«Народная физиономия языка» Урок по русскому языку в 6 классе

Готовя в течение нескольких лет учащихся гимназии к Всероссийскому тестированию, ЕГЭ по русскому языку, замечала, что ученики выпускных классов часто допускают ошибки в заданиях, проверяющих знания по теме «Фразеология».  Я решила разработать урок, который не только обобщит знания учащихся по этой теме, но и расширит их, углубит, привлечет внимание к устойчивым выражениям, ведь фразеологизмы, по мнению В.Г. Белинского, составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное... Информационно-коммуникационные технологии позволили активизировать познавательную деятельность учащихся. Каждый этап урока сопровождается соответствующими слайдами. Задания и упражнения расположены с постоянным наращиванием трудностей. Моя задача – показать ученикам, что фразеологизмы делают речь ярче, образней. Не случайно устойчивые выражения используются как в художественном, так и публицистическом стилях речи. А для того чтобы уместно и правильно употреблять фразеологизмы, необходимо чаще об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок.

«Народная физиономия языка»

(предупреждение ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов).

Цели:

1) Вспомнить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.

2) Научить школьников находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок.

3) Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.

4) Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные

средства и самобытное, самородное богатство.

В.Г. Белинский

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

Как вы знаете, 2007 год Президентом России В.В. Путиным объявлен Годом русского языка. Речь - это язык в действии, показатель интеллекта, культуры. Задача школьников - на уроках русского языка, литературы совершенствовать устную и письменную речь. Сегодня мы с вами поговорим о… «народной физиономии языка». Как вы думаете, каким единицам речи будет посвящен наш урок?

Верно, фразеологизмам. Мы вспомним все вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного, а также научимся находить ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

II. Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме, правил.

Писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал о сложном и интересном явлении русского языка. Так, четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет.

Другой ребенок услышал выражение «они живут на ножах» и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых живут какие-то странные люди.

Дети не знают, что, кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще более сложные языковые явления - устойчивые сочетания слов, или фразеологизмы. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере «не успеешь оглянуться» значит «скоро», «живут на ножах» - «враждуют».

Задание №1.

Давайте вспомним лексическое значение следующих фразеологических сочетаний:

вопрос жизни и смерти - дело исключительной важности

кожа да кости - худой

комар носа не подточит - не к чему придраться

куриная память - плохая

на всех парусах - быстро

перемывать косточки - обсуждать

хоть кровь из носу - обязательно

рукой подать - близко

глас вопиющего в пустыне - напрасный, тщетный призыв

стреляный воробей - очень опытный человек

как рыба в воде - уверенно

ни рыба ни мясо - безликий, безвольный человек

обвести вокруг пальца - обмануть

кот наплакал - очень мало

седьмая вода на киселе - дальний родственник

гонять лодыря - бездельничать.

Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы на уроке не будем, а вспомним, что изучает фразеология.

Фразеология - особый раздел лингвистической науки. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis - «оборот», logos - «учение». Этим термином называют весь состав устойчивых словосочетаний в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологизмами. Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры.

Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение. Как и слова, фразеологизмы и их значения мы должны помнить. Богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках.

Около четырех тысяч фразеологизмов содержит «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. В нем объясняются значения фразеологизмов, показано их употребление в речи, иногда приводятся синонимы и антонимы, даются этимологические справки о некоторых фразеологизмах.

Специально для учащихся издан «Школьный фразеологический словарь русского языка». В нем раскрываются значения фразеологизмов, указываются их морфологические и синтаксические свойства, а также особенности стилистического употребления.

Кроме словарей, есть книги, которые можно назвать справочниками по фразеологии. Их цель - познакомить с историей фразеологического выражения. Книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова» не просто интересно читать, но и познавательно. А «Мифологический словарь», составленный М. Ботвинником и другими, поможет понять историю возникновения, значение фразеологизмов.

Задание №2.

Как вы думаете, откуда фразеологизмы появились?

Вывод: источники разнообразны. Это выражения, взятые из Библии, трудовой жизни человека, из произведений устного народного творчества, выражения, пришедшие из древнегреческой и римской мифологий. Обогатили русскую фразеологию поэты и писатели.

Задание №3.

Давайте вспомним несколько известных фразеологизмов, пришедших к нам из античных мифов, объясним их значение.

Авгиевы конюшни (сильно засоренное, загрязненное или захламленное место, обычно помещение, где все валяется в беспорядке)

Ахиллесова пята (слабая сторона, уязвимое место)

Ариаднина нить (путеводная нить, способ выйти из трудного, запутанного положения)

Троянский конь (дар врагу с целью его погубить, обманное действие)

Прометеев огонь (стремление к достижению высоких целей, к борьбе с засильем зла)

А самые любознательные в данном словаре узнают все об особенностях прокрустова ложа (мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо, совершенно к ней не подходящее), о яблоке раздора («причина» всевозможных разногласий), о пирровой победе (победа, равносильная поражению, т.е. купленная ценой огромных жертв и невосполнимых потерь).

Вы знаете, что фразеологизмы всегда состоят из нескольких слов и внешне похожи на обычные, или, как их называют, свободные сочетания.

-Поймете ли вы меня, если услышите следующие предложения:

Вы заблудились в трех елях.

У него на неделе семь четвергов.

Он привык из кильки делать слона.

Задание №4.

Замените неверные, на ваш взгляд, слова привычными, правильными.

Он заблудился в трех соснах.

У него на неделе семь пятниц.

Он привык из мухи делать слона.

Вывод: итак, в составе фразеологических оборотов нельзя слова заменять по своему желанию; фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания.

III. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

Давайте проверим, как вы помните некоторые известные фразеологизмы.

Задание №5.

Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов, объясните лексическое значение.

1. Писать как (лев, курица, собака) лапой. Писать как курица лапой - неразборчиво, так, что нельзя понять.

2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга - неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.

3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). Открыть Америку - сообщать о чем-то известном.

4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). Заморить червячка - перекусить, слегка утолить голод.

5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу. Зарубить на носу - крепко запомнить на будущее.

Внимание! Слово нос в этом выражении отношения к органу обоняния не имеет.

В старину употреблялось слово нос в значении, связанном по происхождению и по смыслу с глаголом носить. Нос - то, что носили с собой, при себе.

Как правило, для ведения счета и запоминания носили особые бирки - палочки или дощечки, на которых в старину производили зарубками, засечками учет работы, отмечали уплату денег, количество отпущенного товара. В народе, чтобы не забыть, говорили: «Заруби на бирку, заруби на нос».

Задание №6.

Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе фразеологических оборотов, объясните их значение.

Дрожит… как осиновый лист (очень сильно трясется обычно от страха, волнения)

Выводить… на чистую воду (разоблачать, уличать в чем-либо)

Беречь… как зеницу око (бдительно, заботливо, тщательно)

Держать… возможны варианты.

«Фразеологический словарь русского языка» приводит 31 устойчивое выражение со словом «держать», например, держать верх, держать в курсе, держать в черном теле, держать камень за пазухой, держать нос по ветру, держать себя в руках, держать язык за зубами…

Вывод: некоторые слова могут употребляться в разных устойчивых словосочетаниях. Чтобы не ошибаться, нужно чаще заглядывать в словарь.

Задание №7.

Сколько фразеологизмов со словом нога вы услышите в прочитанном мною тексте? Кстати, это задание было на одной из республиканских олимпиад по русскому языку.

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Ответ: 6 фразеологизмов

1. На короткой ноге 4. Уносить ноги

2. Встать с левой ноги 5. Ни ногой

3. Со всех ног 6. Ноги не будет

Вывод: фразеологизмы не создаются в речи, как свободные сочетания. Но, как слова, вступают в синонимические, антонимические отношения

Задание №8.

Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор:

Слово в слово Вилами на воде писано

Тютелька в тютельку Комар носа не подточит

Ответ: лишний фразеологизм - «вилами на воде писано», т.к. обозначает «неизвестно, будет так или нет», остальные имеют значение «точно».

Задание №9.

Попробуйте найти антонимическую пару.

Коломенская верста Воспрянуть духом

Ни зги не видно Ни в дудочку, ни в сопелочку

Повесить нос От горшка два вершка

И швец, и жнец, и в дуду игрец Как кошка с собакой

Душа в душу Хоть иголки собирай

Сопель - народный музыкальный инструмент, род деревянной флейты, свирели.

IV. Самостоятельная работа.

При употреблении фразеологизмов ваши ровесники очень часто допускают такие типичные ошибки, как

а) непонимание фразеологизма;

б) искажение его словесного состава;

в) смешение 2 фразеологизмов в одном.

Упражнение №1

Работа на компьютере (выполнение тестового задания).

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. НА СУББОТНИКЕ АНДРЕЙ РАБОТАЛ НЕ СКЛАДАЯ РУК. (__)

  2. В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ. (__)

  3. ЖИЗНЬ ВХОДИТ В НОРМАЛЬНУЮ КОЛЕЮ. (__)

  4. ЗА ЭТОТ ВЕЧЕР КОСТЯ ПРОЧИТАЛ КНИГУ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ. (__)

  5. Я ПРИШЕЛ В МАСТЕРСКУЮ РАБОТАТЬ, А НЕ В БАКЛУШИ ИГРАТЬ. (__)

  6. МЫ УСПЕШНО ЗАВЕРШИЛИ ЧЕТВЕРТЬ. НАШ КЛАСС ПРОДЕЛАЛ

БОЛЬШОЙ СИЗИФОВ ТРУД. (__)

  1. ТРУДНО В ПОХОДЕ С НАТАШЕЙ: ОНА ПРОСТО КИСЕЛЬНАЯ БАРЫШНЯ. (__)

  2. Я ДУМАЮ, ЧТО ТВОЯ ПРОБЛЕМА ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА НЕ СТОИТ. (__)

1) нет ошибок в употреблении фразеологизма

2) ошибка: непонимание фразеологизма

3) ошибка: искажение словесного состава фразеологизма

4) ошибка: смешение двух фразеологизмов в одном

Проверка успешности выполнения тестового задания.

1. НА СУББОТНИКЕ АНДРЕЙ РАБОТАЛ НЕ СКЛАДАЯ РУК.

(3) (Не покладая рук - усердно).

Обратим внимание! Если в составе фразеологического оборота используется деепричастие, то запятая не ставится, потому что фразеологизм соотносится с определенным понятием, обозначающим нечто единое по смыслу, и в предложении является одним членом.

2. В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ.

(2) (О двух головах - безрассудно смелый.

Семи пядей во лбу - очень умный, мудрый, выдающийся).

3. ЖИЗНЬ ВХОДИТ В НОРМАЛЬНУЮ КОЛЕЮ.

(4) (Входит в нормальное русло, выходит из колеи).

4. ЗА ЭТОТ ВЕЧЕР КОСТЯ ПРОЧИТАЛ КНИГУ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.

(1) (От корки до корки - полностью).

5. Я ПРИШЕЛ В МАСТЕРСКУЮ РАБОТАТЬ, А НЕ В БАКЛУШИ ИГРАТЬ.

(4) (В бирюльки играть -заниматься пустяками, даром, попусту тратить время.

Бить баклуши - бездельничать ).

6. МЫ УСПЕШНО ЗАВЕРШИЛИ ЧЕТВЕРТЬ. НАШ КЛАСС ПРОДЕЛАЛ БОЛЬШОЙ СИЗИФОВ ТРУД.

(2) (Сизифов труд - бесполезная работа).

7. ТРУДНО В ПОХОДЕ С НАТАШЕЙ: ОНА ПРОСТО КИСЕЛЬНАЯ БАРЫШНЯ.

(3) (Кисейная барышня - изнеженный, неприспособленный к жизни человек).

8. Я ДУМАЮ, ЧТО ТВОЯ ПРОБЛЕМА ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА НЕ СТОИТ.

(1) (Выеденного яйца не стоит - не заслуживает внимания).

-Трудно? Нелегко. Может, можно в речи и без фразеологизмов обойтись? Можно. А стоит ли? Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Вывод: чтобы сделать речь более меткой, образной, эмоциональной, необходимо использовать фразеологизмы.

Многие писатели и поэты в своих произведениях использовали устойчивые выражения.

Упражнение №2

Назовите литературные произведения, авторов, а также раскройте значение фразеологических оборотов.

1 У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки- французы тут как тут!

(Кто-либо насторожен, внимателен, готов к чему-либо неожиданному)

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

  1. Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать.

(Бездельничать) А.П. Чехов «Каштанка».

3 Артемий Филиппович. С тех пор как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают.

(Мрут (дохнут) как мухи - в огромном количестве) Н.В. Гоголь «Ревизор».

-С какой целью Н.В. Гоголь использует в речи попечителя богоугодных заведений А.Ф. Земляники фразеологизм с ошибкой?

4 -Слушай, брат Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол.

(Страшно беден, ничего не имеет) А.С. Пушкин «Дубровский».

Внимание! Сокол - старинное стенобитное орудие, представлявшее собой совершенно гладкую чугунную болванку, закрепленную на цепях.

Очень часто в части В ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, в которых требуется найти предложение с фразеологизмом.

Упражнение №3

Обратимся к тексту С. Гейченко. Внимательно прочитайте отрывок и определите, в каком предложении и с какой целью используется фразеологический оборот.

(1) Однажды маленький Саша Пушкин написал стихотворную шутку на французском языке и дал прочесть ее своему гувернеру французу Русло.(2) Гувернер осмеял стихи и их автора. (3) Мальчик крепко обиделся и обиду свою сохранил надолго.

(4) Спустя несколько лет Пушкин подарил своему отцу собачку. (5) На вопрос Сергея Львовича, как же звать песика, озорник ответил: «Русло!» (6) Таково семейное предание, хранившееся у потомков сестры поэта Ольги Сергеевны Павлищевой.

(7) В семье пса стали звать не Русло, а Руслан, в честь героя поэмы «Руслан и Людмила», которой вся фамилия Пушкиных гордилась.

(8) Пес был добр, его любили все домашние и слуги. (9) Сам Сергей Львович был от него без ума. (10) Куда бы он ни направился, куда бы ни поехал, Руслан был всегда с ним. (11) В 1824 году Сергей Львович заказал художнику свой портрет, на котором он изображен вместе с верным Русланом.

Ответ: фразеологизм (без ума) в 9 предложении. Без ума - 1) от кого, от чего. В восторге, в восхищении. 2) Очень сильно (любить, влюбляться и т.п.).

Упражнение №4

Фразеологические обороты широко употребляются не только в художественной литературе, но и публицистической. Иногда в газетах, журналах можно встретить фразеологизмы. Определите значение следующих устойчивых выражений.

Белое золото - ( Подсказка! Это волокно семян хлопчатника, употребляемое для изготовления пряжи) хлопок.

Стальной конь - (Подсказка! Это самоходная машина для тяги и приведения в действие машин, орудий) трактор.

Корабль пустыни - ( Подсказка! Это жвачное парнокопытное млекопитающее с одним или двумя горбами) верблюд.

Голубые береты - ( Подсказка! Это военнослужащие воздушно-десантных войск) десантники.

Пятый океан - (Подсказка! Сколько существует океанов? ( Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский) А это все видимое над землей пространство - небо.

Данные сочетания слов называются перифразами. Перифраза - один из типов устойчивых сочетаний, наиболее часто встречающийся в публицистике. Перифразы способствуют донесению информации в образной форме, наиболее доступной для восприятия. Словарь перифраз русского языка помогает в понимании языка газет, радио и телевидения.

Вывод: фразеологические обороты активно используются как в устной, так и письменной речи, необходимо уделять серьезное внимание данному разделу лексики.

V. Подведение итогов урока.

Должна сказать, что в вашем классе нет учеников, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.

VI. Домашнее задание.

Попробуйте создать текст, употребив в нем как можно больше фразеологических оборотов.


© 2010-2022