ИКТ на уроках русского языка и литературы

Традиционная система обучения, ориентирующаяся в основном на деятельность учителя  и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта,  не в состоянии обеспечить достижение современных целей образования. Новое время выдвинуло в качестве приоритета  в области образования - формирование компетентной личности, готовой к самостоятельной жизни. Сегодня недостаточно наполнить голову ученика массой информации и затем проверить ее усвоение, невозможно ребёнка обучить всему...   Информационно коммуникационные технологии (ИКТ) — это технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. Этот широко используемый термин включает в себя все технологии, используемые для общения и работы с информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио-и телепередачи. В педагогике, это специальные программные и технические средства для работы с информацией (кино, аудио – и видео средства). Использование этих средс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


У.К.Кукуева

учитель русского языка и литературы средней школы № 4

Павлодарская область, г.Аксу

Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса.

В.Г.Белинский

Традиционная система обучения, ориентирующаяся в основном на деятельность учителя и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не в состоянии обеспечить достижение современных целей образования. Новое время выдвинуло в качестве приоритета в области образования - формирование компетентной личности, готовой к самостоятельной жизни. Сегодня недостаточно наполнить голову ученика массой информации и затем проверить ее усвоение, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые знания и представления буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы. Всё это достигается с большей эффективностью при внедрении в образовательный процесс информационных технологий.

Информационно коммуникационные технологии (ИКТ) - это технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. Этот широко используемый термин включает в себя все технологии, используемые для общения и работы с информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио-и телепередачи. В педагогике, это специальные программные и технические средства для работы с информацией (кино, аудио - и видео средства). Использование этих средств в учебно - воспитательном процессе является средством повышения мотивации учения и развития мышления учащихся и позволяет со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации.

Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, помогает ему также решать важные лингводидактические проблемы:

  1. совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

  2. ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

  3. повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;

  4. ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

  5. возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Выделяют следующую классификацию средств ИКТ по области методического назначения:

  1. обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);

  2. тренажёры (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала);

  3. информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);

  4. демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);

  5. имитационные (представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик);

  6. лабораторные;

  7. моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);

  8. расчётные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции);

  9. учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме).

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

  • расширить возможности предъявления учебной информации;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

  • расширить наборы применяемых учебных задач;

  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

  • позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

Достичь этого не просто, так как только системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных средств обучения в процессе обучения позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя.

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит к целому ряду положительных моментов:

  • повышение уровня использования наглядности на уроке;

  • повышение производительности урока;

  • происходит актуализация познавательных интересов учащихся;

  • преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, обращает огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;

  • изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический) учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу.

Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. Это позволяет мне осуществлять:

  • Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.

  • Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

  • Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

  • Подготовку словарной работы.

  • Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.

Также при помощи ресурсов Интернет можно создать фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

Еще в своей практике использую показ экранизации классики. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Всё чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся.

Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

  • во вступительном слове учителя или учащихся;

  • на этапе предъявления учебной информации;

  • на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

  • на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

  • на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

  • во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

  • при подготовке к ЕНТ и ВОУД.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;

  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

  • формировать элементы информационной культуры;

  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

  • идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.







Библиографический список


  1. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. - С. 22.

  2. Мингазов Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. - Л, 2005. - С. 76.

  3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008. - С. 110.

  4. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000. - С. 92.

  5. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. - С. 60.

  6. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. - М.: ВАКО,2005. - С. 211.

  7. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2002. - С. 357.

  8. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2002. - С. 357.

  9. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002. - С. 212.

  10. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006. - С. 187.

  11. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006. - С. 190.

  12. Мингзов Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения.- Л, 2005. - С. 291.






© 2010-2022