Рабочая программа краткосрочного курса по выбору «Русские инженеры - писатели и поэты»

"Описание материала: "В "этом "году "наша "школа "получила "статус "инженерной .  "Как "же "филолог "может "вписаться "в "поток "инженерной "мысли?   "Я "решила "разработать "краткосрочный курс «Русские "инженеры - "писатели "и поэты « Курс "дает "возможность "познакомить "учащихся "с "русскими "писателями – "инженерами, "с "людьми "редкого "таланта, "которые "внесли "большой "вклад "в "развитие "не "только "инженерного "дела, "но "и "русской "литературы, "познакомить "с "многообразностью "взаим...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 г.Перми»

«Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания № Директор МАОУ «СОШ №16»

Методического совета __________В.В.Филипович

От 2013 г.



Рабочая программа

краткосрочного курса по выбору

« Русские инженеры - писатели и поэты»

7 класс

в 2013 -2014 учебном году

автор - составитель программы:

учитель русского языка Кавардакова С.А.







Пермь - 2013

Краткосрочный курс по выбору для 7 класса

«Русские инженеры - писатели и поэты»

Пояснительная записка

Краткосрочный курс по выбору был разработан с целью расширения кругозора детей, актуализации компонентов инженерной культуры в предметном содержании литературы. Курс дает возможность познакомить учащихся с русскими писателями - инженерами, с людьми редкого таланта, которые внесли большой вклад в развитие не только инженерного дела, но и русской литературы, познакомить с многообразностью взаимодействия фантастики и науки в литературе, с новыми приемами фантастических идей, как инженерная мысль раскрывается в художественном произведении, узнать как Генрих Альтов методами литературы показал развитие науки и техники в направлении идеала, считая главной целью фантастики как литературного жанра - человековедение.

И тем самым данный элективный курс повышает интерес учеников к литературе как предмету, что очень актуально в наши дни. Д.Дидро утверждает: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Вдумчивому и внимательному общению с текстом необходимо учить школьников. И эта образовательная задача решается на разнообразных занятиях элективного курса, систематически приобщая учеников к осмысленному чтению, обогащая их новыми знаниями и навыками, эмоциональными чувствами. Программа курса « Русские инженеры- писатели и поэты» разработана для учащихся 7 классов, рассчитана на 8 часов.

Цель курса: создание условий для формирования у учащихся интереса к инженерной культуре.

Задачи курса:

  • заинтересовать учащихся творчеством русских писателей - инженеров,

  • расширить знания учащихся в использовании фантастических идей в литературе,

  • совершенствовать навык работы с художественным текстом,

  • развивать умение давать оценку литературным произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • имена русских писателей - инженеров, произведения,

  • роль инженерных знаний в литературе,

  • новые приемы фантастических идей(фантограмма, метод маленьких человечков, морфологический ящик, полиэкранное видение).

Учащиеся должны уметь:

  • рассказывать о инженерах - писателях,

  • находить в художественных текстах инженерную мысль,

  • называть приемы фантастических идей в литературе.

Основные формы занятий: беседы, практикумы, комментированное чтение, заочные экскурсии.

Форма итоговой оценки - зачет.

Тематическое планирование

тема

Форма занятия

Количество часов

продукт

1.Роль русских инженеров в литературе

беседа

1 час

презентация

2.Николай Георгиевич Гарин -инженер - писатель.

( Михайловский)

Заочная экскурсия

1 час

Создание текста научного стиля

3.Инженерная мысль в рассказах Гарина.

Комментированное чтение

1 час

эссе

4.Генрих Саулович Альтов - инженер - писатель.

беседа

1 час

презентация

5.Может ли машина мыслить?Вопросы кибернетики в рассказах.

(«Триггерная цепочка», «Первый контакт» -об удивительном споре между двумя автоматами.

Практикум

дискуссия

1 час

Сочинение - рассуждение

6.О возможных достижениях в биологии в будущем. ( « Ослик и «аксиома»», « Клиника «Сапсан»»)

практикум

1 час

кроссворд

7.Человек и космос в рассказах Альтова.

(«Баллада о звездах»)

Комментированное чтение,

практикум

1 час

фотоколлаж

8.Мир удивительных открытий в жизни и литературе.

Заочная экскурсия

1 час

эссе

Список литературы.

1.Белый Г.А. «Гарин Михайловский»//История русской литературы:в10 т./АН СССР.Ин-т рус.лит.(Пушкин.Дом)т.х.Литература 1890-1917годов.-1954-с.514-528

2.Лев Гумилевский «Русские инженеры» «Молодая гвардия» 1953

3.Биографический словарь .2000

4.Быков П.В. Критико-библиографический очерк//Гарин Н.Полное собрание сочинений в 8 томах.1916-том1-с.8

5.Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников .Новосибирск,1983 с.218

6.Альтов Г. «Баллада о звездах» научно-фантастическая повесть/В.Журавлева//В мире фантастики и приключений.-Л: Лениздат,1963

© 2010-2022