Конспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные слова

На уроке русского языка по теме «Однокоренные слова» развиваются речь, мышление, воображение при использовании разнообразных форм и видов работы. " Учебная задача ставится на соотнесении известного и усвоенного материала - и нового, осуществляется пошаговый контроль.Большое внимание уделяется умению слушать и вступать в диалог, используя групповую работу и работу в парах.При выполнении физкультминутки дети отдыхают и настраиваются на предстоящую работу. " В конце урока учащиеся включаются в конт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные словаКонспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные словаКонспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные словаКонспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные словаКонспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные словаКонспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные словаКонспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные словаКонспект урока по русскому языку для 2 класса Однокоренные словаМКОУ "Лицей села Верхний Мамон" Верхнемамонского района Воронежской области.

Учитель: Вишнякова Галина Викторовна


Технологическая карта урока - монопроекта по русскому языку

по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Класс: 2 класс

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»

Тема урока: Однокоренные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки («волшебные линеечки» Г. Цукермана);

- Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;

- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

- Ноутбуки для индивидуальной и парной работы;

- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);


Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

1 Организационный момент .

Мотивационный.

- Здравствуйте, ребята!

Ну - ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

- Помогать нам будет ученик года из Лесной школы.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Мотивация на урок.

Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.

РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

2 Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Букву к букве по линейке
Аккуратно вывожу.

Бб Сс (анализ ошибок)

Брат, светить, братик, свет, братишка, светлый.

Выполняют задание. Самооценка.

Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания.

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата

3 Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, какие слова ждут вас на уроке?

1 . Понять, что неизвестно.

2. Самостоятельно построить способ действия.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Разрастаться стало вскоре

Это слово, слово-корень нам принесло плоды

Стало много новых слов.

Работа по интерактивной доске.


Способ действия 1

2

«Что такое родственные слова?»

Слово.

Повторить о слове.


Игра «Помоги братьям лосям спуститься на землю»



«Родственные слова"

1. Познакомиться с родственными словами.

2. Каковы их признаки?

3.Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

4. Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.







РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

Актуализация знаний.

Повторение пройденного.

Какие слова называются однозначными, многозначными?

Что такое прямое и переносное значение слов?

Что такое синонимы? Антонимы?

Яблоко (Г.Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка - далеко.

А Теленок озабочен,

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок - тем

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое - зачем оно?

-Что вы?-

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

Назовите из стихотворения слова антонимы:



Единица речи

Лексическое значение























Высоко - низко

Близко - далеко

Велико - мало

Сладкое - кислое


Предлагает задания

Словарная работа

- С какими словами из словаря встретились?

Вдруг ветер - озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой.

- Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные.

Знакомство с новым словарным словом САХАР. (интерактивная доска)

Работа в парах - подобрать однокоренные слова.



Ябл…к.., в…р…бей.



Игра «Впиши слова»

Предлагает задания

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата



Самоопределение к деятельности

Изучение нового материала

(Учитель читает текст)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница - гусеница.

-Ребята, кого называют родственниками? Родственники - это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

-Ребята, а как вы думаете, права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?

Среди слов тоже есть родственники.

Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного?

- Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет

Близки по смыслу.

Одинаковая часть.







Тех, кто живет вместе, одна семья.

Нет. Гусь- …., гусеница -…..

Близкие по смыслу. Одинаковая часть.

Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов

ПУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог



Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Вывод: Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть.

Пр. с. 58

Обобщают полученные знания

Физминутка

Игра «Лишнее слово»-

Если родственные слова - хлопните, если нет - топните.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес , лесник, лестница, лесной.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Р Использование знаний в новых условиях

Самостоятельная работа-

Найти родственные слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

Почему?

Ёж, ёжик, ежиха, ежата

Ёж, ёжик, ежиха, ежата - животные

Ежевика - ягода.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Л контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Работа в паре

Воспитательный момент

К слову гриб подберите родственные слова

Виды грибов, их польза, правила сбора

- Какие бывают грибы?

- Какие грибы съедобные? Несъедобные?

- Какую пользу приносят грибы?

- Как правильно собирать грибы?

Гриб, грибница, грибник, грибок, грибной

Наблюдает за работой групп, организует дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Групповая работа

Подобрать однокоренные слова :

1 ряд-ЛЕТО;

2 ряд-ЛЕС;

3 ряд-СЫР.


Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Самостоятельная работа

Выборочное письмо

Упр .91

Выполняют задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Тест

Тесты по русскому языку.

Самопроверка.

Выполняют задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия

Р Использование знаний в новых условиях

Итог урока.

Рефлексия

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Кому было интересно?

- За что ты можешь себя похвалить? (Помогал товарищу!)

-Оцените себя.

Подводят итог

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия

Д / З



Выбор дом задание по разным уровням сложности.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей.

КУУД:

Контролировать действия

Список используемой литературы:

  1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

  2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

  3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

  4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

  5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  6. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  7. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  8. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004











© 2010-2022