Конспект урока русского языка в 8 классе на тему Обобщающие слова и знаки препинания при них

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема урока. Обобщающие слова и знаки препинания при них.

Цели:

образовательные:

систематизировать имеющиеся у учащихся знания об обобщающих словах при

однородных членах предложения;

обобщить и углубить знания о постановке знаков препинания между

обобщающим словом и однородными членами предложения;

совершенствовать практические навыки и умения находить обобщающие слова

при однородных членах предложения, правильно ставить знаки препинания

между ними, составлять схемы предложений с данной пунктограммой;

развивающие:

развивать умения анализировать, обобщать, классифицировать, выделять

главное, составлять рассказ на лингвистическую тему;

формировать умение работать вместе, сотрудничать;

воспитательные:

воспитывать любовь к родной речи на примере образцов литературного языка;

формировать чувства коллективизма, ответственности.

Использование здоровьесберегающих технологий:

учет индивидуальных особенностей учащихся и возрастных психологических

закономерностей;

использование здоровьесберегающих способов оценивания.

Использование личностно - ориентированных технологий:

педагогика сотрудничества, гуманно - личностный подход.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Языковая разминка. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки

препинания, графически обозначить условия выбора орфограмм и

пунктограмм.

Язык народа- лучший, (ни)когда ( не) ув…дающий и вечно ра…пускающийся цвет его духовной жизни, начинающ…йся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соед…няющая отж…вшие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

- Произведите словообразовательный разбор и разбор по составу слов:

1в-т. 2в-т.

увядающий распускающийся

Проверка выполненной работы.

3. Актуализация знаний.

1).Какие члены предложения называются однородными?

2).Каковы особенности однородных членов?

( Однородные члены предложения могут быть отдалены

друг от друга другими членами предложения;

могут быть распространенными и нераспространенными;

могут быть выражены словами разных частей речи;

в предложении может быть несколько рядов однородных

членов предложения.)

3).Как связываются однородные члены предложения?

( Соединяются интонацией и сочинительными союзами.)

4).Какая часть речи называется союзом?

5).Для чего служат союзы?

6) На какие группы по синтаксической функции они делятся?

(Сочинительные и подчинительные.)

7)Какие разряды сочинительных союзов вы знаете?

8).Когда между однородными членами предложения ставятся запятые?

Привести примеры.

9).Когда между однородными членами запятые не ставятся? Привести

примеры.

Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы данных предложений.

Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

- Определите, в чем особенность расстановки знаков препинания между однородными членами в данных предложениях.

(При повторяющихся союзах запятая ставится и перед

первым из них в том случае, если перед ним имеется

однородный член).

Дремали не только леса, но и лесные озёра, и ленивые лесные реки с пресной водой.

С детства был очарован Мамин- Сибиряк поэтической прелестью народных песен, сказок и легенд, пословиц и поговорок, полюбил меткую и образную народную речь.

4. Усвоение новых знаний.

Сообщение темы и целей урока.

- Сколько положений урока содержит тема? (Два.)

- Надо выяснить:

1)что значит выражение «обобщающие слова»;

2)какие знаки препинания ( не один!) ставятся, если в предложении есть обобщающие слова.

- Как вы понимаете значение слова обобщить, обобщение, обобщающие?

(Обобщить - сделать общий вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему- нибудь).

- Выделите корень в однокоренных словах общий, обобщить, обобщение. Каково его лексическое значение? ( Корень -общ- со значением соединения и совмещения.)

- Обобщающие слова обобщённо выражают значение однородных членов, давая общее наименование тому, что перечисляется. Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие ( более общее), а однородные члены- видовые.

Реки: Волга, Днепр, Амур.

Художники: Рафаэль, Левитан, Репин.

Фольклор: сказки, загадки, песни.

Диктант с грамматическим заданием на развитие лингвистического чутья.

На обратной стороне доски предварительно записаны предложения.

Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.

Духота целый день - это предвестник грозы, грома и сильного дождя

Задание: найдите ошибки в употреблении однородных членов.

- В чём заключается ошибка во всех этих предложениях?

(Среди однородных членов встречаются слова с широким и узким значением, которые логически неоднородны: фрукты и апельсины; стройматериалы и бетон, лес; гроза и гром).

- Как называются слова с более широким, общим названием? (Обобщающими, родовыми). А слова с более узким, конкретным значением? ( Видовыми.)

- Из ряда слов, записанных на доске, выберите слова, обозначающие более широкие родовые понятия.

Щука, карась, ёрш, судак, рыба, стерлядь.

Запятая, двоеточие, точка, тире, знаки препинания, скобки, кавычки.

- К словам, записанным на доске, подберите слова или словосочетания с более широким обобщающим значением ( родовые).

Эпос, лирика, драма - род литературы.

Костюм, платье, пальто, брюки - одежда.

Топор, пила, рубанок, молоток - инструменты.

Туфли, ботинки, сапоги - обувь.

Гипербола, метафора, эпитет, олицетворение - изобразительно-выразительные средства языка.

- Исправьте предложения, которые вы видите на доске. Что для этого нужно сделать? (Убрать слова с более широким значением, или заменить их на слова с более узким значением, или убрать слово с узким значением - гром.)

- Так какие слова называются обобщающими? (Слова, которые объединяют однородные члены в одно понятие рода по отношению к видам.)

5.Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения.

Птичьи голоса слышались в поле, в роще, у реки.

Птичьи голоса слышались всюду: в поле, в роще, у реки.

В поле, в роще, у реки - всюду слышались птичьи голоса.

Всюду: в поле, в роще, у реки - слышались птичьи голоса.

-Что общего у этих предложений?

-Какое из этих предложений отличается от всех остальных?

-В чем его особенность?

-Какое слово является обобщающим и почему? ( Всюду. Оно объединяет все другие однородные члены, у него более широкое значение.)

-Какими членами предложения являются однородные члены и обобщающее слово?

( Они одинаковы как члены предложения и выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.)

Запишите предложения в тетради.

-Что интересного вы заметили в последних трех предложениях?

(Обобщающее слово занимает разное положение по отношению к однородным членам: перед однородными членами и после них. В зависимости от положения однородных членов ставятся разные знаки: двоеточие и тире.)

-Подумайте, когда ставится двоеточие, а когда-тире.

-А почему в последнем предложении сразу два знака: двоеточие и тире?

(Предложение ещё не закончено, оно разорвано однородными членами.)

-Сформулируйте правило постановки знаков препинания между обобщающим словом и однородными членами.

- Сравните собственную формулировку с правилом в учебнике(§ 27)

-Какое условие является основным для выбора знака между обобщающим словом и однородными членами предложения?

( Положение, позиция однородных по отношению к обобщающему слову.)

Таким образом, обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены предложения, и является тем же членом предложения. Чаще всего в качестве обобщающих слов используются местоимения (все, всё, никто, ничто) или наречия

( везде, всюду, всегда, никогда, нигде) и слова или словосочетания, которые являются родовым понятием. Иногда после обобщающего слова можно вставить слова: а именно, например, то есть ( а именно)

Будь отличником везде: V и в учёбе, и в труде.

После однородных членов перед обобщающим словом можно вставить слова: в общем, словом, одним словом.

Внимание! Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и др.), то перед вводным словом ставится тире, а после вводного слова - запятая: Он поет о косе, о пашне, об урожае, о трудовом поте - словом, обо всем том, на что мы, люди порядочные, привыкли смотреть свысока (М.Е. Салтыков - Щедрин).

Обобщающее слово может стоять перед однородными членами и после них, и от места его нахождения зависят знаки препинания.

6.Физкультминутка. (Упражнения для шеи и глаз).

7. Формирование умений и навыков.

Запись предложения.

Весной оживает всё: леса, поля, луга.

-Назовите однородные члены предложения.

-Какое слово обобщённо выражает значение однородных членов, даёт общее наименование тому, что перечисляется?

-Где стоит обобщающее слово? ( Перед однородными членами. А если обобщающее слово стоит перед однородными, то после него перед однородными ставится двоеточие.)

-Постройте схему.

- Переделайте данное предложение так, чтобы обобщающее слово стояло после однородных членов.

Леса, поля, луга - все оживает весной.

-Объясните знаки препинания в предложении. (Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после однородных перед обобщающим ставится тире.)

-А теперь переделайте предложение так, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами, а после них предложение продолжалось.

Всё: леса, поля, луга - оживает весной.

-Объясните знаки препинания и составьте схему.

-Так сколько случаев пунктуационного оформления предложений с обобщающим словом вы знаете? Какие?

Работа в парах: сначала один ученик рассказывает об однородных членах и обобщающих словах при них, затем - другой.

Анализ синтаксических конструкций. Запись под диктовку.

В своих стихах А. С. Пушкин не только упоминал цветы, но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду: в лесах и полях, парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя синеву здешнего неба, Сороти, зелень лесов, деревьев, трав и все цвета небесной радуги, осенявшей эту землю испокон веков.

Задание: определите в предложениях основы, найдите однородные члены, составьте схемы; проверьте постановку знаков препинания, особенно в последнем предложении; что можно сделать, как изменить это предложение, чтобы оно соответствовало схеме: o: o, o-…

Конструирование предложений. Задание: вставить в предложения обобщающие слова. Записать, проверить постановку знаков препинания. ( Предложения записаны на доске.)

Цветы могут рассказать о времени дня, о погоде, о состоянии окружающей среды ( многом).

Я любил читать книги о природе, о красоте цветущих садов, лугов, парков ( обо всём , окружающем меня).

( Везде) на стенах, над дверью, у окна висели связки сухой травы.

Упражнение №179 (письменно.)

-Подумайте и скажите, введение обобщающих слов при однородных изменяет содержание предложения или нет?

-В каком варианте предложения (с обобщающим словом или без него) есть большая логическая завершенность высказывания или более подчеркнутое выделение перечисляющихся однородных членов?

Работа у доски. Задание: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы.

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство - ничто беды не может миновать.

Озёра и реки, деревья и травы, звери и птицы - все просят твоей помощи, человек разумный.

И всё это: громадная и пышная вершина клёна, светло-зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева - поражало своей густой свежестью и новизной

Упражнение №181.Чтение и работа над интонацией предложений с однородными членами и обобщающим словом.

Задание. Сравните предложения. Одинаковые ли в них будут знаки препинания?

Мы собрали в букет васильки и ромашки.

Мы собрали в букет полевые цветы васильки и ромашки.

Задание. Найти, объяснить и исправить ошибки в данных предложениях, записать в исправленном виде. (По вариантам)

1в-т.

Он пришёл к нам с полевыми цветами: ромашки, васильки, колокольчики.

2в-т.

Юноши и молодёжь города самоотверженно трудились на строительстве нового стадиона.

3в-т.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

8.Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке по теме?

-Какие слова называются обобщающими?

-Какие слова могут служить обобщающими?

-Назовите основное условие постановки знаков препинания между обобщающим словом

и однородными членами предложения.

-Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

-Когда ставим двоеточие?

- Когда ставим тире?

Выставление оценок.

9.Рефлексия.

Интерактивный прием « Микрофон».

Дополните предложение: « Я сегодня узнал на уроке, что…»

10. Домашнее задание: § 27, правило;

упр.182 или задание на листочках (распечатано для каждого ученика).

Задание. Расставьте знаки препинания, подчеркните обобщающие слова и союзы, связывающие однородные члены. Составьте схемы данных предложений.

1.Постоянное обращение к словарям справочникам наблюдение за живой речью людей все это способствует развитию и обострению «языкового чутья».2. Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво казалось началом чудной сказки (М. Горький).3. В степи за рекой по дорогам везде было пусто (Л.Н. Толстой). 4.Вдруг всё это море этот лучезарный воздух эти ветви и листья облитые солнцем всё заструится задрожит беглым блеском (И.С. Тургенев). 5.Самым поразительным для Бима оказалось то что вместе с людьми живут разные животные и птицы коровы куры гуси овцы свиньи знакомство с которыми состоялось не сразу (Г.Н. Троепольский).

© 2010-2022