- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока «Правда о простом человеке или Как не потерять себя»
Методическая разработка урока «Правда о простом человеке или Как не потерять себя»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколов Д.В. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОУ НПО «Профессиональное училище №1»
разработка урока литературы
преподаватель: Соколов Дмитрий Валерьевич
Тема: Правда о простом человеке или … как не потерять себя
(по рассказам В.М. Шукшина)
Цель: осмыслить образ простого человека и определить своё отношение к герою, к жизни на основе анализа содержания рассказов «Чудик»; «Срезал»;
Задачи урока:
1. На основе работы с текстом рассказов выявить жизненные ценности героев Шукшина;
2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; кругозор; совершенствовать навыки работы с художественным текстом; реализация личностного потенциала каждого ученика
3. Формировать ключевые компетенции, воспитывать ценностное отношение к жизни; к творчеству В.М. Шукшина;
Учебно-методическое обеспечение:
Видеоролик; аудиозапись; авторский медиапродукт - презентация слайдов /Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word
Время: 45 минут
Технология: проблемное обучение
Тип урока: проблемно- эвристический урок.
Методы: исследовательский, эвристическая беседа;
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная
-
Вводно - мотивационный этап урока:
Просмотр видеофрагмента из фильма Человек-легенда «Василий Шукшин» (Л. Якубович о Шукшине и его творчестве)
Ключевые вопросы: Почему мы так живем?
Что с нами происходит?
Что находило отражение в творчестве В.М. Шукшина?
(жизнь, нравственные ценности человека)
Но для того, чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам для начала определить свои жизненные ценности.
Заполнение первого столбика таблицы:
Ценности жизни
МОИ
Герои Шукшина
Опираясь на варианты ответов студентов возвращаемся к вопросам Л. Якубовича:
Почему мы так живем?
В творчестве В.М. Шукшина - человека знающего жизнь, творчество которого пронизано любовью к жизни, наибольшее число вопросов вызывают, конечно же, герои: какие они? В чём видят ценность человеческой жизни?
На основе прочитанных рассказов, что вы можете сказать о шукшинских героях?
(простые люди)
- Как они живут?
Итак, наши рассуждения определили тему урока:
Правда о простом человеке … или как не потерять себя
( другой возможный вариант: Правда о жизни простого человека… )
(студенты могут записать на выбор одну из двух)
( по рассказам В.Шукшина «Чудик»; «Срезал») Слайд 2.
Учебная задача: Осмыслить образы героев Шукшина, отношение автора к своим героям; определить своё отношение к жизненным ценностям, к вопросу: «Как не потерять себя»?
Эпиграф к уроку:
«Василий Макарович умел так сказать правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве»
Пётр Луки́ч Проску́рин (1928-2001) - советский русский писатель. Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1979).
-
Операционно-содержательный этап:
Почему Шукшину удавалось с точностью воспроизводить ментальность простого человека?
(факты из биографии писателя, сам выходец из простого народа, свободное владение живым русским словом)
Еще раз, обращаясь к ценностям человеческой жизни, которые вы вывели в начале урока (проговариваем их) определим, а обладают ли ими герои Шукшина? Обратимся к рассказам.
Работа в группах:
Группа 1 Работа над рассказом «Чудик».
Задание группе: На основе вопросов к рассказу составить словесный портрет главного героя.
- Что вынесено в заголовок рассказа? (вынесено прозвище главного героя).
- Почему его так называли? (С ним постоянно что-нибудь происходит, он «влипает в историю».)
- Что произошло с ним в магазине перед поездкой к брату на Урал?
(пересказ эпизода).
- Почему он вернулся за деньгами?
(Ему стыдно - вдруг не так поймут, подумают, что решил прикарманить. Ребята выясняют, что происходит это в городе, где никто его не знает, таким образом, в характере они обнаруживают стыдливость, совестливость - это одна из его основных черт).
- Какая черта его характера раскрывается в эпизоде покупки подарков?
(Ребята находят ключевое слово во фразе: «…решил племянникам накупить подарков» - и отмечают, что эта черта - щедрость).
- Что видит Чудик из самолета и о чем думает? Как это его характеризует
(находят в тексте слова Чудика: «…упасть в облака как в вату… вот человек! Придумал же! Почему я не удивляюсь?» Это искренность чувств героя, он говорит, что думает.)
- Какая черта Чудика раскрывает в отношениях с соседом в самолете?
(Сочувствие, желание помочь).
- Как Чудик разрисовал коляску, чтобы угодить своей снохе? О чем это говорит?
(Это человек с возвышенной, романтичной душой, любящий природу, все красивое, любящий мир, согласие. Своему брату о снохе он говорит: «… не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду».)
- Почему сноха невзлюбила Чудика?
(Он простой трудяга, не руководитель из управления, странный, непонятный).
- Понимает ли она душу Чудика?
(Не понимает, его русская простая душа для нее ничто, она «злая» - по словам Чудика).
- За что он ратует, что отстаивает в жизни?
(Чудик ратует на добро, за правду, взаимопомощь, за все прекрасное, в душе его живет музыка, он постоянно напевает, то есть он человек, отстаивающий народную правду)
Группа 2. Работа по рассказу «Срезал»
Задание группе:
- Предлагаю вам два высказывания В.М. Шукшина, прочтите их и выберете одно, которое, на ваш взгляд, соответствует главной мысли рассказа «Срезал»
1. В рассказе не должно быть лжи.
2. Нам бы немножечко добрее быть...
Будьте повнимательнее друг к другу,
подобрее...
На основе предложенных вопросов раскройте характер своего героя. Выберите суждение:
-
Срезал! 2. Срезал ли?
- Какое событие встревожило жителей деревни?
- Что за герой раскрывается на фоне этого события?
- Найдите в тексте слова, которыми автор характеризует своего героя?
- Чего в рассказе больше: действия героя или его речи?
Работа по тексту.
- Давайте пойдем вслед за автором и выберем из текста несколько фраз героя, которые, на ваш взгляд, точно раскрывают его характер.
Прочитаем вдохновенно.
- Чем же срезал герой Шукшина? Почему он выделен автором среди других героев произведения?
(он отличается начитанностью, необычными, непривычными для деревни словами)
- Какое настроение мы получаем от общения с Глебом Капустиным? А как чувствуют себя герои, на которых он обрушивается с обвинительной речью?
- А согласитесь ли вы с мнением о том, что этот рассказ и грустный, и смешной? Почему?
- Что является главным средством характеристики героя? - Слово.
Какое отношение к слову сложилось, например в практике русского фольклора, в частности, в пословицах? Какие пословицы вы знаете о слове?
Слово не воробей - вылетит, не поймаешь
- Как можно соотнести пословицу «И счастье, и беда у человека на языке»?
с нашим Глебом Капустиным?
- У него все его беды на «языке»: его слово ядовито, язвительно, он жесток, вызывает интерес, но любви к нему не было, малообразован (только верхушки общеизвестных истин). Ему нужна помощь, потому что у него нет друзей, он одинок.
Обсуждение. Итоги работы групп.
Заполнение второго столбика таблицы
Слайд 10. Коллективный образовательный продукт выглядит так:
ЦЕННОСТИ
ЖИЗНИ
МОИ (вариант)
ГЕРОЕВ ШУКШИНА
карьера
Любовь, семья
Материальное благополучие
Дружба
семья
Искренность, правдивость
Долг
Духовность
Выводы ребят:
Герои Шукшина - люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.
-
Рефлексивно-оценочный этап:
К каким размышлениям подтолкнула вас тема урока? Что вы почерпнули для себя?
-Что утрачено? Какие пути решения этой проблемы вы можете предложить?
Как не потерять себя? (Жизнь состоит из светлых и тёмных сторон, чтобы не потерять себя, нужно быть активным, целеустрёмлённым) Пожалуйста, прикрепите своё «Я» (буква вырезана для каждого) к той ценности, которая, по вашему мнению, поможет сохранить почву под ногами и не потерять себя.
Домашнее задание на выбор:
1.Написать статью о В.М. Шукшине для электронной версии энциклопедии.
2. сочинение «Нравственные идеалы сегодня»