Урок русского языка тема Наклонение глагола ( 6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение глагола

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, ключевые слова).

распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2.Устная лингвистическая разминка

«Корзина понятий»

- О какой части речи мы говорили на прошлом занятии?

-Какие морфологические признаки вам известны?

-Давайте набросаем «корзину понятий».

-Что такое переходность?

3.Повторение и закрепление изученного .Самостоятельная работа

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:

ЗАПОЛНИТЕ КВАДРАТ БУКВАМИ, УКАЗЫВАЯ -ПЕРЕХОДНЫЙ / НЕПЕРЕХОДНЫЙ ГЛАГОЛ.

Познавательные УУД:

1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.

4. Введение в тему. Формулирование темы и целей урока.

На доске записаны слова:

Вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение, время, число, лицо, род.

- Каким словосочетанием можно назвать все эти понятия? (Морфологические признаки глагола.)

- Какой из признаков вам ещё не знаком? (Наклонение.)

- Назовите и запишите тему урока - «Наклонение глагола».

- Какие вопросы у вас возникли? (Что такое наклонение? )

Как сформулируем тему урока?

Какие цели перед собой поставим?

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему), цели урока.

5. Открытие новых знаний.

Работа в парах.

Исследование.

  1. Записать предложения в левый столбик.

  2. Подчеркнуть в них глаголы.

  3. Определить время.

  4. Сравнить глаголы

  5. Рассмотреть смысл этих предложений


  1. Оля учится в школе.

  2. Оля училась в школе.

3. Оля будет учиться в школе.

4. Оля училась бы в школе.

5. Оля, учись в школе.

- В каких глаголах удалось определить время?

-В каких возникли затруднения?

_Глаголы, в которых можно определить время, обозначают реальные действия( изъявительное наклонение) , если нельзя определить время- это нереальные действия( условное и повелительное). Или новый морфологический признак -наклонение.

-Прочитайте определение наклонения

в рамке учебника и дополните фразы.

Наклонение - непостоянный морфологический признак глагола.

Наклонение выражает отношение действия к действительности.

Действие может быть реальное и нереальное.

- Закончите схему, используя материал учебника

- Запишите слово ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ

-_подберите к нему однокоренные

Слово учителя.

- Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. Подберите эти слова. (Явь - реальная действительность, явный - видимый, очевидный; явление - событие, случай.)

Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут.

ФИЗМИНУТКА

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, изучающего).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной для себя форме.



6.Первичное закрепление, развитие учебно­языковых и правописных умений.

Творческая работа в парах.

Выполнение упр.482

Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Дополнительное задание. Смешанные написания.

Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Представлять информацию в разной форме (таблица, схема).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Осуществлять работу в группе, договариваться о совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

VII. Итог урока.

- Что нового узнали? Чему учились?

- Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты?

- По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Два определения в рамках.

2. Самодиктант: записать 8-10 глаголов в изъявительном наклонении, указать вид, время, спряжение глаголов.



© 2010-2022