- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Словочетание в 5 классе
Урок Словочетание в 5 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Касаткина Н.В. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок-обобщение по теме «Словосочетание» (5 класс).
Цели: 1)Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме
«Словосочетание».
2)Совершенствовать умение производить разбор сло-
восочетания, синтаксический разбор предложения.
3)Совершенствовать орфографические и пунктуацион-
ные навыки учащихся.
4)Пропаганда дорожного движения среди учащихся.
5)Предупреждение детского дорожно -транспортного
травматизма.
6)Формирование навыков самостоятельной работы.
Оборудование:
-
Презентация к уроку.
-
План урока (см. приложение №1).
-
Раздаточный материал:
- карточки для работы в группах (см. Приложение №2);
- разноуровневые карточки для самостоятельной работы (см. Приложение №3);
- тестовое задание (см. Приложение №4);
- разноуровневые карточки для домашней работы
(см. Приложение №5);
- работа в парах: Правила написания синквейна ( см. Приложение №6).
4)Разрезные дорожные знаки (см. приложение №7).
Ход урока.
1.Организационный этап.
2.Объявление темы и целей урока.
- Обратите внимание на тему урока «Словосочетание». Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель урока.
- А что вы знаете о словосочетании? - Правильно. На уроке у вас будет возможность проверить и оценить свои знания по этой теме. Мы обобщим знания по теме «Словосочетание» и приведём их в систему.
- Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- Познакомьтесь с планом сегодняшнего урока (Приложение №1).
3.Повторение материала по теме: «Путешествие по стране Правил дорожного движения».
А) «Азбука пешехода»:
- Все вы , ребята, не раз ездили на автобусе, на трамвае. Знаете ли вы, через какую дверь надо выходить? (Через переднюю)
- У многих из вас есть велосипеды. Знаете ли вы, с какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?
(Разрешается детям не моложе 14 лет)
- Получается, что многие ребята нарушают правила. Об этом стоит задуматься!
- Знаете ли вы, где разрешается входить и выходить из транспорта?
(Только на остановках)
- К сожалению, и это часто нарушают водители автобусов и маршруток, останавливаясь и высаживая пассажиров в неположенном месте.
- Итак, ребята, кто же должен знать правила дорожного движения?
(Взрослые и дети)
- Ответы, которые вы дали, записаны в виде предложений (Приложение №2). Сейчас каждый выберет одно задание, с которым будет работать .Данное задание вы выбираете по уровням. Подумайте и определитесь с выбором заданий. Задание: Вставьте пропущенные буквы. Из данных предложений выпишите сочинительные словосочетания.
- Какие словосочетания называются сочинительными?
(Словосочетания, в котором слова равноправны; нет главных и зависимых слов, нельзя задать вопрос от одного слова к другому.)
- Какими членами предложения выступают члены сочинительных словосочетаний?
(Учитель предлагает 2 ученикам, быстрее и правильнее всех справившихся с заданием, выйти к доске, вставить пропущенные буквы, объяснив свой выбор постановки буквы, выписать сочинительные словосочетания.)
(Ответ: из автобуса и трамвая, по улицам и дорогам, входите и выходите, взрослые и дети)
- Поднимите руки, кто выполнял задания 1, 2, 3 уровня.
- Поднимите руки те, кто выполнил работу верно.
- Кто хочет прочитать продолжение инструкции?
(Проверка работ учащихся, выполнявших уровень 1, указываются положительные и отрицательные стороны в знаниях и навыках.)
- Какие трудности возникли при выполнении задания?
- Какую оценку вы себе поставили бы за данное задание?
- Ребята, мы с вами с лёгкостью преодолели первое препятствие на нашем пути. Что ждёт нас дальше? Посмотрим на план.
Б) «Перекрёсток загадок».
- Следующее препятствие «Перекрёсток загадок». Что нас ждёт на этом перекрёстке? Любите ли вы отгадывать загадки?
- Отгадайте загадки (ответы учащиеся записывают на доску):
Не живая, а ведёт,
Неподвижна, а идёт. (Дорога)
Для этого коня еда - бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся, по дорогам он несётся. (Машина, автомобиль)
Держусь я только на ходу,
А если встану - упаду. (Велосипед)
Запылал у чудища
Изумрудный глаз -
Значит, можно улицу
Перейти сейчас. (Светофор)
(учитель загадывает загадку, учащиеся отгадывают её и показывают дорожный знак: дорожные знаки висят на доске (см. Приложение №6).
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
«Медицинской…..» (помощи)
Показать он будет рад
Школу или детский сад,
Он подскажет всем на свете
Посмотрите! Рядом…. (дети)
Задание: С данными словами составьте словосочетания.
- Какие получились словосочетания по строению и значению? (подчинительные)
- Какие словосочетания называются подчинительными?
- Давайте поиграем. Игра называется «Кто быстрее?». Сделайте синтаксический разбор словосочетаний, причём словосочетания должны быть именными, глагольными и наречными. Первые пять быстрее всех сделанные работы проверяются на оценку.
(Учащиеся делают синтаксический разбор подобранных словосочетаний.)
- И с этим препятствием, ребята, вы справились успешно.
(Физкультминутка)
В) «Говорящие знаки».
- Следующее препятствие под названием «Говорящие знаки». На своём пути в школу, магазин - всюду вы встречаете дорожные знаки. К сожалению, очень часто нарушители правил дорожного движения портят дорожные знаки. И сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них (игра «Знаешь ли ты дорожные знаки?»). Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожные знаки.
(Ученики выходят к доске и собирают знаки.)
- Вот такие получились отремонтированные знаки. Ребята, подумайте и скажите, о чём предупреждают, что запрещают эти дорожные знаки?
«Движение на велосипеде запрещено» (запрещающий знак) - обычно этот знак помещают на улицах и дорогах с большим движением транспортных средств.
«Проход закрыт» (запрещающий знак) - его устанавливают, как правило, где ведутся какие - либо дорожно -ремонтные работы, около строительных площадок, словом, там, где может возникнуть опасность для пешехода.
«Въезд запрещён» (запрещающий знак) - этот знак запрещает въезд водителям машин и велосипедам на участок дороги или улицу, перед которым он установлен. Велосипедист, увидев знаки (см. 1 и 3), должен сойти с велосипеда и вести его руками по тротуару, соблюдая правила дорожного движения.
«Движение запрещено» (запрещающий знак) -этот знак запрещает движение всех транспортных средств.
«Дорожные работы» (предупреждающий) - устанавливают, где ведётся ремонт дороги.
Задание: Составьте простое предложение о последнем знаке и сделайте его синтаксический разбор.
(На нашей улице идут дорожные работы.)
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие через препятствия.
Г) Деловая игра «Я - учитель».
- Я думаю. Вы. Ребята, можете самостоятельно отправляться в путь. Вы уже знаете, каких ситуаций не стоит допускать на проезжей части. А помогать вам всегда будет «Памятка». (Приложение №3)
( Обратите внимание на план урока. Следующее задание - деловая игра «Я - учитель». Я предлагаю вам такую форму работы, когда вы становитесь на место учителя и готовите дидактический материал для урока. Я ставлю перед вами проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания с дополнительными заданиями. Этим текстом будет «Памятка». Прочитайте вслух задание. Чтобы справиться с заданием, мы вспомним порядок выполнения работы. Прочитайте его. Это групповая форма работы: мы делимся на семь групп, каждая группа будет работать с одним предложением - порядок предложений соответствует номеру группы, и мы все вместе подготовим текст для контрольного списывания с дополнительными заданиями.
( Организует работу в группах.)
- Приготовьтесь к работе в группах. Приступайте к работе.
- Вы готовы к ответу? Не забывайте о том, что вы - учитель, объясняйте доходчиво, грамотно, убедительно. Ребята, вы тоже выступаете в роли учителя. Вы слушаете, записываете, если надо, исправляете и оцениваете отвечающего. Дальше будет отвечать вторая группа и так по очереди.
(Ответы учеников)
- А теперь прочитаем «Памятку» полностью (чтение памятки вслух учеником).
Д) И последнее препятствие на нашем пути. Посмотрите на план. Это тест. Цель задания - контроль знаний. (Приложение №4)
(Учитель проверяет задание)
- Поставьте знак ! рядом с тем пунктом правила, который вы хорошо усвоили, или знак ?, если сомневались, были неуверенны.
4. Итог урока.
- Вот такое сегодня получилось необычное путешествие по стране «Правила дорожного движения». Препятствия вы успешно преодолели, и помогли вам в этом ваши знания, полученные на уроках. И последнее - вы сейчас со словами «правила дорожного движения» составите синквейн (слайд 11). Прежде прочитаем «Правила написания синквейна» (Приложение №6).
( Правила дорожного движения.
Мудрые, вечные.
Принимаются, изучаются, соблюдаются.
Это должен знать каждый!
Наше здоровье и жизнь.)
-Составьте по 5 словосочетаний, характеризующих наше путешествие по стране Правил дорожного движения (слайд 12).
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Что хотели повторить?
(Учитель благодарит всех за работу, поощряет учащихся за грамотные и правильные ответы на уроке. По итогам ответов учитель выставляет оценки и комментирует их.)
5. Домашнее задание (Приложение №5).
(Учитель объясняет домашнее задание, добивается, чтобы оно было понятно всем учащимся.)
Приложение №1.
План урока.
-
«Азбука пешехода»: разноуровневые задания по тексту.
-
«Перекрёсток загадок»: игра «Кто быстрее?».
-
Физкультминутка.
-
«Говорящие знаки»: игра «Знаешь ли ты дорожные знаки?».
-
Деловая игра «Я - учитель».
-
Тест.
-
Синквейн.
-
Подведение итогов. Домашнее задание.
Приложение №2.
Инструкция.
-
Если вы считаете, что ещё не совсем усвоили тему урока, то выбираете задания уровня 3.
-
Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задания уровня 2.
-
Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание уровня 1.
Уровень 3. Из данных предложений выпишите сочинительные словосочетания.
Выходите из автобуса и трамвая через переднюю дверь. (сущ. и сущ.)
Езда на велосипед…(сущ., 1 по улицам и дорогам разреша…тся детям не моложе 14 лет. (сущ. и сущ.)
Входите и выходите из транспорта только на ост…новках. (гл. и гл.)
Знать правила дорожного движения должны взрослые и дети. (сущ. и сущ.)
Уровень 2. Из данных предложений выпишите сочинительные словосочетания.
Выходите из автобуса и трамвая через переднюю дверь.
Езда на велосипед… по улицам и дорогам разреша…тся детям не моложе 14 лет.
Входите и выходите из транспорта только на ост…новках.
Знать правила дорожного движения должны взрослые и дети.
Уровень 1. Почему нужно знать правила дорожного движения? Запишите свои соображения в форме словосочетаний. На основе этих словосочетаний напишите сочинение - миниатюру по данной теме.
Приложение №3.
Деловая игра «Я - учитель».
Задание. Подготовить текст для контрольного списывания.
Памятка для учащихся.
Ходите только по тротуару!
Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет - на перекрёстках по линии тротуаров.
Переходя улицу, посмотрите налево до середины - направо.
На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
Не ездите на подножках и выступах транспорта!
Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешённых для перехода местах, соблюдая при этом осторожность!
Порядок выполнения работы.
-
Подчеркните в тексте «ошибкоопасные» места.
-
Обозначьте орфограммы.
-
Продумайте дополнительные задания ( они должны помочь проверить, как учащимися освоен материал по теме «Словосочетание»).
Приложение №4.
Тест по теме «Словосочетание».
1.Какое утверждение является неверным?
-
Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
-
Зависимое слово связывается в словосочетании с главным только грамматически.
-
Зависимое слово уточняет смысловое значение главного слова, подчиняется ему.
-
Словосочетание с главным словом именем существительным называется именным.
2.В каком словосочетании неверно указано главное слово?
-
Понеслась по полю
-
Зелёных вершин
-
В дупле берёзы
-
Исследовать остров
3.Какое сочетание слов данного предложения не является подчинительным словосочетанием?
Я нашёл на поляне корзину грибов и собрал их в корзину.
-
Нашёл на поляне
-
Нашёл и собрал
-
Собрал в корзину
-
Крепких грибов
4.Укажите глагольное словосочетаниие.
-
Продавец книг
-
Пение птиц
-
Бегать на стадионе
-
Шёпот детей
5.Укажите именное словосочетание.
-
Шумело громко
-
Прыгнул в воду
-
Ветки берёз
-
Пошёл к реке
Приложение №5.
Домашнее задание.
Уровень 1 . Решите задачу. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните пропущенные орфограммы. Сделайте разбор словосочетаний (именное, глагольное, наречное).Придумайте свою задачу по Правилам дорожного движения.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они п…д…шли к пешеходн…му п…р…ходу, зелёный сигнал уже нач…л мигать. Мальчики п…б…жали через д…рогу, а девоч…ки остались д…жидат…ся следующего с…гнала. Сколько ребят правильно п…р…шли д…рогу?
Уровень 2. Решите задачу. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните пропущенные орфограммы. Сделайте разбор словосочетаний (именное, глагольное, наречное).
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они п…д…шли к пешеходн…му п…р…ходу, зелёный сигнал уже нач…л мигать. Мальчики п…б…жали через д…рогу, а девоч…ки остались д…жидат…ся следующего с…гнала. Сколько ребят правильно п…р…шли д…рогу?
Уровень 3. Упражнение № 131.
Приложение №6
Синквейн.
Правила написания:
-
Первая строчка - существительное, которое нужно осмыслить.
-
Вторая строчка - два прилагательных, описывающих ваше представление о нём.
-
Третья строчка - три глагола: действие, которое производит существительное.
-
Четвёртая строчка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
-
Пятая строчка - ваши ассоциации к этому слову.
Приложение №7.
«Въезд запрещён».
«Дорожные работы»
«Движение запрещено».
«Движение на велосипеде запрещено».
«Движение пешеходов запрещено».
«Дети».
«Пункт медицинской помощи».