит мне заглядеться в окно, он выходит из дома напротив, чтобы с причудливой грациозной неуклюжестью перейти дорогу и исчезнуть за гаражами. Он движется спокойно, без суеты, не оглядываясь по сторонам, и странно, что в его час на оживленной дороге ни одного шального авто, словно мир давно привык к непонятному ритуалу. С тайной гордыней я думаю, что загадка эта - только для меня, что стоит мне пропустить ежевечернее зрелище - и бедняга окажется под колесами, а значит, я в почетных подмастерьях у Провидения. Иной раз, когда накатит волна меланхолии и вспомнится, что никто не застрахован от участи калеки, я сожмусь от страха и жалости к себе. Порой же просто злюсь на убогость пейзажа. Однако чаще безмолвно приветствую привычную фигуру в окне как славного знакомца. Но какие бы тональности ни владели мной, человек с тростью неизменно проделывает свой путь, презирая зависимость от меня и прочих мелочей мироздания. И остается благодарить хромого бога за то, что он учит принимать Вселенную без толкований. (Дарья Симонова.)

Вопросы и задания

1. Какой из двух текстов писательница определяет как стихотворение в прозе, а какой - как эссе?

2. В каком тексте побеждает логика впечатления, а в каком - логика мысли? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Какова роль описаний в каждой из миниатюр? Где этот тип речи представлен более развернуто? Почему?

Домашнее задание:

Найдите в каждом жанре интересные авторские сравнения, метафоры и другие средства выразительности (не менее пяти примеров)

Приложение 9

Тема 5.Урок 14

константин победин

Музыка

Бабушка Елена была глухая. Слух она потеряла в середине жизни, но не до такой степени, чтобы быть вовсе отрезанной от мира. Слуховой аппаратик с проводками и динамиком вставлялся в ухо, как пробка. Еще был наушник для пользования радио.

Бывало, что-нибудь по хозяйству делает бабушка: гладит, шьет, и в тишине чему-то улыбается. Это значит, хорошую музыку передают

С музыкой в моей жизни связано не так уж много воспоминаний. Пожалуй, это - самое яркое. Было лето, и я грыз что-то кислое в саду. Из дома донесся страшный, что называется, нечеловеческий вопль. Я подавился и бросился на помощь. Куда? Кому?

В комнате у электроплитки стояла бабушка Елена, что-то помешивала в кастрюльке, в ухе чернел радионаушник. Она стояла в адском, истошном завывании безмятежно, как праведница в костре. Слушая своего Шопена, бабушка не подозревала, что наступила коту Барсику на хвост, да так ловко, что он не мог даже извернуться и укусить хозяйку за ногу. Как он не сошел с ума от такой долгой и жестокой боли? Впрочем, надо уточнить, бывают ли сумасшедшими коты.

Из этого воспоминания для меня совершенно неопровержимо следует вывод: все то, что мы не в состоянии воспринять, потрогать, использовать и посему склонны считать несуществующим, - вполне существует, порою рядом, и, возможно, страдает, глядит с мольбою в наши невидящие глаза.

Вопросы и задания

1. Прочитайте эссе К. Победина и найдите один из признаков жанра - «решающую идею» автора.

2. Докажите, используя этот текст, что заголовок эссе полностью не исчерпывает его содержание. Как вы думаете, почему писатель выбрал такое название?

3. С чем это связано? Стало ли такое название для вас неожиданным?

4. На какие средства художественной выразительности, используемые в эссе, вы обратили внимание?

5. Сравните только что прочитанное эссе К. Победина с эссе такого же названия Е. Шварц.

елена шварц

Музыка

Еще похожа музыка на то, как бабу пьяную ведут ее два сына, она то в плач, то в смех, то клонится упрямо, они же, опустив глаза, ее ведут - ну, мама, мама...

Тот, кто стыдится больше, - тот ум, а другой - чувство. В книге об инквизиции я видела картинку, как два мужичка ведут под руки одержимую, и это навело меня на мысль о музыке и вообще - о творчестве. Мне во вдохновении часто хочется, чтоб меня поддерживали, чтобы кто-то был рядом, но если б это случилось, оно бы исчезло. Во вдохновении трудно стоять и трудно быть неподвижной, и подвижной трудно, лишаешься всех земных сил, отдаешь их чему-то, потому и хочется, чтобы поддерживали. В творчестве (и в святости тоже) - много женственного, и то и другое - восприятие силы. Да человек и вообще - женщина по отношению к Богу.

Вопросы и задания

1. В чем необычность авторского вступления? Какие языковые средства задают прозаической речи некоторый ритм? Какие аллегорические образы использует автор?

2. Какие интересные выводы рождаются в результате многочисленных писательских ассоциаций?

3. Как в эссе Е. Шварц заголовок отражает содержание работы (приблизительно, как часть к целому, не связан с содержанием)?

4. Сопоставьте два прочитанных текста на одну тему. Найдите общий для их авторов образ. Как каждый из писателей его использует?

.

Урок15.

Вопросы и задания

1. Прочитайте несколько данов (главок) из «Записок у изголовья» японской писательницы. XI века Сэй Сёнагон, чьи произведения положили начало эссе в литературе Востока.

2. Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.

То, что пролетает мимо

Корабль на всех парусах.

Годы человеческой жизни.

Весна, лето, осень, зима.

То, что далеко, хотя и близко

Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.

Отношения между братьями, сестрами и другими родственниками в недружной семье.

Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.

Последний день двенадцатой луны и первый день Нового года.

То, что человек обычно не замечает

Дни зловещего предзнаменования.

Как понемногу стареет его мать.

То, что нельзя сравнить между собой

Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода.

Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный.

Он все тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется теперь! Словно два разных человека.

Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и женщина с короткими волосами.

Вопросы и задания

Попытайтесь создать небольшие фрагменты по типу японских данов, используя прием ассоциации. Возможные темы: «То, что близко, хотя и далеко», «То, что прекрасно», «То, что вызывает уверенность». Придумайте свои темы для аналогий.

В следующем задании приведем пример эссеистической миниатюры, которая целиком построена на необычной авторской ассоциации и попросим ребят написать свой вариант подобной зарисовки на любую из тем: «Музыка», «Снег», «Мир вокруг» .

владимир янушевский

Струя

Питье из колонки: ловлю ртом тугую шершавую струю. Струя царапает губы, язык, точно и не вода это вовсе - не напьешься, а только измочишь лицо, забьешь душной ледяной пузырящейся массой ноздри да пустишь себе на брюки веер брызг.

Слишком сильная струя воды не утоляет жажду, как слишком сильные чувства не утоляют голода любви.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Мультимедийный комплекс: компьютер, проектор, интерактивная доска;

Текстовые приложения в печатном варианте или в цифровом варианте (планшет)

Сборник заданий «Русское речевое общение». Шаталова В.М.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. - М., 2002.

2. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959.

3. Гак В.Г. Язык как форма самовыражения народа // Язык как средство трансляции культуры. - М. 2000.

4. Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка. - М., 1989.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

6. Граудина Л.К., Мискевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М.. 1989.

7. Колосов В.В. Культура речи - культура поведения. - М, 1988.

8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

9. Львов М.Р. Основы теории речи. - М, 2000.

10. Львова С.И. Язык в речевом общении. - М., 1997.

11. Михальская А.К. О современной концепции культуры речи.// Филологические науки. 1990, №5.

12. Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., 1977.

13. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М., 2012.

15. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.. 1989.

16. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.

Литература для учеников (ссылки на электронные ресурсы)

1.Современная малая проза Дарья Симонова. vavilon.ru/shortprose/simonova2.html.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ________ Карасёва О.В.

Дата__________

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Дата__________ Председатель ШМО______ Трынова Н.А.

2


© 2010-2022