Методическая разработка урока «Правда о простом человеке или Как не потерять себя»

Методическая разработка открытого урока литературы по творчеству В.М. Шукшина. Основная ценность урока заключается в том, что он направлен на формирование ключевых компетенций, осмысление ценностного отношения ребят к жизни. На протяжении всего урока обучающиеся шаг за шагом осмысливают жизненные ценности шукшинского героя, современного человека. На основе анализа рассказов «Чудик» и «Срезал» выявляют утраченные ценности, делают собственные выводы, находят пути решения поставленной перед ними ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ НПО «Профессиональное училище №1»

разработка урока литературы

преподаватель: Соколов Дмитрий Валерьевич


Тема: Правда о простом человеке или … как не потерять себя

(по рассказам В.М. Шукшина)



Цель: осмыслить образ простого человека и определить своё отношение к герою, к жизни на основе анализа содержания рассказов «Чудик»; «Срезал»;

Задачи урока:

1. На основе работы с текстом рассказов выявить жизненные ценности героев Шукшина;

2. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения; кругозор; совершенствовать навыки работы с художественным текстом; реализация личностного потенциала каждого ученика

3. Формировать ключевые компетенции, воспитывать ценностное отношение к жизни; к творчеству В.М. Шукшина;

Учебно-методическое обеспечение:

Видеоролик; аудиозапись; авторский медиапродукт - презентация слайдов /Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word

Время: 45 минут

Технология: проблемное обучение

Тип урока: проблемно- эвристический урок.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа;

Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная


  1. Вводно - мотивационный этап урока:

Просмотр видеофрагмента из фильма Человек-легенда «Василий Шукшин» (Л. Якубович о Шукшине и его творчестве)

Ключевые вопросы: Почему мы так живем?

Что с нами происходит?

Что находило отражение в творчестве В.М. Шукшина?

(жизнь, нравственные ценности человека)

Но для того, чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам для начала определить свои жизненные ценности.

Заполнение первого столбика таблицы:

Ценности жизни

МОИ

Герои Шукшина




Опираясь на варианты ответов студентов возвращаемся к вопросам Л. Якубовича:

Почему мы так живем?

В творчестве В.М. Шукшина - человека знающего жизнь, творчество которого пронизано любовью к жизни, наибольшее число вопросов вызывают, конечно же, герои: какие они? В чём видят ценность человеческой жизни?

На основе прочитанных рассказов, что вы можете сказать о шукшинских героях?

(простые люди)

- Как они живут?

Итак, наши рассуждения определили тему урока:

Правда о простом человеке … или как не потерять себя

( другой возможный вариант: Правда о жизни простого человека… )

(студенты могут записать на выбор одну из двух)

( по рассказам В.Шукшина «Чудик»; «Срезал») Слайд 2.

Учебная задача: Осмыслить образы героев Шукшина, отношение автора к своим героям; определить своё отношение к жизненным ценностям, к вопросу: «Как не потерять себя»?

Эпиграф к уроку:

«Василий Макарович умел так сказать правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве»

Пётр Луки́ч Проску́рин (1928-2001) - советский русский писатель. Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1979).


  1. Операционно-содержательный этап:

Почему Шукшину удавалось с точностью воспроизводить ментальность простого человека?

(факты из биографии писателя, сам выходец из простого народа, свободное владение живым русским словом)

Еще раз, обращаясь к ценностям человеческой жизни, которые вы вывели в начале урока (проговариваем их) определим, а обладают ли ими герои Шукшина? Обратимся к рассказам.

Работа в группах:

Группа 1 Работа над рассказом «Чудик».

Задание группе: На основе вопросов к рассказу составить словесный портрет главного героя.

- Что вынесено в заголовок рассказа? (вынесено прозвище главного героя).
- Почему его так называли? (С ним постоянно что-нибудь происходит, он «влипает в историю».)
- Что произошло с ним в магазине перед поездкой к брату на Урал?
(пересказ эпизода).
- Почему он вернулся за деньгами?
(Ему стыдно - вдруг не так поймут, подумают, что решил прикарманить. Ребята выясняют, что происходит это в городе, где никто его не знает, таким образом, в характере они обнаруживают стыдливость, совестливость - это одна из его основных черт).
- Какая черта его характера раскрывается в эпизоде покупки подарков?

(Ребята находят ключевое слово во фразе: «…решил племянникам накупить подарков» - и отмечают, что эта черта - щедрость).
- Что видит Чудик из самолета и о чем думает? Как это его характеризует
(находят в тексте слова Чудика: «…упасть в облака как в вату… вот человек! Придумал же! Почему я не удивляюсь?» Это искренность чувств героя, он говорит, что думает.)
- Какая черта Чудика раскрывает в отношениях с соседом в самолете?
(Сочувствие, желание помочь).
- Как Чудик разрисовал коляску, чтобы угодить своей снохе? О чем это говорит?
(Это человек с возвышенной, романтичной душой, любящий природу, все красивое, любящий мир, согласие. Своему брату о снохе он говорит: «… не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду».)
- Почему сноха невзлюбила Чудика?
(Он простой трудяга, не руководитель из управления, странный, непонятный).
- Понимает ли она душу Чудика?
(Не понимает, его русская простая душа для нее ничто, она «злая» - по словам Чудика).
- За что он ратует, что отстаивает в жизни?
(Чудик ратует на добро, за правду, взаимопомощь, за все прекрасное, в душе его живет музыка, он постоянно напевает, то есть он человек, отстаивающий народную правду)

Группа 2. Работа по рассказу «Срезал»

Задание группе:

- Предлагаю вам два высказывания В.М. Шукшина, прочтите их и выберете одно, которое, на ваш взгляд, соответствует главной мысли рассказа «Срезал»

1. В рассказе не должно быть лжи.

2. Нам бы немножечко добрее быть...

Будьте повнимательнее друг к другу,

подобрее...

На основе предложенных вопросов раскройте характер своего героя. Выберите суждение:


  1. Срезал! 2. Срезал ли?

- Какое событие встревожило жителей деревни?

- Что за герой раскрывается на фоне этого события?

- Найдите в тексте слова, которыми автор характеризует своего героя?

- Чего в рассказе больше: действия героя или его речи?

Работа по тексту.

- Давайте пойдем вслед за автором и выберем из текста несколько фраз героя, которые, на ваш взгляд, точно раскрывают его характер.

Прочитаем вдохновенно.

- Чем же срезал герой Шукшина? Почему он выделен автором среди других героев произведения?

(он отличается начитанностью, необычными, непривычными для деревни словами)

- Какое настроение мы получаем от общения с Глебом Капустиным? А как чувствуют себя герои, на которых он обрушивается с обвинительной речью?

- А согласитесь ли вы с мнением о том, что этот рассказ и грустный, и смешной? Почему?

- Что является главным средством характеристики героя? - Слово.

Какое отношение к слову сложилось, например в практике русского фольклора, в частности, в пословицах? Какие пословицы вы знаете о слове?

Слово не воробей - вылетит, не поймаешь

- Как можно соотнести пословицу «И счастье, и беда у человека на языке»?

с нашим Глебом Капустиным?

- У него все его беды на «языке»: его слово ядовито, язвительно, он жесток, вызывает интерес, но любви к нему не было, малообразован (только верхушки общеизвестных истин). Ему нужна помощь, потому что у него нет друзей, он одинок.

Обсуждение. Итоги работы групп.

Заполнение второго столбика таблицы

Слайд 10. Коллективный образовательный продукт выглядит так:

ЦЕННОСТИ

ЖИЗНИ

МОИ (вариант)

ГЕРОЕВ ШУКШИНА

карьера

Любовь, семья

Материальное благополучие

Дружба

семья

Искренность, правдивость

Долг

Духовность

Выводы ребят:

Герои Шукшина - люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.


  1. Рефлексивно-оценочный этап:

К каким размышлениям подтолкнула вас тема урока? Что вы почерпнули для себя?

-Что утрачено? Какие пути решения этой проблемы вы можете предложить?

Как не потерять себя? (Жизнь состоит из светлых и тёмных сторон, чтобы не потерять себя, нужно быть активным, целеустрёмлённым) Пожалуйста, прикрепите своё «Я» (буква вырезана для каждого) к той ценности, которая, по вашему мнению, поможет сохранить почву под ногами и не потерять себя.

Домашнее задание на выбор:

1.Написать статью о В.М. Шукшине для электронной версии энциклопедии.

2. сочинение «Нравственные идеалы сегодня»

© 2010-2022